Предложение. Закон предложения




АКАДЕМИЯ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Утверждаю

Заведующий кафедрой

гуманитарных и социально-

экономических дисциплин

М.Ю. Зеленков

Автор: Носов Владимир Владимирович, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры

Фондовая лекция

по «Экономика»

(название учебной дисциплины)

 

Тема: Спрос и предложение

(название темы)

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

 

Протокол №_____ от «__» _________ 2016 г.

 

Москва 2016 г.
ПЛАН

Введение ……………..…………………………………....  
. 1. Спрос. Закон спроса 3. 2. Предложение. Закон предложения 3. 3. Изменения в спросе 3. 4. Изменения в предложении  
 
 
 
Заключение …………………………………………………..  
Литература …………………………………………………..  

 

 

Введение

Актуальность темы: Актуальность темы определяет то, что в рыночных условиях наиболее важными элементами функционирования рыночного механизма определяет спрос и предложение, которые определяют рыночную цену товара. Процесс функционирования рынка включает в себя множество товарообменных операций, в каждой и которых участвуют покупатель, представленный спросом на товары и услуги, и продавец, на стороне которого выступает предложение и услуг.

Пониманию материала призваны способствовать графические иллюстрации и практические примеры, основанные на конкретных ситуациях, складывающихся в современной экономике России. Они также должны помочь студентам при ответах на конкретные вопросы, выполнении тестов - выборе единственно правильного ответа на вопрос из нескольких предложенных, решении задач как на семинарском занятии, так и самостоятельно. Более того, решение задач и выполнение тестов по данной теме способствуют контролю знаний, полученных студентом в ходе изучения темы.

При написании лекции использованы достижения передовой экономической мысли, труды представителей различных экономических течений, а также опыт изложения проблемы в имеющейся учебной литературе.

Теоретическая значимость: В лекции представлены знания об сущности понятий «спрос», «предложение».

Практическая значимость: состоит ввозможности применения полученных результатов в практической деятельности.

Предмет лекции: спрос и предложение.

Цели лекции: раскрытие сущности и содержания понятия «спрос», «предложение».

Задачи лекции: провести анализ понятий «спрос», «предложение».

Взаимосвязь с ранее изученным материалом и последующими темами: В изучении дисциплины, обучающиеся должны опираться на знания, умения и компетенции, полученные в результате освоения учебной дисциплины «Социология» и школьного предмета «Обществознание». Содержание рассмотренных в лекции вопросов необходимо для последующего изучения всего содержания учебной дисциплины «Экономика».

 


Спрос. Закон спроса

Спрос (D) – это форма выражения потребности. При этом из огромного спектра человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, иначе говоря, ее интересует «платежеспособный» спрос. Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. Величина (или объем) спроса (QD) – это количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести в течение определенного времени при данных условиях.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет собой спрос отдельного покупателя на определённый товар. Суммирование величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах даёт рыночный спрос. Совокупный спрос – это платёжеспособная потребность общества в целом, то есть государства, предприятий и населения.

При этом обратите внимание, во-первых, чтобы спрос и величина спроса имели какое-либо значение, они должны определяться всегда в рамках конкретного преиода времени (день, неделя, год), во-вторых, условия, при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как они характеризуют ту среду, в которой находится принимающий решение о покупке потребитель.

Условия, влияющие на выбор покупателя, можно сгруппировать в следующие основные факторы (детерминанты спроса):

1. ценовая детерминанта – цена данного товара (Р);

2. неценовые детерминанты:

цены на сопряженные товары ();

доход потребителя (Y);

вкусы и предпочтения потребителей (Z);

ожидания потребителей (E);

число покупателей (N).

Построенная с учетом этих воздействий функция спроса будет характеризовать зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин:

Используя предположение о том, что все факторы, за исключением первого, остаются неизменными, получаем упрощенную формулу функции спроса:

.

Спрос может изображаться в виде таблицы либо графика, показывающих количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода.

Пример. Допустим, нам известно, сколько тон картофеля может быть продано на одном из городских рынков за неделю при различных ценах (табл. 3. 1).

Таблица 3. 1

Спрос на картофель

Цена 1 кг, руб. Величина спроса в неделю, т
   
   
   
   
   
   

На основе этих данных построим кривую спроса на двухмерном графике (рис. 3. 1). На абсциссе (по горизонтали) обозначим количество товара (Q), покупаемого на рынке, а на ординате (по вертикали) – цену (Р) за единицу товара. Для простоты анализа все факторы, влияющие на спрос, возьмём как единый фактор, повышающий или понижающий его.

