«20 лет в Президентской программе подготовки управленческих кадров: взгляд изнутри»
Вопрос: Виктор Михайлович, как, на Ваш взгляд, сегодня можно резюмировать итоги 20-летнего развития Президентской программы подготовки управленческих кадров в Нижегородском регионе?
Ответ: А.И. Герцен в своем мемуарно-историческом романе «Былое и думы» в свойственной ему яркой публицистической форме сформулировал сущность того, что историки и аналитики определяют метафорой «пафос дистанции». Да, действительно, «много надобно времени, для того, чтобы иная быль отстоялась в прозрачную думу… Без этого может быть искренность, но не может быть истины! ». В2018 году исполняется уже 20 лет с начала реализации в стране государственной программы подготовки молодой генерации российских управленцев, инициированной Указом Президента РФ№774 от 23 июля 1997 года. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева вошел в эту программу вместе с десятками других ведущих высших учебных заведений страны с первых дней ее существования. «Пафос дистанции», пропущенный через личный опыт управления программой и участия в ней, позволяет сделать некоторые обобщения и выводы, не претендующие, разумеется, на «истину в последней инстанции». При этомНГТУ вошел в программу и в течение первых десяти лет (до изменения системы управления программой) выполнял функцию организующего и координирующего ядра в бизнес-альянсе ведущих нижегородских вузов, в специально созданном Нижегородском образовательном консорциуме, – став предтечей модели сегодняшнего опорного университета.
Вопрос: Что побудило вуз принять такое ответственное и обязывающее долгосрочное решение?
|
Ответ: Можно определить несколько основных причин такого решения.
Во-первых, проект с самого начала своего существования позиционировал себя как элитный по своему содержанию, инициаторам и исполнителям. Это элитная программа профессиональной переподготовки в области менеджмента, маркетинга и финансов, реализуемая по современным международным требованиям и стандартам качества бизнес-образования.
Во-вторых, программа с самого начала стала демократичной бизнес-образовательной программой по ее открытости и доступности для желающих пройти обучение, по своей гибкости и партисипативности.
В-третьих, в программе с самого начала содержался серьезный вызов. Это был вызов для организаторов, преподавателей и консультантов, связанный с обучением не студентов, а взрослых людей и в этой связи необходимостью строить весь процесс обучения не на принципах традиционной педагогики, а на принципах андрагогики как науки и искусства обучения и воспитания взрослых - носителей собственного жизненного, социального и управленческого опыта. В ней все другое: и контент, и образовательные технологии, и коммуникативные инструменты.
Вопрос: Какова была главная стратегическая цель развертывания Президентской программы для Нижегородского области?
Ответ: 20 лет назад мы сформулировали миссию Президентской программы для Нижегородского области, исходя из требований «заказчика» (Администрация Президента, Минэкономики РФ). Президентская программа - это подготовка молодой генерации управленческих кадров в соответствии с требованиями международных стандартов качества бизнес-образования. Нашей стратегической целью стало формирование высокопрофессиональных менеджеров-практиков, обладающих современными знаниями и навыками в области менеджмента, маркетинга, экономики, финансов, инноватики, которые позволят им эффективно руководить российскими организациями или их подразделениями.
|
Кроме этого, важно было с самого начала определить основных бенефициаров программы, для того чтобы настроить ее на создание реальной ценности для всех заинтересованных групп. Были определены следующие приоритетные стейкходеры программы:
1. Стажеры и выпускники программы получают (первые 10 лет существования программы бесплатно, а затем при минимальной компенсации) современное бизнес-образование, проходят, продолжая обучение, отечественные и зарубежные управленческие стажировки на родственных предприятиях.
2. Направляющие предприятия получают новые возможности кадровой реювенилизации, молодые управленческие кадры и сотни новых реальных проектов организационных изменений, готовых для имплементации.
3. Регион (территория) получает новые бизнесы, новые проекты экономических,социальных и культурных изменений, дополнительную налоговую базу.
