СОДЕРЖАНИЕ | СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ СВЯЗИ | ФОРМА | |
КАК ИДЕЯ, КОНЦЕПЦИЯ, НЕСУЩАЯ ГУМАНИТАРНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ | КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЙ ПРИНЦИП | КАК ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ | КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ МАТЕРИАЛЬ-НОГО МИРА |
1.ФУНКЦИЯ: - ЗАЩИТА - ДВИЖЕНИЕ - ВОСПРИЯТИЕ 2. ТЕКТОНИКА: - СТАТИКА - УЗЛЫСОПРЯЖЕНИЙ - ЗРИТЕЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ 3. СРЕДА: - ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ | 1.СИММЕТРИЯ-АССИМЕТРИЯ 2.НЮАНС-КОНТРАСТ 3.СТАТИКА-ДИНАМИКА 4.ГЕОМЕТРИЯ-ЖИВОПИСНОСТЬ 5.ПРОСТОТА-СЛОЖНОСТЬ | 1. ПОДОБИЕ 2. ПРОПОРЦИИ 3. РИТМ 4. МАСШТАБ | 1. ОТНОШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВО- МАССА 2. СВЕТ 3. ЦВЕТ 4. ФАКТУРА 5. ТЕКСТУРА |
Содержание можно рассматривать как идею, концепцию и как художественно – образный принцип воплощения этой идеи. Первое связано с функциональностью, тектоникой и средовым единством. Средства реализации второго лежат в пределах действия традиционных диалектических пар композиционно-художественных принципов. Это - «симметрия – асимметрия», «нюанс – контраст», «статика – динамика», «геометричность – живописность», «простота – сложность».
Неразрывное единство между свойствами формы и содержания обеспечивают существующие структурно – композиционные связи.
Для истолкования смыслового содержания архитектурного произведения привлекаются методы семиотики – науки, изучающей свойства знаков и знаковых систем, в том числе, языковых знаков и выражений.
Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:
- синтактику, изучающую правила построения отношений между знаками в рамках знаковой системы;
- семантику, изучающую отношения между знаками и обозначающими предметами;
|
- прагматику, изучающую отношение между знаком и человеком, пользующимся этим знаком.
Архитектурная семиотика – метод описания и понимания формы как с точки зрения внешней логической структуры - каркаса, так и с точки зрения содержательной направленности – значения, смысловой составляющей.
При анализе архитектурной формы изучаются: отдельные свойства (анализ по выбранным параметрам) и связи между этими свойствами (структурно – композиционный анализ). Метод анализа определяется характером исследования и его идеей, которая позволяет фокусировать внимание на элементах и связях, играющих определяющую роль.
Структурную направленность можно считать особенностью любого анализа. Структурный подход к массе и пространству и выявление связей между ними формирует основной принцип познания формообразования. Овладение методами структурного анализа способствуют приобретению необходимых профессиональных навыков в композиционном творчестве. Анализ всегда подразумевает выявление достоинств и недостатков и использование полученных результатов для совершенствования композиционного решения.
Анализ масштабных сопоставлений. Масштаб и масштабность – два уровня метрических и образных отношений, принадлежащие каждому архитектурному объекту и существующие в нем параллельно. Масштаб как средство композиции обозначает отношение членений формы к форме в целом и отношение формы в целом к окружению. Масштабность – отношение формы к размерам человеческого тела. Выводы о несоответствии масштаба форме дают повод искать промежуточный, переходный масштаб. Выводы о единстве масштаба исследуемых объектов служат хорошим условием для поиска масштабного контраста.
|
Структурно – ритмические закономерности определяют взаимное соответствие размещения ритмических групп и осей, с которыми они связаны. Особенности ритма – изменение, развитие, течение. Ось – это связь, направление развития, перемещение в пространстве. Ритм всегда нанизывается на ось. Проследить за видоизменением локального ритмического образования можно через основные свойства формы – отношения «пространство – масса», свет, цвет, фактура, текстура. Закономерность смены ритмических групп заложена в сценарии эмоционального напряжения, в чередовании простоты со сложностью, живописностью, контрастом. Через понимание ритмической организации формы можно раскрыть художественно – композиционный замысел архитектурного произведения и выявить его структурные и структурно – тектонические особенности.
Анализ структурно-тектонический. Принципиальное равновесие, зрительная устойчивость, надежность выбранной системы, места перераспределения усилий, узлы стыковки деталей – вот неполный перечень параметров, извлекаемых из аналитических структурно – тектонических схем. На основании полученных выводов намечаются перспективные направления работы с конструкцией с целью усиления ее выразительности. Например, стык стекла и камня, стойки и балки, массы и пространства, несоответствие статической и тектонической (художественно осмысленной) геометрии форм.
|
Пропорциональный анализ характеризует идентичность линейных отношений прямоугольных фигур. Пропорции выделяются в архитектуре в самостоятельное понятие как средство достижения целостности и выразительности и являются частным случаем подобия. Это зависит от преобладания прямоугольных форм в зодчестве. Подобие же активно участвует в гармонизации формы, являясь одним из важнейших средств геометрического упорядочения формы.
Контрастно – нюансные отношения определяют взаимодействие между формой и фоном, между частями одной и той же композицией, между композицией и ее деталями. Зрительно контраст раскрывается сразу и направлен на обострение восприятия формы. Являясь активнодействующим средством формообразования, контраст имеет и отрицательные стороны: быстро вызывает утомление психики, при частом контакте быстро надоедает. Контраст по всем параметрам нагнетает напряжение и может привести к диссонансу. Нюанс создает дополнительные связи между элементами, способствует гармонизации решения. Нюансные проработки подчеркивают идею композиции, заставляют ее звучать более выразительно и образно. Иногда отсутствие четкого контрастного общего решения формы может привести к безликости и серости при непомерной нюансировке. Поэтому при использовании контрастно – нюансных отношений необходимо соблюдать определенную меру.
Изучая опыт мастеров, можно выделить некоторые основные способы ведения аналитических операций:
1. Введение в исходное графическое изображение его словесного комментария. Способ наиболее целесообразен, когда навыки чтения графического изображения еще недостаточно развиты. Смысловая обусловленность формы выступает понятно и зрительно хорошо запоминается.
2. Введение дополнительного изображения в основное в виде линий, в виде стрелок, линий и т. д., демонстрирующих предмет анализа. При этом акцент переводится на реальное изображение одного из свойств, которое выступает ярко и зримо и поддается обобщению.
3. Введение в изображение сопоставимых аналогов, демонстрирующих оригинальность или типичность объектов. Сравнение образцов имеет целью выявить неповторимые оригинальные параметры объекта, на которых и строится его качество.
4. Обобщение и упрощение исходного объекта до выявления предмета исследования, который выделяется как определенный параметр. Другие свойства объекта в этот момент не учитываются. Снятие нескольких самостоятельных моделей и сопоставление их с исходным объектом, позволяет определить степень влияния каждого свойства на качество этого объекта.
5. Деформация объекта исследования по определенным параметрам до стадии крайней ортодоксальности – доведение влияния противоположных условий изменяемости до максимально возможного состояния. Целенаправленно подобранные параметры дают возможность определить диапазон промежуточных вариантов и место данного решения в обозначенных границах поиска.
Каждый из приведенных способов анализа требует определенного навыка работы с исходными данными, составления схем, обобщений, а также умения делать выводы. Выбор того или иного способа определяется целями и задачами изучения объекта.
Именно формированию композиционного умения служат некоторые виды анализов аналогов – прототипов. Метод, который позволяет разъединить целостную композицию архитектурного произведения на элементы, несущие значительную смысловую и структурную нагрузку, понять его морфологию называют методом декомпозиции. Он дает возможность вникнуть в логику построения формообразующих элементов, вскрыть закономерности его пространственной организации, провести необходимый структурный анализ
Очень важным условием материализации результатов сложной мыслительной деятельности является умение выделить наиболее значимые смысловые значения и представить теоретическую модель максимально схематично. Визуально выраженная идея или концепция формы возникает в предельно лаконичной обобщенной форме. Уровень абстракции может быть любой – философский, психологический или художественный. Концепция в первом появлении в виде модели по своему значению соответствуют инструментарию объемно-пространственной композиции. Композиция всегда отражает сущностный момент проектной деятельности.