На графике размещено шесть вариантов величины спроса на картофель в зависимости от его цены. В результате мы получим шесть точек, каждая из которых выражает количество товара, которое потребитель решает купить по соответствующей цене.

Соединив эти точки, мы получаем график спроса или кривую спроса (D). Как видим, она имеет отрицательный наклон вниз вправо, что говорит об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, то есть при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса и наоборот. Эту связь называют законом спроса. Возможна и другая формулировка этого закона: при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены за единицу товара.

Закон спроса показывает для данного примера, что если факторы, определяющие величину спроса, остаются неизменными, то с увеличением цены на картофель отдельные покупатели прекратят его покупать. И чем больше будет расти цена на него, тем больше покупателей будет отказываться от него покупки или будет покупать всё меньше и меньше.

Вместе с тем взаимосвязь цены и покупаемого количества можно рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая спроса на том же самом графике будет показывать, какую максимальную цену (цена спроса) готов заплатить данный потребитель за каждое данное количество товара.

В аналитической форме такая обратная зависимость может быть выражена в виде обратной функции спроса:

.

Такая обратная зависимость также является убывающей: максимальная цена при покупке большего количества того же самого товара всегда снижается.

 

Предложение. Закон предложения

Коль скоро рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей, то анализ логики поведения покупателей, которую выражает спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.

Предложение, аналогично спросу, можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара. Соответственно, величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени при данных условиях.

При этом обратите внимание, во-первых, чтобы величина предложения имела какое-либо значение, она должны определяться всегда в рамках конкретного промежутка времени (день, неделя, год), во-вторых, условия, при которых формируется данный объем предложения, характеризуют ту среду, в которой находится принимающий решение о продаже производитель.

Условия, влияющие на выбор продавца, можно сгруппировать в следующие основные факторы (детерминанты спроса):

1. ценовая детерминанта – цена данного товара (Р);

2. неценовые детерминанты:

цены на другие товары ();

издержки производства (С), охватывающие как технологии производства, определяющие необходимые количества используемых ресурсов, так и цены этих ресурсов;

налоги и субсидии (Т)

ожидания производителей (E);

число продавцов (N).

Построенная с учетом этих воздействий функция предложения будет характеризовать зависимость объема предложения от соответствующих указанным факторам величин:

Используя предположение о том, что все факторы, за исключением первого, остаются неизменными, получаем упрощенную формулу функции предложения:

.

Предложение также можно охарактеризовать с помощью таблицы и графика. В них представлены количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Пример. Допустим, нам известно, сколько тон картофеля может быть предложено продавцами на одном из городских рынков за неделю при различных ценах (табл. 3. 2).

Таблица 3. 2

Предложение картофеля

Цена 1 кг, руб. Величина предложения в неделю, т
   
   
   
   
   
   

 

Перенесём данные табл. 2. 2 на график (рис. 3. 2), где по оси ординат отложим цену (Р), а по оси абсцисс – количество предложенной продукции.

На графике размещено шесть вариантов величины предложения на картофель в зависимости от его цены. В результате мы получим шесть точек, каждая из которых выражает количество товара, которое продавец готов продать по соответствующей цене.

Соединив эти точки, мы получаем кривую предложения.

При построении этого графика мы исходим из допущения, что цена – это главный фактор, определяющий величину предложения товара, т.е. все другие факторы, влияющие на предложения, даны заранее и не подвергаются изменениям.

Как видно на графике, в противоположность падающей кривой спроса кривая предложения S поднимается, показывая положительную, прямую связь между ценой и объёмом предложения. Эту связь называют законом предложения, который гласит, что при прочих равных условиях величина предложения растёт с ростом цены.

Вместе с тем взаимосвязь цены и продаваемого количества можно рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая предложения на том же самом графике будет показывать, по каким минимальным ценам (ценам предложения) еще в состоянии продать каждое данное количество товара производители.

В аналитической форме такая обратная зависимость может быть выражена в виде обратной функции предложения:

.

Такая обратная зависимость также является возрастающей: минимальная цена при продаже большего количества того же самого товара всегда повышается.

 

Изменения в спросе

Изменение цены данного товара приводит к изменению значения функции спроса: величина спроса станет другой, и соответствующая точка рыночной конъюнктуры на графике переместится вдоль кривой спроса. В таблице спроса мы при этом должны будем перейти от одной пары соответствующих величин цены и объема спроса к другой.

Действие неценовых факторов приводит к изменению самой функции спроса. На графике это будет выражено смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает (рис. 3. 3). Соответственно всю таблицу спроса придется переписывать заново.

Рассмотрим более подробно некоторые неценовые факторы, воздействующие на спрос.