4. Вузы-участники программы обретают новое качество бизнес-образования, новые образовательные проекты (МВА, ВВА), рост репутационной стоимости собственных бизнес-образовательных проектов, дополнительные возможности для энтризма, «вхождения» в реально функционирующие бизнесы, тесное взаимодействие с государственными органами власти, выход на международное сотрудничество, возможности создания современных бизнес-образовательных альянсов.
|
5. Преподаватели и организаторы программы – новый опыт преподавания бизнес-дисциплин, обновление технической и технологической базы управленческого образования, расширение коммуникативных возможностей, обмен знаниями и опытом с отечественными и зарубежными коллегами и партнерами.
Вопрос: Что приводило и приводит молодых менеджеров и специалистов в эту программу, почему спрос на нее не падает, несмотря на значительный срок ее реализации в регионе?
Ответ: Это ключевой вопрос.Используя методы экспертной оценки, включенного наблюдения, структурированных интервью, анкетный опросов и изучения ежегодной отчетной документации мы пришли к следующим выводам относительно главных мотиваторов наших слушателей.
Во-первых, как не странно это может прозвучать, - чувство естественного любопытства, с которого начинается любое познание. В этой группе «на старте» нет, как правило,четких и определенных личных и организационных целей. Они слышали, что Президентская программа это бренд и задаются вопросом: «Интересно, чему они могут меня там научить?». Инверсия целей происходит в этой группе чаще всего во второй половине реализационного периода программы, с началом учебных курсов специализации и выходом «в поле», с интенсивным приобщением к изучению реального успешного опыта управления в лучших нижегородских компаниях.
Во-вторых, это отсутствие у части слушателей чувства безопасности на своем рабочем месте. Им нужны поддержка и советы авторитетного внешнего эксперта, способного снять внутренние комплексы, страхи и тревоги. И, конечно, создать благодаря расширению личного коммуникативного поля «запасные аэродромы» на случай неудачи на своих предприятиях.
В-третьих, для части слушателей доминантой является желание получить «алиби» для себя, которое можно было бы в случае необходимости предъявить своим подчиненным и начальству. Им нужны авторитетные подтверждения правильности принимаемых ими управленческих решений. Они хотели бы минимизировать сопротивление и критику собственным действиям в организации. Для них важно продемонстрировать своему руководству и подчиненным собственную компетентность, опираясь на поддержку и авторитет внешних экспертов.
В-четвертых – это стремление приобрести или обновить ключевые профессиональные компетенции управленца. Им действительно необходимы новые знания и систематизация старых, нужны новые навыки и внешний «аудит» старых. Им нужен новый управленческий опыт - отечественный и зарубежный. Нужны, в первую очередь ответы на вопрос: «Как делать?». Как создать свой бизнес? Как успешно провести необходимые организационные изменения в направляющих компаниях?
В-пятых, для части приходящих на обучение слушателей важно в первую очередь получить новый «брендовый» диплом в бизнес-школе, обладающий хорошей деловой репутацией.
В-шестых, у части слушателей наиболее выраженной является надежда на создание новых условий для более выгодного трудоустройства или ускоренной управленческой карьеры внутри организации.
В-седьмых, для большой части слушателей определяющим мотиватором выступает стремление получить новые возможности для бизнес-общения, для создания новых деловых альянсов в городе, регионе, стране и за рубежом.
И, наконец, были и есть люди приходящие в программу для решения своих личных проблем, порожденных нередко чувством «одиночества в толпе», нерешенностью семейных, коммуникативных и других психологических проблем. Понятно, что эти установки и цели характерны для слушателей на «входе». На «выходе» они очень часто меняются, часто в содержательную, позитивную, креативную сторону. По нашим наблюдениям, очень сильным мотиватором в 90-е - начале 2000-х годов было желание слушателей пройти бесплатно зарубежную стажировку. Сегодня же это стремление является второстепенным, периферийным.
Вопрос: Что делали все эти годы преподаватели программы, реализуя ее цели и задачи?
