Николай Яковлевич Надеждин
Мэрилин Монро
Секрет успеха (Астрель) –
Текст предоставлен правообладателем https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5973120
«Мэрилин Монро / Николай Надеждин.»: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель; Москва; 2012
ISBN 978‑5‑98986‑400‑3, 978‑5‑271‑29073‑2
Аннотация
История жизни Мэрилин Монро – убедительная иллюстрация народной мудрости «не родись красивой». Этой женщине действительно пришлось хлебнуть всякого. Были в ее судьбе и несчастливое детство, и неудачные браки, и разочарование в любви. Но были и взлеты – необыкновенные, стремительные, поражающие воображение. Мэрилин очень точно распознала свой главный талант – дар женственности. И воспользовалась этим знанием, чтобы добиться поставленной еще в детстве цели стать знаменитой и состоятельной.
Николай Яковлевич Надеждин
Мэрилин Монро
Вступление
История жизни Мэрилин Монро – убедительная иллюстрация народной мудрости «не родись красивой…». Этой женщине действительно пришлось хлебнуть всякого. Были в её судьбе и несчастливое детство, и неудачные браки, и разочарование в любви. Но были и взлёты – необыкновенные, стремительные, поражающие воображение.
Мэрилин очень точно распознала свой главный талант – дар женственности. И воспользовалась этим знанием, чтобы добиться поставленной ещё в детстве цели – стать знаменитой и состоятельной.
Монро не блистала ни в качестве драматической актрисы, ни в качестве певицы. Но вместе с тем фильмы с её участием вошли в сокровищницу мирового кинематографа. Случай уникальный: основное достоинство этих картин – участие (чаще всего на вторых ролях!) Мэрилин Монро. Остальное уже несущественно.
|
С кем ещё так было? Кто из звёзд XX столетия, не обладая выдающимся голосом, становился вровень с самыми яркими вокалистами современности? Кого публика встречала восторженным рёвом после явно провального фильма? Кто, наконец, воспринимался миллионами людей как эталон женской красоты и при этом обладал вовсе не идеальными формами?
Мэрилин удалось реализовать все свои мечты, кроме одной. Она стала знаменитой, богатой, успешной, но так и не нашла своего счастья…
Может, она ставила перед собой не те цели? Но тогда это была бы… не Мэрилин.
Матушка Глэдис
Самая известная красавица XX столетия Норма Джин Мортенсон, она же Норма Бейкер, она же впоследствии Мэрилин Монро, появилась на свет 1 июня 1926 года в Лос‑Анджелесе, в США. Своё имя девочка получила по прихоти матушки Глэдис Бейкер в честь популярной голливудской актрисы Нормы Толмэдж.
Отцом Нормы был, скорее всего, Мартин Мортенсон, который сбежал от Глэдис за два месяца до рождения дочери. «Скорее всего» – потому что Глэдис Бейкер точно не знала, является ли Мартин отцом её дочери, поскольку претендент был… не один. Но новорождённую дочь записала всё‑таки на Мортенсона. А когда пришла пора крестить ребёнка, дала дочери свою фамилию – Бейкер.
О происхождении псевдонима Нормы поговорим отдельно, а пока заметим, что Монро – фамилия бабушки Нормы, матери Глэдис. И сама Глэдис по документам была Глэдис Монро Бейкер…
Счастье матери было недолгим. Женщина выпивающая, не особенно обременённая моральными принципами, Глэдис, в то время работница монтажного цеха одной из голливудских киностудий, отдала ребёнка на воспитание в чужие руки, когда Норме исполнилось всего две недели от роду. Поэтому в ранних воспоминаниях Нормы нет ни отца (она его так никогда и не увидела), ни матери (которая возникла в жизни девочки лишь многие годы спустя).
|
У Мэрилин Монро было на редкость тяжёлое, неблагополучное детство.
Глэдис Бейкер, матушка Нормы Джин Мортенсён.
Семья Болендеров
В конце 1920 – начале 1930‑х годов в США бытовала практика временного усыновления и удочерения детей. То есть детей из бедных семей на добровольных началах и по обоюдному согласию передавали в многодетные стабильные семьи на воспитание. При этом фактическая мать лишалась родительских прав лишь в том случае, если на ребёнка оформлялся акт усыновления (или удочерения). В случае с Нормой речи об этом не шло.
Глэдис, женщина молодая и рассчитывающая устроить свою судьбу, воспользовалась предложением семьи Болендеров взять на воспитание её маленькую дочь и передала ребёнка в чужие руки.
Это были обычные люди, совсем небогатые, но добрые. Их выгода в опекунстве над Нормой заключалась в том, что многодетным семьям выплачивалось пособие на каждого малыша. Норма стала четвёртым ребёнком в семье Болендеров, причём собственных среди них было лишь двое. Для Болендеров маленькая Норма оказалась источником их небольшого дохода, позволяя жить и не особо бедствовать.
Если бы кто‑то обвинил Глэдис в равнодушии к единственной дочери, она бы удивилась, поскольку не считала, что отказывается от Нормы. Глэдис Бейкер регулярно навещала Норму, забирала её у Болендеров на денёк‑другой, угощала мороженым, водила в цирк. Потом Норма возвращалась в чужую семью.
|
Хорошие люди, но… неродные. Набожные, строгие. Удивительно, но малышка называла мамой, несмотря ни на что, именно Глэдис Бейкер.
Маленькая Норма.
Болезнь
Летом 1932 года, когда девочке исполнилось шесть лет, Глэдис Бейкер всё же решила забрать Норму у Болендеров. Ребёнку нужна нормальная, а не чужая семья. Решение вроде бы верное. Но Глэдис так и не стала хорошей матерью, и бо́льшую часть времени уделяла своей личной жизни. Так что Норма, как правило, была предоставлена сама себе.
Затем мать отдала девочку в школу. Училась Норма неважно. Часто пропускала уроки, плохо запоминала то, что рассказывали учителя. Во втором классе появились неудовлетворительные оценки, в третьем Норма уже числилась в отстающих ученицах…
А потом случилась большая неприятность. На попечении у Глэдис был старенький прадед, с которым она очень дружила, и, сама зарабатывая жалкие гроши, по сути, жила на его деньги. В 1933 году прадед умер, а Глэдис впала в жуткую депрессию, из которой так никогда и не выбралась. Дочерью она не занималась совершенно. Какая уж тут родительская забота – ей самой нужен был опекун. Несколько попыток самоубийства, и… в конце 1934 года Норма Джин попала в другую семью. А через пару месяцев после этого Глэдис Бейкер угодила в психиатрическую клинику, откуда уже не вышла до конца своих дней.
В последний раз Норма посетила лос‑анджелесскую психиатрическую клинику «Ливанские кедры», когда уже стала всемирно известной Мэрилин Монро. Но матушка Глэдис её не узнала. По злой иронии судьбы в ту же клинику в 1961 году попала и сама Мэрилин.
Норма Бейкер (после крещения матушка Глэдис записала дочь под своей фамилией) с приятелем.
Грейс
Над маленькой Нормой Бейкер нависла серьёзная угроза – девочку, скорее всего, отправили бы в детский приют для сирот. Но тут в её судьбе возникла Грейс Эткинсон Макги, близкая подруга матушки Глэдис. Поместив Глэдис в психиатрическую клинику, Грейс забрала её малолетнюю дочь к себе. А потом занялась оформлением опекунства.
Норма, девочка ангельского обаяния, добрая, тихая, послушная, давно привлекала внимание Грейс, которая обожала дочь подруги и часто говорила, что Норма обязательно станет известной актрисой и добьётся успеха.
С этого момента жизнь маленькой Нормы круто переменилась. Грейс накупила ей множество нарядов, много с ней гуляла, водила в кино. Они смотрели фильмы с участием любимой актрисы Грейс – Джин Харлоу.
Но оформление опекунства – дело хлопотное и неспешное. Пока Грейс, незамужней и бездетной женщине, удалось добиться от судьи разрешения на проживание Нормы у своей матери Эммы Эткинсон. Летом 1935 года дело благополучно завершилось, и Норма снова переселилась в дом Грейс…
В том же году Грейс познакомилась со своим будущим мужем Эрвином Годдардом. Видный мужчина, отец трёх дочерей, Годдард любил выпить, но при этом совсем не умел зарабатывать деньги. В августе 1935 года Грейс и Эрвин поженились. В новую семью Годдард взял одну из дочерей от первого брака – Нону. И Норма стала в этой семье лишней.
Норма (справа) с подружкой.
В приюте
Конечно, Грейс ни за что не отказалась бы от Нормы – оформление опекунства (через суд, другого пути в Америке не существует) заняло столько сил и времени. И девочку Грейс, по её собственному убеждению, очень любила… Но Эрвин зарабатывал так мало, что они едва сводили концы с концами. 13 сентября 1935 года Норме пришлось переселиться в лос‑анджелесский сиротский приют.
Девочка прожила там до 26 июня 1937 года. Грейс старалась приезжать каждую субботу, хотя получалось не всегда. Забирала девочку, чтобы погулять с ней по городу, сводить в кино. Потом Норма возвращалась в приют.
Здесь её не обижали и не притесняли. Но уже повзрослев, Норма часто рассказывала подругам об ужасах сиротского приюта. Об избиениях воспитанниц и даже об изнасилованиях. Вряд ли это соответствовало действительности. Во всяком случае, когда одна из подруг юности принялась об этом расспрашивать у прославленной актрисы Монро, Мэрилин лишь пожала плечами и засмеялась – мол, не помню, мало ли что было.
Попасть в детский дом из семьи, где к ней неплохо относились, – доля незавидная. И десятилетняя девочка чувствовала себя одинокой и брошенной. И безумно тосковала. Ждала каждого прихода Грейс, считая дни и часы… А так – это была обычная школа для обездоленных детей. Те же уроки, те же задания. Только общая столовая, общая спальня. Распорядок дня, которого следовало придерживаться. Короче, настоящая детская «каторга».
Норма в подростковом возрасте.
Ужасный Эрвин
В июне 1937 года Норма вернулась в семью Грейс Годдард. И всё пошло, как и прежде. Норма была неродным ребёнком для Грейс, но и Нона, дочь Эрвина, была для приёмной матушки тоже неродной.
Всё испортил Эрвин Годдард. Время от времени он дико напивался и в этом состоянии себя, практически, не контролировал. В конце октября 1937 года внезапно вернувшаяся с работы Грейс застала чудовищную картину – вдрызг пьяный Эрвин извивался на полу, придавив собой… вырывающуюся и визжащую Норму. Он пытался изнасиловать 11‑летнюю девочку!
Скандал разгорелся чудовищный. Грейс орала на мужа – и правильно, его следовало бы упечь на всю жизнь в тюрьму. Но досталось и Норме. Её, совсем ещё кроху, Грейс… приревновала к мужу, считая, что Норма достаточно созрела для того, чтобы стать женщиной.
Положение Нормы было хуже некуда. На счастье, она списалась с дальней родственницей – двоюродной бабушкой Идой Мартин, воспитывавшей троих внуков: Олив, Иду Мэй и Джека. В ноябре 1937 года Грейс отвезла девочку к Иде Мартин.
Норме страшное потрясение обошлось дорого – у неё резко обострилось врождённое заикание. Девочка буквально захлёбывалась словами, натужно силясь произнести нужный звук. Грейс до смерти перепугалась. Она вдруг поняла, что перед ней совсем ещё ребёнок. И её муж, этот идиот Эрвин, сделал девочку практически инвалидом – если не в физическом, так в психическом плане.
Норме Бейкер 14 лет.
Бабушка
Бабушка Ида приняла Норму как родную внучку. Денег у Иды Мартин было маловато, но Грейс обещала подбрасывать Норме на жизнь. Приняли девочку и обе двоюродные сёстры, и брат Джек. Норма оказалась самой старшей – ей исполнилось уже 12 лет. Джек был младше на год, девочки – ещё младше.
У бабушки Иды Норма прожила около года. Новая школа, новые подруги. Бабушка почти не занималась внуками, ограничивая свою заботу кормлением да лечением. И дети бо́льшую часть времени проводили на улице. Чего они там насмотрелись и наслушались, можно лишь предполагать. Но осенью 1938 года Ида Мартин пережила настоящий шок. Эта негодница Норма была застигнута ею в предосудительных забавах. Но с кем! С любимым внуком Джеком!
Ида так осерчала, что устроила Норме ужасный разнос. Грозилась сдать её в полицию за развращение малолетних (хотя сама Норма была совсем ещё ребёнком – какое уж тут развращение).
Ничего общего с сексом эти наивные забавы, конечно, не имели. А бабуле Иде Мартин не хватило такта и элементарной педагогической интуиции, чтобы не раздувать эту историю и не устраивать жуткого скандала. Во всяком случае, срочно вызванная Грейс выслушала от Иды такое, что у женщины волосы встали дыбом. И Норма спешно покинула семью двоюродной бабушки, даже не понимая, в чём она, собственно, повинна перед этими не чужими вроде бы людьми.
Норма в 15 лет. Фотография 1941 года.
Анна Лоуэр
Вернуть Норму к себе Грейс ещё не могла. То есть считала, что ещё не могла: её томила двусмысленная ситуация с Эрвином. И пришлось Норме переселяться в новую семью – родной тетушки Грейс Анны Эткинсон Лоуэр.
Удивительно, как испорченность взрослых отражается на детях. Подозревая в Норме «врождённую порочность», и Грейс, и бабушка Ида Мартин были в действительности сами глубоко порочны. И тут неважен знак – плюс или минус. Не имеет значения, пускались ли эти женщины во все тяжкие сами, главное – грешны были их мысли. А потому попытку насилия над маленькой девочкой они взрослому пьяному мужику простили, а любопытство детей посчитали чудовищным развратом. Да уж, педагоги…
У тётушки Лоуэр Норме было спокойно и уютно. Весь нерастраченный материнский инстинкт бездетной Анны Лоуэр обрушился на Норму. Впервые в жизни Норма и ела досыта, и имела игрушки, о которых раньше могла лишь мечтать, и одевалась во всё новое, с иголочки, купленное в лучших магазинах Лос‑Анджелеса.
В школу ходила, но училась всё хуже и хуже. Впрочем, тётушка Лоуэр не беспокоилась и говорила: «Хорошо, хоть умеет читать, а большего девочке и не надо».
Одна беда – тётушка тяжело болела. И к концу 1940 года 50‑летняя женщина выглядела старше лет на 20. А когда стала совсем плоха, Норме пришлось её покинуть. Девочка вернулась в семью Годдардов. Её странствия из одной семьи в другую на этом, к счастью, завершились.
Норме уже 16 лет.
Спасительное упорство
Норме уже исполнилось 14 лет. И главным чудовищем её жизни в те годы был «папаша» Эрвин, от которого девочка ничего хорошего не ждала. Но он принял Норму совершенно равнодушно – словно ничего и не случилось. И виноватым перед ней он себя не чувствовал…
А в семье Годдардов, между тем, случилось пополнение. Первая супруга Эрвина угодила в сумасшедший дом и там умерла. Одна дочь бывших супругов осталась в приёмной семье, другую – Элинор – Годдарды забрали к себе.
Норма и Бебе, так домашние называли Элинор, быстро сблизились. Во‑первых, они были ровесницами. Во‑вторых, обе отличались прелестной внешностью и умом. В‑третьих, у обеих было тяжёлое детство. Элинор за годы отрочества сменила… 13 семей! И единственным человеком, который ей сочувствовал, оказалась Норма…
1941 и 1942 годы… В Европе бушевала Мировая война. Жизнь в Америке изменилась. Газеты писали о боевых действиях в Европе и на Тихом океане. Американские девушки мечтали о знакомстве с военным. И вся страна работала на оборонную промышленность.
В эти годы Норма отчаянно боролась с врождённым недугом – заиканием. Собственно, на это ушло три года. Серьёзно за собственную речь она взялась в 1939 году. Часами читала вслух, отрабатывая дикцию и преодолевая предательские спазмы. Чтобы ей не мешали, Норма запиралась в ванной и включала воду. И добилась‑таки своего! Без помощи врачей к 16 годам она полностью избавилась от мучительного заикания.
Норма.
Волшебный мир кино
Сказать, что Норма училась неважно, не сказать ничего. Она отставала по всем предметам, а потому держалась среди одноклассников особняком. Ей было просто неинтересно. Девушку не увлекал ни один предмет. В годы юности она почти ничего не читала – только журналы мод.
Но при этом она увлекалась кинематографом. Это была её главная страсть с детства. Уроки Грейс не прошли напрасно. В голове у совсем ещё маленькой Нормы чётко зафиксировалось: главная цель жизни – стать киноактрисой. И не просто актрисой, а настоящей звездой, лучшей из лучших.
Норма не пропускала ни одной премьеры. Те гроши, что давали ей на карманные расходы взрослые, она тратила на кино. Облюбовала дешёвый кинотеатр недалеко от дома. И раз в неделю ходила на вечерний сеанс, стараясь не слишком задерживаться, чтобы ей не влетело от Грейс…
К 16 годам Норма так расцвела, что превратилась не просто в красавицу – в ослепительную жемчужину. Юная, свежая, улыбчивая. И в то же время беззащитная, нежная, ранимая. Сочетание молодости, красоты и беззащитности сделали своё дело. Норма не могла пройти по улице, чтобы не услышать позади восхищённые возгласы молодых людей. У неё появились первые ухажёры. И главный из них – Джим Дагерти.
Этот 20‑летний красивый юноша, работавший в похоронном бюро (на это Норма внимания не обращала, главное – работал), ежедневно провожал девушку домой. С ним Норме было спокойно и хорошо.
Одна из ранних рекламных фотографий Нормы.
Джим Дагерти
Весной 1942 года Норма привела Джима домой к Годдардам. Очень переживала, понимая сложность своего положения приёмной дочери. И совершенно неожиданно для себя обнаружила даже не благожелательное, а восторженное отношение «неродных родственников» к своему избраннику. Грейс, а за ней и Эрвин в один голос заявили, что Джим Дагерти «очень милый молодой человек» и даже что он – «её судьба». Причину Норма поняла позже, когда узнала – Годдарды собираются переехать в другой город. Фирма, в которой Эрвин работал менеджером, предложила ему хорошее место в филиале. В семье, между тем, были три подрастающие дочери – две родные и третья, Норма, неродная. Взять её с собой Годдарды посчитали невозможным.
1 июня 1942 года Норме исполнилось 16 лет. По законам штата Калифорния она достигла брачного возраста. И Грейс принялась без конца говорить, как «хорошо быть замужней женщиной» и как «тяжко живётся невесте на выданье». А Норма и не противилась. Замуж, так замуж. Джим ей очень нравился. И быть обузой для Грейс и её супруга девушка не хотела.
Подготовка к бракосочетанию заняла всего две недели. Норма получила от Грейс свадебное платье и немного денег в качестве приданого. Школу – а в это время как раз шли экзамены на получение аттестата на неполное среднее образование – она бросила. Просто не пришла на очередной экзамен. Всё равно бы не сдала.
Норма в 1942 году.
Замужняя дама
Свадьба состоялась 19 июня 1942 года. В этот день 16‑летняя Норма и 20‑летний Джим стали супругами Дагерти. После скромной церемонии и свадебного обеда Норме сообщили, что Годдарды собираются в дорогу. Она сердечно попрощалась с Грейс, с девочками, ставшими за эти годы настоящими сёстрами. И со спокойным сердцем переселилась в квартиру Джима. После отъезда Годдардов из Лос‑Анджелеса она с ними больше не виделась…
Супружеская жизнь была, конечно, непростой. Квартира Джима оказалась обычной бедняцкой лачугой. Денег не хватало положительно ни на что. Но всё же первый год они наслаждались молодостью и друг другом. Джим – человек прижимистый и расчётливый – выдавал Норме пару долларов в неделю и ни центом больше. На эти деньги она должна была одеваться, ходить в кино (а без посещения кинотеатра она уже не могла жить). Провизию же покупал сам Джим, считая, что юная супруга не умеет считать деньги.
Прошёл год. И стало совсем туго. Жить приходилось в нищете, когда не можешь позволить себе абсолютно ничего, а годы‑то молодые, и хочется всего и сразу… Джим устроился матросом на торговый корабль, о чём и сообщил супруге летом 1943 года. И Норме, чтобы продержаться до его возвращения, не оставалось ничего как устроиться на работу. Она выбрала авиационный завод – из‑за того, что тот был недалеко от дома.
Джим ушёл в море. А Норма отправилась на завод. Она ещё не знала, что Судьба уже вела её за руку, что впереди её ждут великие открытия и… великие разочарования.
Норма и Джим Дагерти. 19 июня 1942 года.
Работница
В общем‑то это была работа как работа. Проблема заключалась в том, что Норма абсолютно ничего не умела делать. Таскала по цехам с другими девчонками рулоны авиационного перкаля, кроила по готовым лекалам полотнища обшивки, клеила, красила. Короче, занималась самой неквалифицированной работой, получая за это очень скромные деньги.
День шёл за днём. Норма возвращалась в пустой дом, без особого энтузиазма прочитывала письма мужа, болтающегося на своём судёнышке где‑то в Южной Атлантике. Потом бралась за журналы, которые покупала в киоске возле дома с существенной скидкой, поскольку выбирала не самые свежие номера…
Однажды в 1944 году в цехах завода возникло заметное оживление. Работницы (а на заводе работали в основном женщины) стайкой ходили за важным молодым человеком с огромной камерой на груди. Это был армейский фотограф, которому поручили снять репортаж для какого‑то военного издания. Взгляд фотографа упал на Норму и… загорелся. Такой красивой женщины (да что там красивой – прекрасной, роскошной) он ещё не видел.
Юноша предложил Норме позировать. Та встала у какого‑то станка. Обернулась. Прикрыла глаза. Кадр. Ещё кадр. И – готово. Фотограф потирал руки. А вечером, в редакции, он получил повышенный гонорар. Норма понравилась всем. Она была божественна.
На следующий день фотограф пришёл в сопровождении приятеля. Тот, человек гораздо более солидный, взрослый, отвёл девушку в сторону и о чём‑то долго с ней беседовал. Ещё через день Норма написала заявление об увольнении. Для неё началась новая жизнь.
Норма – работница авиационного завода (она работала в цехе, выпускавшем авиамодели). 1945 год.
Перемены
Несмотря на молодость, Норма Дагерти была девушкой практичной и дальновидной. Она прекрасно знала, что на завод время от времени заглядывают «охотники за красивыми лицами» – фотокорреспонденты и фотографы рекламных изданий. И она специально готовилась к этим визитам, посещая вечерами «Школу шарма» – курсы, где девушек учили танцевать, двигаться, позировать перед камерой.
Разговор с представителем рекламного агентства «Голубая книга», который пришёл на авиационный завод сразу, как увидел фотографии Нормы Дагерти, закончился тем, что она стала… профессиональной фотомоделью. Правда, в то время модели получали очень немного. И девушкам приходилось доказывать своё право даже на это небольшое вознаграждение.
Норма снималась в рекламе купальников. А это требует идеальной фигуры и отличной физической формы. Но… что значит «идеальная фигура»? В те годы в моде были в меру пышные формы – точно такие, какими обладала Норма Дагерти. По современным меркам, её трудно назвать стройной – при росте в 162 см она весила чуть более 60 кг. Обхват бёдер и груди – 96 см (что достаточно много). Но… именно это фотографам‑рекламистам и требовалось! Время субтильных, стройных девушек с маленькой грудью ещё не пришло. Норма Дагерти появилась в модельном бизнесе в самый подходящий для неё момент.
Но главное всё‑таки не в этом. Главное, что Норма была… обворожительна.
Норма Дагерти.
Модель
Первый заработок Нормы в качестве фотомодели был очень скромным. Во время фотосессии на авиационном заводе она заработала всего 10 долларов. Съёмка продолжалась два часа – получилось по 5 долларов за каждый час. В агентстве «Голубая книга» ей платили больше. Вскоре Норма перестала думать об элементарном выживании и, наконец, сделалась независимой дамой. Ей было всего 16 лет…
Она снималась в рекламе женской одежды, купальников, а после войны – дамских чулок (во время войны выпуск нейлоновых чулок был прекращён, ткань требовалась для производства парашютов). Лицо Нормы появлялось на обложках глянцевых журналов, на рекламных плакатах, буклетах, спичечных картонках, на зажигалках – везде, где только публикуется реклама.
Лицо яркой шатенки, отменные формы, но главное – манера держаться перед объективом фотоаппарата привлекали внимание и потребителей рекламы, и заказчиков. Спрос на Норму Дагерти явно повышался. Но это была ещё не та слава и не те деньги, которые можно назвать серьёзными. А в затылок дышали юные конкурентки, такие же яркие и такие же красивые.
И Норма решила взяться за освоение профессии более основательно. Она так много времени проводила в спортивном зале и дома перед зеркалом, без конца повторяя одни и те же танцевальные па, выполняя комплекс гимнастики, оттачивая все нужные движения, что к вечеру валилась с ног.
Чаще всего Норма снималась в рекламе нижнего белья.
Норма перед объективом
Кто‑то из профессиональных фотографов, работавших в те годы с Нормой, сказал, что настоящий верный любовник у неё был один – фотоаппарат.
Она действительно обладала потрясающей интуицией мима, принимая перед камерой без указаний фотографа такие позы, что всегда выглядела на фотографиях живой, движущейся, интригующе загадочной. Современные фотомодели проходят изнурительное обучение в специальных школах. На отработку движений и статичных поз тратится колоссальное количество времени и средств. Тут же всё было найдено самой моделью. Интуитивно, опираясь лишь на природное чувство вкуса и меры.
Кстати, чувство вкуса не подводило Норму никогда. И в начале карьеры, и в пору расцвета она одевалась по‑особенному. Её стиль – утончённый минимализм. Ничего лишнего. Главное лакомство – сама природа, фигура Нормы (а потом и Мэрилин). Её естественная красота…
И ведь не была она ослепительной красавицей – такой, которая моментально останавливает взгляд. Нет, вполне обыкновенная женщина. Иногда весёлая, улыбающаяся, иногда печальная, погружённая в свои мысли и всегда – разная.
Её главными талантами были потрясающая интуиция и удивительное обаяние. Норма не стала ни великой актрисой, ни великой певицей. И вместе с тем она по праву считается красивейшей женщиной столетия и эталоном женственности – таким, каким видит его в своём воображении любой человек.
Улыбка у неё была просто чудесная…
Скандальный фильм
В 1988 году, спустя много лет после смерти Мэрилин, журнал «Пентхаус» опубликовал статью, в которой рассказал о сенсационной находке – эротическом фильме, выпущенном в 1944 году безвестной калифорнийской студией. И в этом фильме якобы снималась Норма Дагерти…
Речь идёт о фильме «Стриптиз и бутылка кока‑колы». Подобные картины для 1940‑х годов – редкость, хотя истоки волны «свободы нравов» 1970‑х, ставшей следствием «революции» предшествующего десятилетия, можно обнаружить именно в конце войны и в послевоенное время. Съёмки в этих фильмах, бессмысленных, бессюжетных, грозили актёрам утратой репутации и как следствие крахом карьеры. Америка – страна религиозная и пуританская. И семейные ценности здесь всегда были на первом месте.
Нет, Норма Дагерти в таких картинах не снималась. И в «Стриптизе» исполнительница «главной роли» (в кавычках, ибо роли никакой на самом деле нет) лишь внешне похожа на Норму. Что, к слову, говорит об истинных масштабах популярности будущей актрисы в годы, когда она ещё не была Мэрилин Монро. На неё старались походить, ей подражали. Чем не признак восходящей звезды?
Показательно, что в 1944 году фильм «Стриптиз и бутылка кока‑колы» никем замечен не был, а потому и особого скандала не произвёл. Подобные поделки продавались из‑под полы, тайно, в магазинах особого рода. И зритель у этих фильмов был тоже, скажем так, «особого рода».
Обладая роскошным телом, Норма не стеснялась фотографироваться полуобнажённой.
Милые бранятся
Джим Дагерти появился дома лишь поздней осенью 1945 года. Работа на море захватила его и принесла немало денег. Он надеялся обрадовать жену тем, что решил, наконец, все материальные проблемы. Каково же было его разочарование, когда он нашёл Норму вовсе не бедной и занятой собственным, весьма сомнительным, на взгляд Джима, делом. То, что профессия фотомодели приносила ощутимый доход, Джима не раздражало. Его раздражало то, что рекламные постеры с его полуобнажённой супругой мог разглядывать любой мужчина Калифорнии. А этого ревнивец Дагерти перенести не мог.
Решающий разговор между супругами состоялся на Рождество 1945 года. Дагерти изрядно выпил и принялся «выяснять отношения». Он требовал от Нормы оставить профессию фотомодели и стать «добропорядочной домохозяйкой». Норма невинно улыбалась, говорила комплименты – приятные, чертовски приятные, мол, как возмужал Джим, каким стал джентльменом. Но Дагерти старался держать нить разговора и постоянно возвращался к тому, с чего начал – должна уйти, и точка.
Норма воспользовалась тем, что супруг изрядно набрался. Ничего ему не ответила конкретно, хотя и спорила. И наутро Джим проснулся с чувством выполненного долга. Дословно разговора он не помнил. А что касается деталей… Какое они имеют значение?
Эх, Джим, Джим. Знать бы тебе, что оставлять надолго 17‑летнюю супругу в одиночестве – всё равно, что собственноручно придушить свою любовь. Тут уж надо выбирать – либо семья, либо море.
Норма дурачится.
Снова одна
Вскоре после нового, 1946 года Джим Дагерти снова ушёл в долгое плавание, которое должно было продлиться не менее года. И снова Норма осталась одна.
Понял ли он, что их отношения рухнули? Что они уже не супруги, а совершенно чужие люди? Скорее всего, нет. Норма вела себя скрытно и уклонялась от любых стычек. Во всяком случае, когда осенью 1947 года в каком‑то заморском порту Джим получил пухлый конверт из Америки, а в нём – пакет бумаг о бракоразводном процессе, это стало для него неожиданностью.
В письме, отправленном Дагерти Нормой, сообщалось, что суд штата Невада решением от 13 сентября 1946 года признал их брак расторгнутым, а супругов свободными от брачных обязательств. Что оставалось Джиму? Подписать необходимые бумаги и оправить их Норме.
Так прекратила своё существование молодая семья Дагерти. Этот брак продлился четыре года. И закончился для бывших супругов большим разочарованием. Больше они не встречались. Впоследствии Джим рассказывал о Норме с большой обидой (но рассказывал, отвечая на расспросы журналистов, когда Норма уже была Мэрилин). А Норма называла этот брак ошибкой молодости.
В истории жизни Мэрилин Джим Дагерти зафиксировался ещё и тем, что опроверг легенду, придуманную самой Нормой, о лишении её невинности «воспитателями‑насильниками» во время пребывания в детском приюте. Этого не могло быть, поскольку Дагерти клялся, что на момент знакомства с Нормой она была девственницей.
Смешная, с косичками…
Первые попытки уйти
После развода Норма снова сменила фамилию и стала Нормой Мортенсон. Она всё сделала сама – приняла решение, оформила дело в суде, добилась от Джима подписания всех документов. Но… чего ей это стоило?
Именно в этот период – в 1946 и 1947 годах – в жизни Нормы случились одна за другой две трагедии. А именно две попытки свести счёты с жизнью.
В первый раз она пыталась отравиться бытовым газом. Открыла кран плиты и легла в кровать. Но пришла подруга, выключила газ, распахнула окна. И спасла Норму.
Во второй раз она наглоталась снотворных таблеток. Но… выжила. Таблетки оказались недостаточно сильнодействующими, чтобы остановить молодое сердце…
Специалисты считают, что стремление Нормы к суициду – результат унаследованного ею от матери психического расстройства. Именно после попытки самоубийства лишилась рассудка её мать Глэдис Бейкер. И сама Норма, уже будучи Мэрилин Монро, ещё дважды пыталась покончить с собой. «Эффективной» оказалась четвёртая попытка – если, конечно, считать гибель Мэрилин результатом самоубийства.
В детстве Норма страдала от жестокого одиночества. И во взрослой жизни больше всего боялась остаться одной, никому не нужной, брошенной. А что она могла чувствовать после того, как молодой муж ушёл в плавание и не появлялся дома три года? Как она могла противостоять – без поддержки родственников и близких людей – обстоятельствам? В 19 лет… Совсем ещё юная…
Кто бы мог подумать, что за этой улыбкой скрывается… тоска?
Кинопробы
Карьера фотомодели шла потихоньку в гору, но Норма мечтала о большем. Она хотела стать киноактрисой.
Жизнь в Лос‑Анджелесе проходит в тени Голливуда – тем более жизнь полуартистической богемы, к которой могла бы смело отнести себя и Норма. Наконец она решилась и в 1946 году выслала свою заявку на киностудию «ХХ век Фокс». Это было небольшое, составленное в произвольной форме заявление и портфолио из лучших рекламных фотографий Нормы.
Она не надеялась на успех, но судьба была к ней благосклонна. После недолгого, но томительного ожидания она получила ответ – приезжайте. И Норма помчалась в Голливуд…
С ней работали какие‑то секретари, подбиравшие штат статисток. Но потом вышел босс – пожилой ассистент режиссёра, работавший в картине «Ужасная мисс Пилгрим». Ему нужна была молодая женщина для эпизодической роли девушки на телефоне. Из полутора десятков принятых в тот день статисток он выбрал Норму.
Её отвели в гримёрную, усадили в кресло. Ассистент долго рассматривал краснеющую от смущения Норму. Потом закурил. Наконец с раздражением сказал:
– Это чёрт знает что… Я понимаю, мы снимаем не «Унесённые ветром». Но я просил вас найти красивую девушку. А вы мне кого привели?
Его спросили:
– Привести другую?
– Нет. Приведёте, чего доброго, ещё уродливей… На глаза Нормы навернулись слёзы отчаяния.
Норма в 1946 году послала свою заявку на киностудию «ХХ век Фокс».
Знаменитый псевдоним
– Ты что, плачешь? – спросил злой старик. Потом, обернувшись к девушкам: – Она что, плачет? Чёрт знает что… Эй, как вас там?
– Норма… Мортенсон, – пробормотала расстроенная Норма.
– Да, именно… Норма, – раздражённо произнёс ассистент режиссёра. – Это не про тебя – «уродливая». Ты очень красивая девушка. «Уродливая» это о другой… Короче, извини.
Норма промолчала.
– Ты волосы красишь? – продолжал он, доставая очередную сигарету и выпуская к потолку гримёрной клубы дыма. Норма отрицательно покачала головой.