Весна. Прогулки в подготовительной группе
Март
Ф. Тютчев
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та её в глаза хохочет
И пуще лишь шумит….
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
| №1 Осмотр участка
Цель:отметить изменения, произошедшие на участке с приходом весны.
- Каким участок был в феврале?
- Каким стал теперь?
- Почему он кажется больше и светлее?
- Почему сугробы стали меньше?
- Почему на горке теперь не покатаешься?
- Игры в оставшихся снежных постройках.
П/и «Следопыты» - двигательная активность, ориентировка на местности.
Примета месяца:
- В марте зима и сзади и спереди.
Загадка:В этот месяц, что ни год,
Над крыльцом скворец пёт.
Снег грустит, сосульки плачут –
Горек им весны приход.
(март)
Своё название март получил от древнеримского бога войны, защитника земледелия и скотоводства Марса.
Труд:сбор снега на участке.
|
| №2 Наблюдение за изменением светового дня
Цель:обобщить одно из характерных признаков весны – увеличение светового дня.
- Какое время года на дворе?
- Как было на улице, когда зимой приходили и уходили из детского сада?
- Какие изменения произошли с приходом весны?
Д/и «Времена года»- различать характерные признаки года.
Март – первый месяц весны, утро года. Всё ярче становятся зори. В васильковой синеве неба уже появились кучевые облака.
Ночью ещё мороз, ломким стеклом хрустит под ногами тонкий ледок, сверкают
|
хрустальные сосульки, а днём звенит весёлая капель. Возрастает разница между ночной и дневной температурой воздуха. По дорогам чернеет снег. На полях появляются первые проталины.
Э. Булгакова
Если щётками пригорки
Стали вдруг от травки колки
И цветным мелком на классы
Вся расчерчена страна.
А по классам скачут бойко
Ани, Насти и Алёнки,
Всё равно девчонки эти
Называются ВЕСНА.
Труд:сбор снега на участке.
|
| №3 Наблюдение за погодой
Цель:понаблюдать за общим состоянием погоды; отметить изменения.
- Отметить характерные признаки прихода весны.
- Наблюдение за солнцем (отметить изменение пути солнца).
- Отметить увеличение светового дня.
Солнце пригревает сильнее. Небо стало ярко-синим. Появились кучерявые облака, образовались при нагревании воздуха. Отметить, чем больше тает снег, тем больше таких облаков.
Е. Боратынский
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Загадка:Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
(весной)
Примета месяца:
- В марте облака плывут быстро и высоко.
Труд:разбрасываем снег.
|
№4 Наблюдение за солнцем
Цель:отметить, как светит солнце в данное время года; как изменяется путь в течении дня.
- Как стало светить солнце, по сравнению с зимой.
- Какое солнце сегодня? Каким оно было вчера?
- Отметить путь солнца утром, днём, вечером.
- Отметить, солнце раньше восходит и позже заходит. В связи с этим происходит увеличение светового дня.
Я. Колас
Песня весне
Уходи мороз косматый!
Слышишь, старый, или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
Труд:разбрасываем снег.
|
№5 Наблюдение за последними зимними позёмками, вьюгами
Цель:продолжить обобщение о характерных признаках весны: последние зимние позёмки, вьюги.
- Каким вьюги и позёмки были в зимнее время?
- Какими стали весной?
- Почему весной нет вьюги и позёмки в дневное время?
З. Токмакова
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны:
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
Примета месяца:
- В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Труд:разбрасываем снег.
|
№6 Наблюдение за таянием снега
Цель:учить замечать первые признаки весны, понаблюдать за состоянием снега в данное время года.
- Рассмотреть снег. Какой он? (рыхлый, тёмный, ноздреватый, зернистый).
- Почему утром снег покрывается белой корочкой? Как эта корочка называется? (наст).
- Где быстрее растает снег: на дорожках или на асфальте?
- Где труднее убирать снег: с дорожек или там где лежит рыхлый снег?
- Куда вывозят снег?
Примета месяца:
- Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай.
Л. Аграчёва
Всё просыпается
Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
|
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик в след,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась, пушистая, света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
Труд:помогаем дворникуразбрасывать снег.
|
№7 Наблюдение за капелью
Цель:понаблюдать за таянием сосулек, установить причинно- следственные связи между таянием сосулек, временем суток и сторонами света.
- Как появляются сосульки?
- Почему сосульки тают днём, а ночью нет?
- Обратить внимание, что сосульки появляются не со всех сторон крыши? Почему?
Загадка:Висит за окошком мешок ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(сосулька)
Е. Стюарт
Весна пришла
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Словарн. работа:весна (какая?) – шумная, буйная, звонкая и т. д.
В Древней Руси март величали березнем, белозёром – то есть берёза и зола, так как в этом месяце жгли берёзу на уголь.
|
Ещё называют зимобором, капельником, протальником, соковиком, красовиком.
Примета месяца:
- Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт.
Труд:собираем талую воду для поливки комнатных растений.
| №8 Наблюдение за птицами
Цель:систематизировать представление детей о перелётных птицах, их жизни в весенний период.
- Каких птиц называют перелётными?
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- Какая птица приносит весну на своих крыльях?
- Найти и назвать перелётных птиц на своём участке (скворцы, грачи, зяблики, трясогузки).
- Как они добывают корм?
Загадка:На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Как его зовут…..(скворец)
Потешка:
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите к нам.
Д/и «Наши птицы» - жизнь птиц.
|
По снегу потемневшему и пористому, важно расхаживают иссиня – чёрные птицы. Грачи прилетели! Они громко перекликаются, склёвывают гусениц и других вредителей, собирают веточки и сухую траву для гнёзд.
Труд:кормим птиц.
|
№9 Наблюдение за гнездованием грачей
Цель: расширять представление детей о гнездовании грачей, скворцов.
- Какие птицы весной прилетают самыми первыми?
- В чём сходство и отличие грачей и скворцов?
- Почему грачи не выводят птенцов на чужбине?
- Как называют домики для птиц?
А. Прокфьев
Грачи
На этой недели грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старый грач прикрикнул строго:
- За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по – настоящему.
Наши чёрные грачи
Птицы работящие!
Пальч. гимн. «Птички» - развитие руки, гибкость пальцев рук.
П/и «Птички в гнёздышках»- внимание.
Труд:закрепляем скворечники.
|
№10 Наблюдение за половодьем, ручьями, ледоходом
Цель:дать представление, как ранней весной появляются ручьи; объяснить слова – половодье, ледоход.
- Где прятались ручейки зимой?
- Почему они появились весной?
- Что изменилось на реке с приходом весны?
- Как называют плывущий по реке лёд?
- Можно ли ходить по плывущим льдинам?
- Можно ли бегать по весенним ручейкам?
- Куда ручейки прячутся ночью?
А. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою….
Опыт:превращаем снег в воду.
|
Сл. раб: ледоход –лёд идёт (плывёт) по реке;
половодье – разлив большого количества воды.
Примета месяца:
- Март сухой да мокрый май – будет кашка да каравай.
Труд: делаем бумажные кораблики и пускаем по ручейкам.
|
№11 Экскурсия к водоёму
Цель:расширять представления детей о состоянии водоёма весной.
- Какие изменения произошли на берегу водоёма?
- Как называют плывущий по реке лёд?
- Почему вода в реке мутная?
- Почему появился ледоход?
(установить связь между температурой воздуха и состоянием воды)
Д/и «Хорошо – плохо»- знания о флоре и фауне реки, водоёма.
Г. Ладощников
Видишь – семеро ребят
На лужайке встали в ряд.
Все готовы вдоль реки
Побежать вперегонки.
Если быстро бегать можешь,
Становись к ребятам тоже,
А не можешь, посмотри….
Кто быстрее? Раз, два, три!
|
№12 Наблюдение за деревьями и кустарником
Цель:продолжить обобщение о характерных признаках весны.
- Как изменились деревья и кустарники после зимы?
- Что за комочки появились на ветках деревьев?
- Как называется дерево, на котором белые, пушистые почки?
А. Фет
Уж верба, вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла кругом.
Труд:собираем весенние букеты из опавших веток.
| №13 Экскурсия по городу
Цель:продолжить формировать представление о городе; воспитывать любовь к родному городу.
- На чём лучше всего отправиться в путешествие по городу весной?
- С какой остановки начнём путешествие?
- Какие известные здания и места находятся в нашем микрорайоне?
- Где будем переходить дорогу?
Д/и «Кем работают ваши родители?»профессии, речь.
Беседа «Наш район»- представления о своём районе.
А. Шипицын
Лесосибирск – это звучит красиво!
Новое наше таёжное диво!
С деревом мы подружились навек!
Лесосибирск – твой творец – человек!
| №14 Экскурсия в парк
Цель:отметить переход зимы к весне, различать деревья, поведение птиц.
- Какие деревья в парке вам знакомы?
- Отметить признаки зимы и весны.
- Почему всюду слышно птичье пение?
Загадки:Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не оденешь валенки
На снегу……(проталинки).
Самый первый день весны,
Самый, самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась…….(верба).
Сл. раб.: объяснить слово проталинки.
П/и «Веснянка» - действия по тексту в хороводе.
Солнышко, солнышко
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
И сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
|
№15 Экскурсия в музей
Цель:расширять представления о музее, музейных экспонатах, правилах поведения в музее.
- Что такое музей?
- Что нового и интересного можно узнать в музее?
- Какие исторические места есть в нашем городе?
- Знакомимся с культурной жизнью города.
- О чём говорят экспонаты в музее?
- Изготовление визиток с домашними адресами.
Д/и «Коьлца Луллия»- знания о флоре и фауне родного города.
Д/и Кому что нужно»- знания о людях разных профессий.
Труд:помочь работникам музея разложить газетные вырезки.
| Итоги месяца
- Отзвенел радостной капелью март, знаменитым женским праздником.
- 21 марта был день весеннего равноденствия.
- Апрель – водолей ждёт нас.
| Апрель
А. С. Пушкин
Гонимы вешними лучами,
С окрестных мест уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые поля.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
| №16 Осмотр участка
Цель:отметить изменения, произошедшие на участке с приходом весны.
- Каким участок был в марте?
- Каким стал теперь?
- Почему он кажется больше и светлее?
- Куда исчезли сугробы и горка?
- Почему на участке появились огромные лужи?
П/и Следопыты» - двигательная активность, ориентировка на местности.
Примета месяца:
- Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Загадка:В этот месяц, что ни год,
Половодье – лёд идёт.
Почки клювы раскрывают,
Пчёлы ищут первый мёд.
(апрель)
1 апреля – день юмора.
Труд:собираем талую воду для поливки комнатных растений.
|
№17 Наблюдение за увеличением светового дня
Цель: отметить изменение произошедшее в природес увеличением светового дня.
- Как стало светить солнце?
- Каким оно было в марте?
- Почему солнце стало выше?
- Когда появляются на небе луна и звёзды?
- Почему стало теплее в апреле?
(отметить изменение пути солнца; вывод: день стал прибавляться)
А. Плещеев
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Д/и «Отгадай, мы загадаем» - воображение, память, мышление.
Примета месяца:
- Не ломай печи – ещё апрель на дворе.
Труд:собираем талую воду для поливки комнатных растений.
|
Название месяца происходит от латинского слова «аперире» - открывать. Римляне этим хотели подчеркнуть, что открывалась, начиналась полнокровная весна. Всё открывается заново. Раскрываются бутоны цветов, пробивается молодая трава. Наливаются почки на деревьях. Не сегодня – завтра они раскроются. Что ни день, то открытие! Всё меняется на глазах, как в сказке. Обновляется природа.
|
№18 Наблюдение за состоянием погоды
Цель:отметить состояние погоды; изменения, которые произошли.
- Какой погода была в марте?
- Изменилась ли она в апреле?
- Сильно увеличился день или нет?
- Почему идёт снег и дождь?
- Как происходит просыхание почвы (глинистой, песчаной)?
Б. Заходер
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
На поляне, у тропинки
Пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Речев. логич. задача «Что случилось?»- природные явления.
Примета месяца:
- Апрельский цветок ломает снежок.
Труд:собираем сухие ветки.
|
В Древней Руси апрель называли цветень, украинское – квитень – время первых цветов, ярких, весенних красок. За изменчивость и непостоянство погоды апрель получил много народных прозвищ: капрзник, лукавец, снегогон, водолей, моросей, водопол, ручейник, парильник (землю парит) и пролетень (время перелётных птиц).
|
№19 Наблюдение за первым весенним дождём
Цель:обобщить представление о сезонном явлении – дождём.
- Почему зимой нет дождя?
- Почему он появляется весной?
- Похож весенний дождь на летний и осенний?
- Что предвещает первая весенняя гроза и ливень?
Рисуем мелками дождик на веранде.
Упр – е «Через ручеёк» - прыжки.
Словарн. работа: дождь (какой?) – сильный, тёплый, весенний и т. д.; (что делает?) – идёт, стучит, льёт и т. д.
Примета месяца:
- Апрель с водой – май с травой.
В марте ещё робкие признаки весны – звонкая капель, проталины на полях, первые ручейки. Другое дело – апрель. Света и тепла больше. Быстро тают последние сугробы. Апрель – весна воды. В апреле издавна говорят: «Апрель всех напоит».
Труд:собираем талую воду для поливки комнатных растений.
|
Опыты с водой
Цель:познакомить детей с некоторыми свойствами воды (испарение).
- Где можно увидеть воду? В каком она состоянии?
- Для чего нужна вода? Как её используют люди?
- Почему она не кончается?
Н. Рыжова
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться!
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Опыт № 1
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети видели пар. Помещаем над паром стекло. На нём появляются капельки воды.
|
Опыт № 2
Рассмотреть лужи. С каждым днём лужа становится всё меньше и меньше. Куда исчезает вода? (испаряется)
П/и «Ходят капельки по кругу»- закрепить знания о круговороте воды в природе.
Труд:собираем талую воду для поливки комнатных растений.
|
№20 Опыты с водой и ветром
Цель:расширять знания детей о свойствах воды и ветра.
Загадка:Бывает он в холод,
Бывает и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Опыт № 1
Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем сильнее волны.
Опыт № 2
Опустить парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут.
|
Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
- Каким бывает ветер?
- Как дуют ветра (мягкий, нежный, буйный и т. д.)?
П/и «Море волнуется» -воображение, внимание, ловкость.
Труд:собираем талую воду для поливки комнатных растений.
|
№21 Наблюдение за половодьем
Цель:обобщить представления детей о характерных признаках весны – половодьем.
Сл. работа: половодьеразлив большого количества воды.
- Обратить внимание, как высоко поднялась вода в реке.
- Почему стало так много воды?
- Обратить внимание, что течение очень быстрое и вода мутная. Почему?
- Почему вода затопила близлежащие поля и леса?
Примета месяца:
- Где в апреле река, в июне – лужица.
Н. Некрасов
Дед Мазай и зайцы
…..Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз!
Только весенние воды нахлынут,
И без тог они сотнями гинут, -
Нет! Ещё мало! Бегут мужики,
|
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?....Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандывал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои – ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой»…
|
№22 Наблюдение за лужами и ручьями на участке
Цель:систематизировать знания о сезонных, весенних явлениях:лужах, ручейках.
- Как появились на участке лужи?
- Почему они появились?
- Где ручейки прячутся зимой?
- Полезно опускать руки в лужи?
Опыт с водой:испарение.
- Куда пропадут лужи?
- Везде одинаково испаряются лужи?
Ручной труд: изготовление лодочек (оригами)
Игра «Лодки идут в большое плавание».
Б. Асаналис
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых – чистых небесах.
Примета месяца:
Апрельские ручьи землю будят.
Труд:собираем талую воду для поливки комнатных растений.
|
№23 Наблюдение за ловлей рыбы
Цель:уточнить знания детей, для чего люди ловят рыбу.
- Где водится рыба?
- Почему рыба живёт в воде?
- Что будет. Если из реки выловить всю рыбу?
Г. Ладонщиков
Смотришь на реку,
Кажется в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу, не зная куда.
Река ведь не просто течёт и течёт,
Она интересною жизнью живёт.
Д/и «Найди домик рыбки» - название и среда обитания рыб.
П/и «Золотая рыбка» - внимание, прыжки через скакалку.
Примета месяца:
- Мокрый апрель – хорошая пашня.
Труд:приготовит воду для ловли игрушечных рыбок.
|
№24 Наблюдение за первой весенней травой
Цель:обратить внимание на появление травы, первоцветов.
- О каком времени года говорится в стихотворении.
Б. Заходер
На поляне, у тропинки
Пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
- Какие изменения произошли с растениями?
- Почему весной начала расти трава?
- Какие цветы распускаются первыми?
- Какие условия есть весной для роста растений?
(лесные цветы: пролеска, ветреница, фиалка, гусиный лук, мать – и мачеха; садовые: пион, лилия и др.)
Д\и «Узнай цветок» - называть весенние цветы.
Труд:чистим участок от прошлогодних листьев.
|
№25 Наблюдение за цветением деревьев и кустарников
Цель:систематизировать знания о цветущих кустах и деревьях (ранетки, жасмин, акация, калина, рябина).
- Что весной появляется на деревьях?
- А бывают ли на деревьях цветы?
- Как такие деревья называются? (цветущими)
- Что появляется на деревьях, когда они процветут?
Д/и «найди по описанию» -название цветущих кустов и деревьев.
И. Токмакова
Яблонька
Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая – пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой
|
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
П/и «Я садовником родился» - двигательная активность.
Труд:подбеливаем стволы деревьев.
|
№26 Наблюдение за берёзой, лиственницей, тополем
Цель:рассмотреть берёзу, лиственницу и тополь, выявить характерные особенности этих деревьев.
Загадка: Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(дерево)
- Рассмотреть деревья, обратить внимание на почки.
- Сравнить ветки и почки разных деревьев.
- Почему набухают почки?
- Какую пользу приносят деревья?
(обратить внимание на набухание почек на берёзе, тополе; рассмотреть крону лиственницы)
- Для чего у деревьев обрезают ветки?
Д/и «Узнай дерево по листу» - называть целое по части.
Д/и «К названному дереву беги» - называть характерные признаки деревьев.
|
П. Воронько
Зелёный город
Мы посадим берёзы и клёны –
Будет город нарядный, зелёный.
Тополя мы посадим рядами –
Станут площади наши садами…
Труд:обрезка деревьев.
|
№27 Наблюдение за обрезанием веток на участке
Цель:познакомить детей с одним из видов весенней работы.
- Какая работа начинается у людей с приходом весны?
- Что делают люди с деревьями?
- Почему именно весной нужно подбеливать и подрезать деревья?
Д/и «Найди дерево по семенам»- называть деревья по семенам, листьям.
П. Воронько
Зелёный город
Мы посадим берёзы и клёны –
Будет город нарядный, зелёный.
Тополя мы посадим рядами –
Станут площади наши садами…
Труд:обрезка деревьев.
|
№28 Наблюдение за гнездованием птиц
Цель:дать представление о видах гнёзд и их размещении.
- Какая первая забота у птиц весной?
- Где и из чего птицы строят свои гнёзда?
- Как устроены гнёзда вороны и сороки?
- Какие птицы устраивают гнёзда на земле?
Загадки:Чёрный, проворный,
Кричит: «Кракк»,
Червям – враг (грач).
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает (кукушка).
Верещюнья, белобока,
А зовут её…..(сорока).
П/и Птички в гнёздышках» - внимание, действия по сигналу.
Д/и «Хорошо – плохо»- деятельность птиц в разное время года.
Труд: кормим птичек.
|
№29 Наблюдение за детёнышами домашних животных
Цель:уточнить и расширить представление о домашних животных, особенностях их поведения в весенний период.
- Весной у домашних животных появляются детёныши.
- Понаблюдать, как котята и щенята играют, как мать кормит их молоком.
- Какие повадки у детёнышей?
- Как домашние животные следят за своим потомством?
Загадки:Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит (собака).
Мохнатенька, усатенька
Сядет – песенку поёт (кошка).
Д/и «День рождение кошки»- активизация словаря, мышления, внимания.
П/и «Царапки»- ловкость, быстрота, реакция, внимание..
Труд: кормим животных.
|
№30 Экскурсия к светофору
Цель:обобщить знания детей о правилах дорожного движения; продолжить знакомство с работой светофора.
- Для чего нужен светофор?
- Зачем нужны правила дорожного движения?
- Что было бы, если не было светофоров?
- Где пешеходы могут перейти дорогу?
Загадка: Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, горим и ночь –
Зелёный, желтый, красный.
(светофор)
П/и «Стоп»- быстрота, ловкость, внимание.
Д/и «Светофор» - работа светофора, внимание, сообразительность.
|
С. Боровский
Светофор
Над дорогой он повис,
Тремя глазами смотрит вниз.
Красным глазом наблюдает –
Всем дорогу закрывает.
Если жёлтый глаз зажёгся –
Ты к движенью приготовься.
Смотрит вдаль зелёный глаз –
Можно двигаться сейчас.
Неспроста он здесь висит –
Он людьми руководит.
И все знают с давних пор:
Его имя………(светофор)
|
Итоги месяца
- Весна идёт полным ходом. Дни стали длиннее. Можно успеть и на улице поиграть и дома книжки почитать.
- Как отметили День потехи – 1 апреля.
- Приглашаем к маю – цветеню.
| Май
П. Радимов
Великолепен день весны,
Всё половодье спало.
Леса лучом озарены,
Жизнь началась сначала.
Лазурью блещет небосвод,
Долины шумом полны,
И облаков всплыл хоровод,
Как в синем море чёлны.
|
№31 Осмотр участка
Цель:отметить изменения, произошедшие на участке с приходом весны.
- Каким участок был в апреле?
- Каким стал теперь?
- Почему он кажется больше и светлее?
- Куда исчезли ручейки и лужи?
- Почему на участке появилась трава?
П/и Следопыты» - двигательная активность, ориентировка на местности.
Примета месяца:
- Пришёл май – под кустом рай.
Загадка:В этот месяц, что ни год,
Травы водят хоровод.
Дым листвы везде и всюду.
Дуб оделся. Сад цветёт.
(май)
Май – зелёная юность года, звонкоголосый финал весны.
Труд:уборка камешков, прутьев, щепок.
|
№32 Наблюдение за увеличением светового дня
Цель: отметить изменение пути солнца и увеличение светового дня.
- Какое солнце сегодня?
- Какое было вчера?
- Когда солнце греет сильнее: утром, днём, вечером?
- В какое время суток солнце находится очень высоко?
- Почему стал прибавляться день?
Н. Нищева
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что всюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Д/и «Кто в какое время суток работает» - формировать представление о людях разных профессий.
Последний месяц весны назван в честь античной богини Майи – покровительницы плодородной земли. Она помогает росту животных, трав, даёт силу.
Труд:уборка камешков, прутьев, щепок.
| №33 Наблюдение за состоянием погоды
Цель: отметить, какие изменения произошли в природе и погоде.
- Какая сегодня была погода?
- Какое солнце, небо?
- Куда исчезли снег, ручьи?
- Вспомнить какой погода была в марте, апреле.
- Какие произошли изменения?
Потешка:Идёт матушка – весна.
Отворяй - ка ворота.
Первым март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май –
Солнце в терем приглашай.
В Древней Руси май называли «травный». На Украине май не случайно зовётся «травень». Народная пословица говорит: «Апрель с водою, май с травою».
Труд:уборка камешков, прутьев, щепок.
|
№34 Наблюдение за весенним дождём
Цель: понаблюдать за весенним дождём и за изменениями в природе после дождя.
- Каким бывает дождь?
- Каким будет дождь, если дует сильный ветер?
- Почему зимой нет дождя?
- Какими становятся растения после дождя?
- Когда появляется радуга?
Загадки:Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил
(дождь)
Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст
(радуга)
Великолепен май – цветущий, душистый, звонкий. После первого дождичка в небе красуется цветная радуга. Но и в мае ещё возвращаются холода. Они чаще всего бывают в пору пышного цветения черёмухи. Однако в народе заметили, что это добрая примета: «Май холодный – год хлебородный».
|
Потешка:Дождик, дождик пуще
По лугам цветущим.
Дождик, дождик лей весь день
На овёс и на ячмень.
Пусть зелёная пшеница
Поскорей заколосится.
Дождик, дождик поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Труд:собираем дождевую воду для поливки комнатных растений.
|
№35 Наблюдение за грозой
Цель: систематизировать знания о грозе и правилам поведения при грозе.
- Как приближается гроза?
- Каким становится небо?
- Как сверкаем молния?
- Почему темнеет и раскачиваются деревья?
- Какие изменения происходят в природе перед грозой?
- Как ведут себя птицы?
- Как надо вести себя, если попал на улицу во время грозы?
- Почему нельзя стоять под деревом во время грозы?
Поговорки – шутки:
- Как гром не гремит, а всё молчит.
- Туча – летуча, а дождь – бегун.
Труд:собираем дождевую воду для поливки комнатных растений.
|
Ф. Тютчев
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль лежит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
|
№36 Наблюдение за изменениями в природе после грозы
Цель: увидеть красоту природы после грозы,
Продолжить знакомство с природным явлением – радугой.
- Какие изменения произошли в природе после грозы?
- Что появилось в небе после грозы?
- Какие цвета в радуге, и в какой последовательности они находятся?
Примета месяца:
- Дождь в мае хлеба поднимает.
С. Дрожжин
Первый гром
Первый гром прогремел,
Туча пронеслася,
Чистой влагой дождя
Травка налилася.
Охватила всю даль
Радуга дугою,
Брызнул солнечный луч
Ярко над землёю.
Труд:собираем дождевую воду для поливки комнатных растений.
|
№37 Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками
Цель: продолжить знакомство с весенними изменениями в жизни деревьев и кустарников.
- Рассмотреть кусты черёмухи, сирени.
- Отметить особенности набирающей цвет яблони, серёжки осины, берёзы тополя.
- Сравнить по цвету, форме.
Скороговорка:Топали, мы топали
Дотопали до тополя.
Дотопали до тополя
Да топаем, всё топаем.
С. Есенин
Черёмуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Май самый красивый, самый радостный месяц. Это лучшее время года. Ещё бы. Появились ландыши. Расцветает сирень. Утопают в молочной пене цветов сады. Там царит торжественная красота. А майские вечера славятся соловьиными трелями.
Труд:подкапываем под кустами.
|
№38 Наблюдение за цветами мать – и –мачехи и одуванчика
Цель: продолжить знакомство с особенностями весенних цветов, где растут и каково назначение в природе.
- Почему нельзя рвать цветы?
- Одуванчик. Какой он?
- Какие листья, стебли, цветы?
- Мать – и – мачеха. Особенности строения.
- Почему у растения такое название?
- Чем эти цветы похожи и чем отличаются?
- Отметить появление садовых первоцветов (примула, маргаритки, тюльпаны, нарциссы)
- Чем растения цветника отличаются от лесных?
Примета месяца:
- Майская травка голодного кормит.
|
Труд:копаем цветник.
Е. Благинина
Одуванчик
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сову тебя, милый, можно?
А потом отнесу домой.
….Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой…
|
№39 Наблюдение за птицами
Цель: расширять представления детей о перелётных птицах, жизни в весенний период.
- Почему появилось столько много птиц?
- Почему они прилетели к нам?
- Каких перелётных птиц знаете?
- О чём поют птицы?
- Какая первая забота у птиц весной?
- Из чего и где птицы строят свои гнёзда?
- Какую помощь мы можем оказать птицам?
- Что произойдёт, если птицы не возвратятся к нам весной?
Труд:кормим птиц.
Д/и «Жизнь птиц» - поведение птиц.
Примета месяца:
- Малая птичка соловей, а май знает.
Загадка:На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Как его зовут…..(скворец)
|
Потешка:Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите к нам.
|
№40 Наблюдение за насекомыми
Цель: расширять представление детей о насекомых, их разнообразии.
- Где можно встретить насекомых?
- Каких насекомых знаете?
- Какую пользу они приносят?
- Какие враги есть у насекомых?
- Сравнить майского жука и божью коровку.
- Какое у них тело, усики, крылья?
- Чем питаются?
- Каких насекомых можно встретить на участке?
С. Дрожжин
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
|
Пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Труд:уборка камешков, прутьев, щепок.
|
№41 Наблюдение за стрекозами и бабочками
Цель: расширять представление детей о насекомых, их разнообразии.
- Где можно встретить насекомых?
- Каких насекомых знаете?
- Какую пользу они приносят?
- Какие враги есть у насекомых?
- Сравнить стрекозу и бабочку.
- Какое у них тело, усики, крылья?
- Чем питаются?
- Каких насекомых можно встретить на участке?
Загадки:На луговой клеверок
Опустился вертолёт.
Золотистые глаза.
Отгадайте, кто я?
(стрекоза)
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(бабочка)
Труд:уборка камешков, прутьев, щепок.
|
№42 Экскурсия к водоёму
Цель:уточнить знания детей о водоёме.
- Где водится рыба?
- Почему рыба живёт в воде?
- Что будет. Если из реки выловить всю рыбу?
- Чем питаются рыбы?
- Почему на берегу водоёмов появляется ряска?
- Кто, кроме рыб мечет икру?
- Каких насекомых можно наблюдать у водоёма?
Г. Ладонщиков
Смотришь на реку,
Кажется в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу, не зная куда.
Река ведь не просто течёт и течёт,
Она интересною жизнью живёт.
Д/и «Найди домик рыбки» - название и среда обитания рыб.
П/и «Золотая рыбка» - внимание, прыжки через скакалку.
Труд:приготовит воду для ловли игрушечных рыбок.
|
№43 Труд людей весной.
Цель: уточнить труд людей весной.
- Для чего перекапывают землю весной?
- Разбивка огорода на грядки.
- Перекопка клумб.
- Посадка семян овощных культур.
- Высадка рассады
- Уход за растениями
Примета месяца:
- Ай, ай, государь май – не холоден, так голоден.
Труд:помогаем взрослым.
|
Итоги месяца
- Всё вокруг цветёт и душа поёт.
- Как отмечался День Победы?
- А теперь к июню – румянцу года.
| | | | |
|
Поиск по сайту:
|