Ответ: Преподаватели программы помогали формировать современные бизнес-установки участников обучения, способствовали созданию нового бизнес-сознания, адекватного мировым стандартам. Они обеспечивали их новой бизнес-информацией, тиражировалисовременные бизнес-практики, помогали на основе личного опыта слушателей формировать новые навыки бизнес-поведения,предлагали к рассмотрению и анализу новые системы управления и новые методологии организационного поведения. Преподаватели помогали начинающим управленцам выявлять и диагностировать реальные организационные и управленческие проблемы, с которыми они сталкивались на рабочем месте, помогали формировать альтернативные бизнес-решения и рекомендовали способы их реализации. Они задавали вопросы (сократовский метод) для того, чтобы стимулировать самостоятельные решения и активность слушателей. Преподаватели слушали и анализировали излагаемые идеи, намерения и планы, формировали свои экспертные суждения по ним. И, конечно, они обеспечивали моральную поддержку слушателям, помогали им словом и делом, укрепляли оптимизм, «энергизировали» обучаемых. В свою очередь преподаватели менялись сами. Они не могли оставаться прежними в своих рутинных учебных процессах, работая со студентами бакалавриата и магистратуры. Программа стала солидным институтом повышения квалификации для преподавателей бизнес-дисциплин не только НГТУ, но и других вузов города, участвовавших в ее реализации.
Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, основные конкурентные преимущества программы?
Ответ: Основными конкурентными преимуществами программы стали партисипативность и гибкость. Они нашли свое выражение в том, что слушатели принимают участие в проектировании содержания программы своего обучения, имеют возможность выбора учебных курсов специализации, а также тем дипломных проектов исходя из их собственных управленческих интересов и интересов направляющих компаний. Слушатели имеют возможность определять, каким образом они будут усваивать учебный материал и разрабатывать свой дипломный проект. Значительный объем учебной работы (около 50%) они выполняют самостоятельно (на основе индивидуальной, групповой и командной работы под руководством преподавателей) в аудитории или вне её. Процесс обучения, его качество и возникающие проблемы открыто обсуждаются преподавателями и слушателями совместно. Слушатели имеют возможность оценивать качество учебного процесса, уровень работы преподавателей и научных консультантов. Они также имеют четко определенные «правила игры» в рамках учебного процесса, определяющие функции, права и обязанности «сторон». Высокие результаты обучения становятся итогом совместных усилий преподавателей и слушателей.
При изучении учебных курсов для «заточки» теоретической и практической частей программы на создание ценности мы настоятельно рекомендовали слушателям руководствоваться следующим познавательным, аналитическим имплементационным алгоритмом:
1. Изучая курсы, спрашивайте себя: «Какое значение эта теоретическая или практическая проблема имеет для меня лично как менеджера?»
2. Изучая курсы, спрашивайте себя: «Какое значение эта проблема имеет для моей организации?»
3. Изучая курсы, спрашивайте себя: «Что я. как менеджер, должен сделать, чтобы решить эту проблему так, чтобы это открыло новые благоприятные возможности для моей организации и для меня лично?»
4. Изучая курсы, спрашивайте себя: «Как я должен это сделать?»
5. Изучая курсы, спрашивайте себя: «Когда я должен это сделать?»
6. Изучая курсы, спрашивайте себя: «Сколько это (решение проблемы) будет стоить для моей организации и каких усилий потребует от меня лично?»
7. Изучая курсы, спрашивайте себя: «Что мне необходимо дополнительно изучить в процессе обучения, чтобы успешно решить эту проблему?»
8. Изучая курсы, спрашивайте себя: «Что конкретно получит от решения этой проблемы моя организация, и что получу я лично?»
За годы реализации программы у нас сложился системный взгляд на нее, причем взгляд «изнутри», позволяющий оценить ее в единстве всех ее подсистем и элементов, характерных для нее сущностных связей и отношений, ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Вопрос: Каковы наиболее сильные стороны программы, ее конкурентные преимущества? Есть ли у программы слабые стороны?
Ответ: К наиболее сильным сторонам программы с полным основанием можно отнести:
· обеспеченность программы кадрами высшей квалификации из доступного регионального пула;
· использование современных обучающих технологий, мирового опыта подготовки и развития управленческих кадров;
· максимальная ориентированность обучения на выявление, диагностику и решение реальных организационных проблем предприятий, представляемых слушателями;
· престижность программы, создающая выпускникам повышенные возможности карьерного роста;
· соединение управленческой и языковой (лингвистической) подготовки слушателей;
· добровольность выбора области специализации;
· возможность зарекомендовать себя, утвердить свою деловую репутацию среди потенциальных работодателей, руководителей, коллег и партнеров в процессе обучения;
· возможность увеличить свою рыночную стоимость и существенно ускорить карьерный рост внутри организации;
· возможность приобрести качественные знания и навыки современного менеджмента, необходимые для осуществления назревших перемен в своей организации;
· возможность разработать и защитить проект реальных организационных изменений на своем предприятии;
· возможность самостоятельно сформировать управленческую команду из числа слушателейпрограммы;
· возможность общаться в родственной профессиональной среде и использовать потенциал профессиональной коммуникации в целях развития собственного управленческого опыта;
· возможность пройти зарубежную или отечественную стажировку на родственных предприятиях.
Слабые стороны программы, какими они видятся нам изнутри, это:
· неоднородность состава слушателей (разный уровень управленческой подготовки, разные потребности, интересы, установки, разный жизненный и управленческий опыт, разный уровень владения иностранными языками);
· низкий уровень культуры части слушателей в «работе по правилам»;
· ограниченность временного ресурса программы (противоречие между потребностью фундаментализации управленческой подготовки слушателей и недостаточным временем для реализации этой задачи);
· необходимость для слушателей совмещать обучение с производственной деятельностью;
· недостаток времени для самостоятельной работы слушателей;
· отсутствие или слабость систем мотивации работников на переподготовку и повышение квалификации на многих предприятиях региона;
· неготовность (порой нежелание) части руководителей использовать вновь приобретенный управленческий потенциал выпускников программы;
· отсутствие на многих предприятиях региона развитых систем и технологий тиражирования, мультипликации и «обобществления» индивидуальных знаний и навыков прошедших обучение;
· отсутствие на предприятиях объективных и (или) субъективных предпосылок для осуществления организационных изменений, спроектированных выпускниками программы;
· действие в части организаций национального феномена «горе от ума» и сословно-династических принципов побора и расстановки управленческих кадров.
Вопрос: Как можно оценить весь процесс и результаты обучения на Президентской программе?
Ответ: Оценка процесса и результатов обучения строится на основе общепринятых в практике современного бизнес-образования критериях. Их, как известно, четыре.
1. Оценка программы ее участниками, которые отвечают на вопрос, удовлетворены ли они процессом и результатами обучения. Happy shits дают моментальный снимок настроения слушателей, возможность оценить их удовлетворенность или неудовлетворенность каждым занятием изучаемого курса. Они становятся реальным инструментом управления учебным процессом уже в ходе его «разворачивая».
2. Оценка усвоения участниками программы новых знаний, которым их обучали. Они определяются ответом на вопрос - запомнили и правильно ли понимают они новые знания, которым их обучали? Экзамены, зачеты, тесты, деловые и ролевые игры, имитации, эссе, дипломные проекты дают возможность объективно оценить качество учебной работы преподавателей и слушателей.
3. Оценка изменений в навыках практической работы обучаемых на их рабочих местах в результате усвоения новых знаний. Слушатели определяют, будут ли они применять новые знания в своей практической производственной деятельности.
4. Оценка изменения в деятельности направляющей организации или её подразделений. Слушателям необходимо понять, каким образом повлияли и повлияли ли изменения практических навыках работников, достигнутые ими в результате обучения, на деятельность организации в целом или на работу её отдельных подразделение.
Понятно, что две последние оценки требуют отлаженного механизма обратной связи с направляющими организациями, что становится возможным лишь при планомерной постпрограммной работе с выпускниками и руководством направляющих компаний.
Вопрос: Что побуждает компании направлять своих сотрудником на обучение по программе и идти на, пусть и незначительные, затраты (треть бюджета программы последние десять лет формируется за счет направляющих организаций).
Ответ: Они делают это только при четком понимании той ценности, которую они могут получить взамен. Мы определяем и формулируем эти ценности следующим образом. После обучения специалистов на программе компании могут получить:
1. Высококвалифицированных специалистов в области современного менеджмента.
2. Дополнительную новую бизнес-информацию для тиражирования и мультипликации.
3. Новые бизнес-связи с российским и зарубежным партнёрами.
4. Экспертные оценки ситуации со стороны научных руководителей дипломных проектов, разрабатываемых слушателями.
5. Идентификацию, диагностику и решение собственных организационных проблем.
6. Помощь во внедрении в организации новых управленческих систем и технологий.
7. Способность планирования и реализации организационных изменений.
8. Способность и дополнительную возможность проводить эффективную подготовку и развитие человеческих ресурсов организации
Вопрос: А были случаи низкой эффективности программы?
Ответ: Двадцатилетний опыт реализации программы позволяет объективно определить и оценить основные объективные и субъективные причины «зависания» реальных возможностей программы, случаев ее низкой эффективности. К ним мы бы отнесли следующие:
1. Отсутствие в направляющей организации системы мотивации и стимулирования работников за успешное овладение новыми знаниями и навыками.
2. Недостаток в организации терпения и времени, необходимого для полной реализации проектов, разработанных выпускниками.
3. Отсутствие в компаниях объективных (финансовых, технико-технологических и иных) условий для реализации новых знаний и навыков выпускников программы, приобретенных ими в результате подготовки.
4. Неадекватная оценка организацией потребностей в обучении менеджеров и специалистов на старте. Изменение потребностей организации в подготовке кадров после завершения программы обучения.
5. Отсутствие поддержки обучения работника со стороны топ-менеджмента предприятия.
Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, пути дальнейшего развития Президентской программы?
Ответ: Двадцать лет спустя как никогда ясно мы представляем основные пути дальнейшего развития программы и повышения ее качества и эффективности. Наращивание ценности программы для ее потребителей и других стейкхолдеров определяется следующими факторами:
· обеспечением растущей гибкости программы, постоянным совершенствованием ее содержания и используемых в ней обучающих технологий;
· выделением из программы относительно самостоятельных обучающих программ на модульной основе, ориентированных на краткосрочные курсы, повышение квалификации, на переподготовку, на интенсивное обучение иностранным языкам всех желающих и т.д.;
· развитием политики «открытых дверей» для слушателей программы (снятием всех ограничений по возрасту, менеджеральному уровню, срокам обучения, предоставлением возможности обучения «по частям»);
· растущим многообразием обучающих программ по выбору (on demand);
· ростом конкурентоспособности программы на рынке бизнес-образовательных услуг за счет высокого качества обучения;
· превращением обучения в программе в реальный фактор создания ценности и роста стоимости компании слушателя;
· утверждением клиентоориентированного подхода к слушателям (слушатели-клиенты, у которых есть возможность выбора, свои потребности и интересы, с кастомизаций программы);
· продвижением программы в регионе (с «охватом» работников градообразующих предприятий региональной глубинки) на основе активного и социально ответственного маркетинга образовательных услуг;
· созданием стратегических альянсов и партнеров с отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, способных стать наиболее экономичным способом предложения слушателям максимально полного набора высококачественных образовательных услуг;
· обеспечением преподавателей программы правом на поиск, изменения, риски, ошибки и достойное вознаграждение за успехи;
· превращением обучения в программе в активный источник организационных изменений в компаниях слушателей;
· обеспечением такого уровня и условий обучения слушателей, при котором они могли бы учиться быстрее и лучше, чем их конкуренты;
· широким развитием методов разработки групповых проектов и создания управленческих команд из слушателей программы;
· превращением программы в органический элемент общегосударственной системы непрерывного образования практических управленцев;
· обеспечением преподавателям программы возможностей для профессионального развития, которые позволят им создавать бизнес-среду, стремящуюся к постоянному обучению;
· превращением ресурсов интернет, возможностей «цифровизации» и искусственного интеллекта в активный инструмент глубоких изменений в содержании, формах и методах обучения слушателей;
· развитием форм дистанционного обучения без снижения качества обучения;
· полным использованием современных информационных технологий для создания и расширения сети и многообразия образовательных альянсови партнерств.
· дальнейшим укреплением связей операторов программы с органами государственного управления, профессиональными общественными объединениями и бизнес-организациями региона.
Желаем Президентской программе дальнейшего развития и процветания!