Потребительские вкусы. Вкусы и предпочтения людей меняются. Так же, как меняются потребности с развитием производства и общества. Так, с появлением в современной моде какой-либо определенной гаммы тонов резко увеличивается спрос на ткани и изделия соответствующих оттенков, например, фиолетовых.

Доходы потребителей. Очевидно, что с ростом доходов увеличивается спрос на товары более дорогие и качественные. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. К ним можно отнести хлеб, картофель, низкокачественную одежду и тому подобное. Эти товары называются товарами низшей категории. Спрос на них изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении дохода – увеличение потребления.

Цены на сопряженные (взаимозаменяемые и взаимодополняемые) товары. Взаимозаменяемыми называют такие товары (товары-субституты), которые могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну потребность (сок и фруктовый напиток, масло растительное и животное и так далее). Когда цена на один товар-субститут повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар – заменитель первого. Например, если выросла цена на сливочное масло, спрос на него снижается, но одновременно растет спрос на масло растительного происхождения.

Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на соответствующую спортивную одежду.

Число покупателей. Очевидно, чем больше людей, потребляющих определенный товар, тем выше спрос на него.

Потребительские ожидания. Различают несколько видов потребительских ожиданий:

а) инфляционные. Если покупатели ожидают увеличение цен на какой-нибудь продукт, то они начинают покупать его в больших количествах, чем необходимо им в данный конкретный момент. Так возникает хорошо знакомый россиянам ажиотажный спрос.

б) изменение доходов. Если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос, и наоборот.

в) прочие (множество). Например, обретение суверенитета Грузией способствовало резкому повышению спроса на чай и сухие вина в России.

Очень важно не путать изменения самого спроса, как совокупности всех соответствующих величин и, с другой стороны величины спроса. Если изобразить эти изменения схематически, то можно получить следующие цепочки (рис. 3. 4).

Первая цепочка показывает изменение величины спроса, выражающееся перемещением точки вдоль кривой спроса, т.е. перехода от одной комбинации цена – количество продукта к другой их комбинации. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остаётся неизменным.

Изменения в предложении

С предложением дело обстоит точно так же: когда цена данного товара будет изменяться, то значение данной функции предложения тоже соответственно изменится и соответствующая точка рыночной конъюнктуры на графике переместится вдоль кривой предложения. В таблице предложения мы при этом должны будем перейти от одной пары соответствующих величин цены и объема предложения к другой.

Действие неценовых факторов приводит к изменению всей функции предложения, что выражается в смещении кривой предложения вправо, если предложение растет, и влево, если предложение падает (рис. 3. 5). Соответственно всю таблицу предложения придется переписывать заново.

Рассмотрим более подробно некоторые неценовые факторы, воздействующие на предложение.

Технология производства. Более совершенная технология позволяет производить с меньшими затратами ресурсов большее количество продукции, увеличивая предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.

Цены на экономические ресурсы: средства производства, сырье, материалы, рабочую силу. Производство связано с издержками, и снижение цен на ресурсы уменьшит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на железную руду и каменный уголь понизятся, то можно предположить увеличение производства чугуна и стали. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть, сместит кривую предложения влево. Пример: если цены на удобрения, ГСМ, запасные части на сельскохозяйственную технику увеличиваются, то следует ожидать сокращение производства сельскохозяйственной продукции.

Налоги и субсидии. Производители любые налоги рассматривают как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства, а значит и индивидуальную цену, и уменьшает предложение, что приводит к смещению кривой влево. Со снижением налогов картина меняется на противоположную. Субсидии и дотации помогают снижать издержки производства за счёт государства.

Число товаропроизводителей. Очевидно, что увеличение числа производителей данного продукта (если мощности традиционных производителей не изменяются) увеличивается предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм, кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также отражаются на объеме производства. При данных производственных возможностях, например, высокие цены на сахар приведет к увеличению производства сахарной свёклы и уменьшению производства (предложения) других овощных культур. Или низкие цены на рожь, ячмень могут увеличить производство пшеницы.

Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Ожидание повышения цен на сахар в летний период может сократить его текущие предложение весной. С другой стороны, повышение цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности, и тем самым вызвать увеличение предложения.

И вновь, как в случае со спросом, целесообразно различать движение по кривой предложения и смещение самой этой кривой. Если изобразить эти изменения схематически, то можно получить следующие цепочки (рис. 3. 6).

При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения, которая отражается в графической форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменение же любой другой детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево.

 

Выводы

Спрос – это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. Величина (или объем) спроса – это количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести в течение определенного времени при данных условиях. Согласно закону спроса снижение цены ведет к возрастанию величины спроса и наоборот. Поэтому функциональная зависимость между ценой и величиной спроса имеет обратный характер.

Предложение – это желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара. Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени при данных условиях. Согласно закону предложения увеличение цены ведет к росту величины предложения и наоборот. Поэтому функциональная зависимость между ценой и величиной предложения имеет прямой характер.

Изменение цены данного товара приводит к изменению значения функции спроса – величина спроса станет другой, и соответствующая точка рыночной конъюнктуры на графике переместится вдоль кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению самой функции спроса. На графике это будет выражено смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.

Изменение цены данного товара приводит к изменению значения функции предложения – величина предложения станет другой, и соответствующая точка рыночной конъюнктуры на графике переместится вдоль кривой предложения. Действие неценовых факторов приводит к изменению самой функции предложения. На графике это будет выражено смещением кривой предложения вправо, если предложение растет, и влево, если предложение падает.


Литература

Основная учебная литература:

1. Экономика: учебник / 3-е изд., перераб. и доп., Шимко П.Д.-М.: Издательство «Юрайт», 2013. – 605 с.

Дополнительная литература:

1. Экономика: учебное пособие / Е.Ф. Борисов –М.: Издательство «Юрайт». 2015. – 399 с.

2. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 686 с.

3. Макроэкономика: учебник / А. В. Аносова, И. А. Ким, С. Ф. Серегина [и др.]; под ред. С. Ф. Сереги- ной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.

4. Микроэкономика. Учебник / под ред. А.С. Булатова – М.: Издательство «Юрайт». 2014. – 439 с.

5. Микроэкономика: учебник и практикум / Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 281 с.

6. Экономика: учебник / Л.С. Гребнев –М.: Логос, 2011. – 408 с. – (Новая университетская библиотека).

7. Дубровская Е.С. Экономика: Учебник. – М.: РИОР, Инфра-М, 2012. – 256 с. – (Высшее образование).

8. Экономика: Учебник /Е.В. Колбачев, В.Е. Федорчук, Т.А. Колбачева, Е.В. Бесфамильная. – М.: Инфра-М, АкадемЦентр, 2011. – 352 с. – (Высшее образование).

9. Пястолов С.М. Экономика. –М.: Академия, 2012. – 288 с. – (Бакалавриат).

Электронные ресурсы:

1. Федеральная служба государственной статистики, ФСГС (бывший Госкомстат России). - URL https:// www.fsgs.ru - (дата обращения 23.06.16).

2.Министерство финансов РФ. URL https:// www.minfin.ru (дата обращения 23.06.16).

3. Центральный банк РФ URL https:// www.cbr.ru (дата обращения 23.06.16).

4. Министерство по налогам и сборам РФ. - URL https:// www.nalog.ru - (дата обращения 23.06.16).

5. Данные о бюджетах всех уровней власти, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и другие нормативные акты и документы.URL https:// www.budgetrf.ru - (дата обращения 23.06.16).

6. Экономический портал URL https:// https://economicus.ru (дата обращения 23.06.16).

7. Национальное бюро экономических исследований США - URL https:// www.nber.org - (дата обращения 23.06.16).

8. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). URL https:// www.oecd.org - (дата обращения 23.06.16).

9. Сайт по истории экономической мысли. URL https:// www.cepa.newschool.edu/het (дата обращения 23.06.16).

10. Всемирный банк. URL https:// www.worldbank.org - (дата обращения 23.06.16).

11. Международный валютный фонд URL https:// www.imf.org - (дата обращения 23.06.16).

12. Федеральная резервная система США. URL https:// www.federalreserv.gov - (дата обращения 23.06.16).

13. Институт экономики переходного периода (Россия). - URL https:// www.iet.ru (дата обращения 23.06.16).

14. Государственный университет - Высшая школа экономики (Россия). URL https:// www.hse.ru - (дата обращения 23.06.16).

15. Коллекция текстов российских ученых по пробле­мам экономической теории и экономической политики, а также переводы статей и книг известных западных экономистов. URL https://www.libertarium.ru - (дата обращения 23.06.16).

16. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК) (Россия) URL https://. www.rbc.ru - (дата обращения 23.06.16).

17. Информационное агентство «АК&М» (Россия). - URL https:// www.akm.ru -

www.k2kapital.ru - финансовые рынки, новости, аналитика, котировки (Рос­сия). (дата обращения 23.06.16).

18. Фондовая биржа РТС URL https:// www.rts.ru - (дата обращения 23.06.16).

19. Федеральная антимонопольная служба РФ - URL https:// www.fas.gov.ru - (дата обращения 23.06.16).

20. Справочно-правовая система Консультант Плюс URL https:// www.cons-plus.ru - (дата обращения 23.06.16).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: