Компетентностные задачи по общей и экспериментальной психологии (включая практикум)




№ 1

При исследовании звуковысотного слуха обнаружено, что чувствительность к малым высотным разностям у пианистов и скрипачей неодинакова.

1. У кого чувствительность выше?

2. Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности?

№ 2

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

А. Побывав в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его.

Б. А.Н.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.

Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась.

Д. При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления указаны верно.

1. а) изменения обоняния, б) взаимодействие анализаторов, в) сенсибилизация, г) сенсибилизация, д) синестезия.

2. а) адаптация, б) синестезия, в) специфическая сенсорная организация, г) сенсибилизация, д) сенсибилизация.

3. а) адаптация, б) специфика абсолютного слуха, в) тренировка чувствительности, г)сенсибилизация, д) синестезия.

№ 3

Что общего имеется между приведенными примерами?

О какой закономерности ощущений здесь идет речь?

А. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом. Название маленьких предметов произносится детьми обычно более высоким голосом, чем названия вещей крупных.

Б. Мы часто употребляем и хорошо понимаем смысл таких выражений: «кричащие цвета», «острые вкусы», «сладкие звуки», «тяжелые краски», «пышная музыка», «плоский звук», «кислый запах», «холодный колорит картины» и т.д.

№ 4

Какая закономерность объясняет изменение в остроте зрения?

У детей дошкольного возраста испытывали остроту зрения. Они должны были с различного расстояния узнавать показываемые фигуры.

Затем те же фигуры дети должны были узнавать в условиях игры в «охотник», чтобы по ним найти местонахождение зверей. В игре дети обнаружили большую остроту зрения.

№5

1. От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека?

2. Может ли обладать такой способностью современная электронная машина?

Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным цветом на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом.

№ 6

На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык, к тому же, - и вне рта

Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?

№ 7

Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального ребенка и отсутствует у ребенка, с нарушенной психикой?

Если показать ребенку расплывшееся на бумаге чернильное пятно и спросить его: «Что ты видишь? Что это?», - то ответы обычно бывают такого рода: «Это птица какая-то, вот крылья», «Это две собаки встретились», «Это тетенька, вот у нее нос длинный» и т.д.

Если же такой вопрос задать больному, то чаще всего он ответит: «клякса», «пятно».

№8

Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях

А. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году».

Б. Известный мнемонист Ш. Отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Ш. Внимательно смотрит на таблицу с формулой и несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне просматривая «запоминаемое».

В. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему на встречу.

-Вы? Это вы?!

-Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с Вами встречались?

-А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

-А! Так вы.....

Г. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Опрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 40%.

Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

№9

Определите виды чувств.

А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину». (Из письма П.И. Чайковского).

Б. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга.

В. Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята называли его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло.

Г. Ученица Х класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на нее потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением.

№10

Дать психологическое обоснование приведенного ниже факта.

«Как-то в котельной … вспыхнули леса, облитые соляркой и маслом. Все растерялись. Кто-то вспомнил, что на лесах остались два баллона с кислородом – и вмиг все кинулись врассыпную. Взорвутся баллоны – разнесут нашу котельную вдребезги. И тут в огонь бросился рабочий Рамаз Гулашвили. Через минуту он вынырнул из огня с уже разогревшимися баллонами. Когда пожар потушили, мы говорим: «Жора, а ну-ка подними еще раз баллоны!» Так он едва поднял один».

№11

На основе этих цитат выделить понятия, которые раскрывают природу воли.

а) «Все, что побуждает человека к деятельности, должно походить через его голову: даже за еду и питье человек принимается вследствие того, что в его голове отражаются ощущения голода и жажды, а перестает, есть и пить вследствие того, что в голове отражается ощущение сытости.

Воздействия внешнего мира на человека запечатлевается в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом – в идее «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами».

б) «Волевые проявления – продукт системной работы мозга, в которой ведущую роль играют «второсигнальные управляющие импульсы тонизирующего и тормозящего характера».

в) «Воля не есть какой-то безличностный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства. Управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

№12

Выбрать линию поведения учителя, которая поможет мобилизовать волю ученика к дальнейшей работе.

а) Учитель обращается к ученице: «Ты понимаешь, что ты говоришь?» Та молчит, потом говорит: «Понимаю», смотря себе под него.

Учитель: «Ничего ты не понимаешь. Садись». (Смех в классе.)

б) Ученик, получавший все время тройки, прекрасно подготовил очередной урок и получил «5». «С нашим Петровым что-то стряслось, - с шуточной тревогой в голосе обратился учитель к классу. – Я вынужден, поставит ему пятерку».

в) «Разве ты не можешь, Витя, на каждом уроке отвечать так же хорошо, как сегодня? Разве ты не можешь быть у нас отличником? Как же тебе не совестно7»

г) «Сегодня твой ответ меня не удовлетворяет. Ты, видно, недостаточно поработал, постарайся дело исправить, ты это можешь».

№ 13

На основании описанных опытов сделайте вывод о том, являются ли необходимыми и достаточными мышечные ощущения для пространственной ориентации.

А. Ребенку 2-3 лет завязывали глаза платком, отводили его в какой-нибудь угол комнаты, тем же путем проводили обратно и просили повторить пройденный путь с закрытыми глазами. Дети успешно решали эту задачу.

Б. Ребенка 2-3 лет с завязанными глазами сажали на стульчик, переносили его направо или налево на некоторое расстояние, возвращали на старое место, а затем просили пройти туда, куда его носили. С этим заданием дети справлялись как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

№14

Какая закономерность объясняет изменение в остроте зрения?

У детей дошкольного возраста испытывали остроту зрения. Они должны были с различного расстояния узнавать показываемые фигуры.

Затем те же фигуры дети должны были узнавать в условиях игры в «охотник», чтобы по ним найти местонахождение зверей. В игре дети обнаружили большую остроту зрения.

№15

Как организовать экскурсию старших школьников в парк зимой (осенью), чтобы создать наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные.

а) привести детей в парк и организовать подвижную игру;

б) прочитать предварительно стихотворение А.С. Пушкина «Осень»;

в) предварительно объяснить детям, что они должны заметить различия между осенним и зимним парком;

г) заранее предупредить их, чтобы они внимательно рассмотрели все, что встретят в парке;

д) перед экскурсией объяснить детям, на какие изменения в парке они должны обратить внимание;

е) предупредить, что после экскурсии они должны будут нарисовать деревья осенью (зимой) и летом;

ж) предложить собрать опавшие листья и разложить их по родам деревьев.

1) а, в, г;

2) б, в, г;

3) в, д, ж;

4) в, д, е;

5) г, д, ж.

№ 16

Какой закономерностью запоминания можно объяснить следующие факты?

А. В Х классе начали изучать новый предмет – астрономию. Прошло несколько дней, и к учителю подошли трое учеников и стали жаловаться, что у них плохая память, плохо запоминают материал из учебника. Учитель спросил: «Кстати, кто в позапрошлом году играл в «Зените» вместо Садырина?» Ребята назвали фамилию футболиста. Потом они перечисляли множество фамилий игроков различных отечественных и зарубежных команд.

Б. Ученица Л., плохо знающая литературу и путающая героев классических романов, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.

№ 3

Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса гимнастических упражнений. Определите, в какой группе испытуемых запоминание было более эффективным и почему.

Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила). Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс упражнений, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроизведением должна была придумать сходное по структуре движение.

 

№17

Одна группа учеников 4 класса заучивала стихотворение, непрерывно повторяя его до полного дословного воспроизведения. Другая группа учеников заучивала это же стихотворение, распределив повторение: каждый день стихотворение прочитывалось дважды, вплоть до полного заучивания.

Какой группе школьников потребовалось меньшее количество повторений для безошибочного воспроизведения всего стихотворения? Как называется эта закономерность повторения?

№18

К какой группе испытуемых относятся числовые данные экспериментов, характеризующие более полное и более прочное запоминание.

Одной группе учащихся предлагали запомнить содержание текста путем четырехкратного чтения подряд, другой - чередующихся двукратного чтения и двукратного воспроизведения. Оказалось, что полнота и прочность запоминания в этих группах неодинаковы. Через час после заучивания в одной из групп материал был удержан памятью на 75%, а в другой - на 52%, через десять дней - соответственно на 72% и 25%.

№19

Какие из данных явлений можно отнести к памяти, а какие к представлениям?

Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействие раздражителей, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщенный чувственный образ, иллюзия, запоминание, фантазия, модель будущего, рассказ о прошлом, идеал, гипотеза, воображение, галлюцинация, реминисценция, словесный портрет

№ 20

Выделите основные этапы решения педагогической задачи. Обозначьте каждый этап соответствующим психологическим понятием.

Студентка-практикантка В.К. вначале не знала, какие приемы педагогического воздействия применить к Коле, который нарушал дисциплину в 7 классе. Она начала присматриваться к мальчику. От классной руководительницы студентка узнала, что он слабый ученик (особенно по геометрии и физике). Стало известно, что по семейным обстоятельствам Коле некогда готовиться к урокам. Обнаружилось, что Коля далеко живет от школы. Мальчику мешали заниматься и ненормальные отношения между родителями, и чрезмерная загруженность домашними делами. В школе мало интересовались жизнью мальчика во внеурочное время. Он часто слышал одно: плохой, неисправимый. Это еще больше озлобляло ребенка.

Студентка-практикантка, узнав все обстоятельства, приходит к выводу, что Коля нуждается в ласковом отцовском слове, в проявлении доброты к нему. Она решила строить свой подход к мальчику на понимании его душевного состояния и проявить к нему внимание, доброту, заботу. Девушка часто подходила к нему и, как бы не замечая его озорства, старалась обращаться с ним ласковее. Для привлечения его внимания студентка готовила к уроку что-то новое, интересное. Мальчику помогли заниматься по геометрии и физике. Узнав, что Коля хорошо рисует, она попросила его помочь выпустить стенгазету.

Мальчик стал вести себя лучше. На уроках сидел тихо. Внимательно слушал объяснения. Повысилась его успеваемость.

№ 21

Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет носик и ротик».

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимание на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».

В. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка - на корабль, бабочку объединяет с цветами и т.д.

№22

На основании опыта сделать вывод о психологических причинах, препятствующих решению задачи во втором варианте. Какие психологические условия необходимы для успешного решения задачи во втором варианте?

Испытуемым предлагали решить задачу на сообразительность. На двери нужно было закрепить три свечи на одном уровне. Перед испытуемым на столе лежали разные предметы: молоток, буравчики, веревочки, картонные коробки, гвозди и т. Д. Для решения задачи необходимо было использовать в качестве подставки коробочки из-под гвоздей. Задача давалась в двух вариантах. В первом варианте коробочки были пустые, во втором - наполненные гвоздями. В первом варианте все испытуемые использовали пустые коробочки в качестве подставки. Во втором же варианте более половины испытуемых затруднились решить задачу, и только около 43% испытуемых догадались освободить от гвоздей коробочки и использовать их в качестве подставок для свечей.

№ 23

Какое общее условие успешного решения задачи нарушается? В чем состоит общая психологическая причина трудности в решении задачи?

Обычно с большим трудом решается следующая простая задача из серии головоломок: провести через четыре точки три прямые линии, возвратившись в ту точку, откуда началось движение.

№ 24

Установите психологическое условие, от которого зависит изменение в интеллектуальной деятельности первоклассника.

Исследовались причины отставания учеников 1 класса по арифметике. Эти дети не могли решить простейших задач, ответы давали наугад и очень неохотно. Они производили впечатление неспособных, апатичных, а иногда даже умственно отсталых детей. Им предложили дидактические игры. Выиграть можно было только при условии, если: правильно пользуясь соответствующими интеллектуальными приемами, решить предложенную учебную задачу. Дети были в восторге от игры. С первой же игры исследователи изменили мнение об испытуемых, которые оказались веселыми, живыми, сообразительными детьми, активными и настойчивыми, заинтересованными во всей деятельности, в решении задачи, в собственном выигрыше. Фактически игра состояла в решении тех же задач, которые дети с неудовольствием решали в учебных, вне игровых занятиях. Все ученики при решении задачи в игре начинали пользоваться теми приемами умственной деятельности, которыми абсолютно не пользовались в школьных занятиях. В занятиях без игры испытуемые дали 29% правильных ответов, а в игре - 88%.

№ 25

 

Проанализируйте текст, определите, какой характер отражения присущ воображению? В чем заключается его главная функция?

«Всякому созданию нового, преобразованию действительности на практике обязательно предшествует мысленное, образное преобразование, создание представлений воображения. Человек вначале создает идею вещи, ее образ, затем уже саму вещь. Именно в наличии воображения, в способности представить ожидаемый результат работы при помощи фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных».

№ 26

На основе данных высказываний раскрыть отражательную природу воображения, показать его место и роль в познании творческой деятельности.

а) «…В самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее есть известный кусочек фантазии».

б) «Фантастические представления взяты из действительности, а самые верные представления о действительности по необходимости оживляются дыханием фантазии».

в) Для творчества «необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии».

г) «Как психологический фактор, фантазия есть нечто родственнее, близкое воображению. С логической же стороны она близка к догадке, к гипотезе. В том и другом смысле фантазия играет весьма существенную роль во всяком научном открытии и вообще в любом научном творчестве».

№ 27

Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность.

А. Урок английского языка.

Ребята принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. Забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время учитель Мельников заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н.. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. Возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь.

Б. Досадное чувство собственного безволия возникает в тех случаях, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь.

В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?». Ребята бросились в рассыпную прежде, чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали. Но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно.

Г. Сталевар 41года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: