Санитарно-гигиеническая оценка микроклимата помещений (скорость движения воздуха, роза ветров, кратность воздухообмена)
1. ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА ОБУСЛОВЛЕНО
1) разностью температур
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕТРА
1) скорость и направление
3. РОЗА ВЕТРОВ - ЭТО графическое изображение превалирующего направления ветра
1) за длительный промежуток времени
4. РОЗА ВЕТРОВ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ
1) для зонирования территории населенного пункта
5. ПО РОЗЕ ВЕТРОВ ЖИЛАЯ ЗОНА - ЭТО
1) чистая зона населенного пункта
6. СЕЛИТЕБНАЯ ЗОНА - ЭТО
1) чистая зона населенного пункта
7. ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
1) увеличивает теплоотдачу
8. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ВЕТРА
1) анемометр
9. ВОЗДУШНЫЙ РЕЖИМ ЗДАНИЯ - ЭТО
1) процесс обмена воздуха помещений и атмосферы
10. ВИДЫВЕНТИЛЯЦИИ
1) искусственная и естественная
11. ОБЪЕМОМ ВЕНТИЛЯЦИИ - ЭТО количество воздуха, поступающего в помещение в течение
1) одного часа
12. ВИДЫВЕНТИЛЯЦИИ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУХООБМЕНА
1) приточная, вытяжная, приточно - вытяжная
13. КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА - ЭТО
1) сколько раз воздух помещения поменяется на атмосферный в течение часа
14. ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ВОЗДУХООБМЕН
1) разница температур
15. СИСТЕМЫОТОПЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА
1) местные и центральные
16. САН-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАМ ВКЛЮЧАЮТ
1) равномерный прогрев печного массива и незначительные колебания температуры по вертикали и горизонтали
17. ДОСТОИНСТВОМ ПЕЧНОГО ОТОПЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
1) независимость отопления отдельных помещений
18. НЕДОСТАТКИ ПЕЧНОГО ОТОПЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В
1) неравномерности температур в помещении
19. ВОДЯНЫЕ СИСТЕМЫЦЕНТРАЛЬНОГО ОТОПЛЕНИЯ
1) поддерживают постоянную равномерную температуру воздуха в помещении вне колебаний наружного воздуха
20. ХИМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЧИСТОТЫВОЗДУХА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
1) СО2
1. Основные составляющие микроклимата всё, кроме:
д) освещённость.
2. Искусственная вентиляция осуществляется путём:
в) механических вентиляторов, кондиционеров;
3. Скорость движения воздуха определяется:
в) анемометром;
4. Регуляция микроклимата жилого помещения может осуществляться с помощью:
а) отопления;
б) озеленения;
в) вентиляции;
г) кондиционирования;
д) верное всё, кроме б.
Правильный ответ: д.
5. Виды вентиляции:
б) естественная и искусственная;
6. Норма кратности воздухообмена в жилых и общественных зданиях:
б) 3 раза;
7. Назовите, за счет какого фактора обеспечивается естественный воздухообмен:
а) разница температур;
8. Гигиеническое значение движения воздуха состоит:
а) способствует вентиляции (аэрации) жилых кварталов и расположенных там зданий;
б) приводит к самоочищению атмосферы от загрязнений;
в) обеспечивает перенос тепла и влаги из одних районов в другие, т.е. является климато- и погодообразующим фактором;
г) является охлаждающим фактором;
д) все вышеперечисленное.
Правильный ответ: д.
9. Воздушный режим – это:
а) общий процесс обмена воздуха между всеми помещениями здания и наружным атмосферным воздухом;
10. Объёмом вентиляции называют:
а) количество воздуха, вводимого (или поступающего) в помещение в течение одного часа;
11. Объёма вентиляции зависит от:
а)кубатуры помещения;
б) числа людей;
в) характера проводимой работы;
г) верно а, б, в;
д) нет верного ответа.
Правильный ответ: г.
12. Средства усиления естественной вентиляции:
а) открывающиеся окна или специальные устройства - форточки и фрамуги;
б) сквозное проветривание;
в) индивидуальные вытяжные вентиляционные каналы;
г) «дышащие» строительные материалы;
д) все перечисленное верно.
Правильный ответ: д.
13.Гигиенические требования к вентиляции:
д) все перечисленное верно.
14. Роза ветров – это:
б) графическое изображение ветров за определенный период времени;
15. В жилых помещениях нормальной скоростью считается:
д) 0,1-0,3 м/с.
16. Приборы для измерения скорости движения воздуха от 0,5 до 15 м/с:
б) крыльчатый анемометр;
17. Приборы для измерения скорости движения воздуха до 0,5 м/с:
в) кататермометр;
18. Приборы для измерения скорости движения воздуха до 50 м/с:
а) чашечный анемометр;
Пример решения типовой задачи:
Задача №1.
Вычертите график – «розу ветров» по следующим данным:
С СВ, В Ю, ЮЗ 3 СЗ ЮВ
18% 14% 10% 7% 8% 8% 35% 8%
Задание: укажите рациональное размещение жилой зоны.
Задача №2.
Палата проветривается при помощи форточки, размеры которой составляют 0,5м x 0,5м. Средняя скорость движения воздуха в форточке 0,5 м/сек., Размеры палаты: длина – 6м, ширина – 5м, высота – 3м.
Задание: рассчитайте кратность воздухообмена и режим проветривания больничной палаты.
Эталон ответа
Кратность воздухообмена без наличия людей в помещении находим по формуле:
Sх Rх3600сек
Р = ---------------------, где
V
Р – кратность воздухообмена;
S – площадь вентиляционного отверстия (м2);
R – скорость движения воздуха (м/сек.);
V – объем помещения (м3).
3600сек* -кратность воздухообмена находится за час
х – знак умножения
Р = [(0,5м x 0,5м) х0,5 м/сек х 3600 сек]: (6 м х 5м х3м) =5 раз
Режим проветривания рассчитывается за час в минутах.
60 мин: 5 = 12мин.
Следовательно, в течение часа палату необходимо проветривать 12 мин.
Задача №3
В палате, имеющей размеры: длина – 6м, ширина – 5м, высота – 3м., находятся четверо больных в возрасте от 23 до 45 лет.
Задание: рассчитайте кратность воздухообмена и режим проветривания больничной палаты.
По формуле Петенкоффера определяем объем вентилируемого воздуха, с учетом того, что каждый взрослый человек выделяет 22,6л\час СО2, а ребенок – 10,6 л\час и делим на объем помещения.
Кратность воздухообмена= (22,6 х 4): [(1-0,4)x(6х5х3)] = 1,7 раз
Режим проветривания рассчитывается за час в минутах.
60 мин: 1,7 = 35мин.
Следовательно, в течение часа палату необходимо проветривать 35мин.
Задачи для ознакомления.
Задача №1.
Вычертите график – «розу ветров» по следующим данным:
С СВ, В Ю, ЮЗ 3 СЗ ЮВ
35% 8% 10% 7% 8% 10% 9% 8%
Задание: укажите рациональное размещение жилой и производственной зоны.
Задача №2.
Палата проветривается при помощи форточки, размеры которой составляют 0,5м x 0,5м. Средняя скорость движения воздуха в форточке 0,5 м/сек., при сквозном проветривании – 2,5 м/сек. Размеры палаты: длина – 6м, ширина – 5м, высота – 3м.
Задание: рассчитайте кратность воздухообмена и режим проветривания больничной палаты.
Задача №3
Рассчитайте кратность воздухообмена в классе, площадь которого = 50 м2, высота м3. Имеется 3 форточки каждая размерами 40 см х 60 см. Скорость движения воздуха в форточке = 3 м/сек.
Задача №4.
Вычертите график – «розу ветров» по следующим данным:
С ВС В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ
18% 30% 20% 10% 7% 5% 6% 4%
Задание: укажите рациональное размещение жилой и производственной зоны.
Задача №5.
Для проветривания классной комнаты предусмотрено 3 форточки размерами 0,5 м на 0,5 м каждая. Скорость движения воздуха в форточке 1 м/сек. при сквозном проветривании – 2,5 м/сек. Размер класса: длина – 8,3м, ширина – 6,2м, высота – 3м.
Задание: наметьте режим проветривания классной комнаты.
Задача №6.
В детском саду «Буратино» температура воздуха в игровых помещениях и спальнях составляет 13-140 С. Температура поверхности обогревательных приборов - 400С; температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания составляет 120 С. Относительная влажность воздуха в помещениях для детей 68 %, в кухне ипостирочной – 90 %. Скорость движения воздуха – 0,4 м/с.
Задание: составьте прогноз по состоянию здоровья детей. Дайте заключение о состоянии микроклимата в детском саду, рекомендации по его оптимизации.
Задача №7.
В помещениях детского сада «Ромашка» сквозное проветривание проводят по 3 минуты 2 раза в день. Во время прогулок проветривание не проводят. Кратность воздухообмена в помещениях для детей составляет 0,5; в помещениях бассейна, в туалетах для детей, в медицинском блоке детсада кратность воздухообмена 10м3 на 1 ребенка. При измерении параметров микроклимата: температура воздуха в помещениях 320С, относительная влажность 65%, скорость движения воздуха 0,01 м/сек.
Задание: составьте прогноз по состоянию здоровья детей. Дайте заключение о состоянии микроклимата в детском саду, рекомендации по его оптимизации.
Задача №8.
В детском саду «Багульник» температура воздуха в игровых помещениях и спальнях составляет 300С. Температура поверхности обогревательных приборов - 950С; температура пола составляет 230С. Относительная влажность воздуха в помещениях для детей 28 %, в кухне ипостирочной – 40 %. Скорость движения воздуха – 0,02 м/с.
Задание: составьте прогноз по состоянию здоровья детей. Дайте заключение о состоянии микроклимата в детском саду, рекомендации по его оптимизации.
Задача №9.
В помещениях детского сада «Чебурашка» сквозное проветривание проводят по 20 минут 4 раза в день. Во время прогулок проветривание проводят по 1 часу. Кратность воздухообмена в помещениях для детей составляет 1,5; в помещениях бассейна, в туалетах для детей, в медицинском блоке детсада кратность воздухообмена 20 м3 на 1 ребенка. При измерении параметров микроклимата: температура воздуха в помещениях 220С, относительная влажность 50%, скорость движения воздуха 0,2 м/сек.
Задание: составьте прогноз по состоянию здоровья детей. Дайте заключение о состоянии микроклимата в детском саду, рекомендации по его оптимизации.
Задача №10.
В детском саду «Гномик» температура воздуха в игровых помещениях и спальнях составляет 180С. Температура поверхности обогревательных приборов - 600С; температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания составляет 18,50С. Относительная влажность воздуха в помещениях для детей 80 %, в кухне ипостирочной – 95 %. Скорость движения воздуха – 0,2 м/с.
Задание: составьте прогноз по состоянию здоровья детей. Дайте заключение о состоянии микроклимата в детском саду, рекомендации по его оптимизации.
Задача №11.
В помещениях детского сада «Аленький цветочек» помещения ежедневно не проветриваются, сквозное проветривание помещений проводится один раз в день 20 минут перед сном детей. Кратность воздухообмена в помещениях для пребывания детей составляет 1,0; в туалетах для детей - 5 м3 на 1 ребенка. При измерении параметров микроклимата: температура воздуха в помещениях 280С, относительная влажность 30%, скорость движения воздуха 0,04 м/сек.
Задание: составьте прогноз по состоянию здоровья детей. Дайте заключение о состоянии микроклимата в детском саду, рекомендации по его оптимизации.
Задача №12.
В школе № 4 система вытяжной вентиляции предусмотрена одна для всех помещений. В учебных помещениях допускается рециркуляция воздуха, установлен кондиционер. Площадь фрамуг в учебных помещениях составляет 1/30 от площади пола. 50 % фрамуг не функционирует. Учебные помещения невозможно проветривать во время перемен и во время уроков. Не возможно сквозное проветривание учебных помещений. При измерении параметров микроклимата температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 260С; в учебных мастерских - 270 С; в актовом зале 230С, лекционной аудитории 200С, классе пения имузыки – 160 С; в кабинетах информатики - 270С; в спортзале - 270С. Относительная влажность воздуха в классах 25-35%.
Задание: составьте прогноз по состоянию здоровья детей. Дайте заключение о состоянии воздушно-теплового режима, рекомендации по его оптимизации.
Задача №13.
В школе № 10 из-за ремонта котельной отопительные приборы имеют температуру поверхностей 300С. Отдельные системы вытяжной вентиляции предусмотрены для следующих групп помещений: а) классных комнат и учебных кабинетов, лабораторий, актовых залов, б) бассейна, в) столовой, медпункта, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря. Площадь форточек в учебных помещениях 1/20 площади пола. 80 % форточек не функционирует. В результате учебные помещения не проветриваются во время перемен. Измереннаятемпература воздуха в классах, лабораториях - 16-170С; в учебных мастерских – 10-120 С; в актовом зале - 140С; в кабинетах информатики - 150С; в спортивном зале -150С; относительная влажность составляет 65-75%. В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских вытяжная вентиляция с механическим побуждением не работает. В мастерских для трудового обучения, где работа на станках связана с выделением большого количества тепла и пыли,кратность воздухообмена составляет 2-3 м3 в час на 1 ребенка.
Задание: составьте прогноз по состоянию здоровья детей. Дайте заключение о состоянии воздушно-теплового режима, рекомендации по его оптимизации.