Характеристика государственных ценных бумаг




 

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изы­скать средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государст­вом средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на ре­шение следующих задач:

- покрытие постоянного дефицита государственного бюджета;

- покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в
связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов;

- привлечение ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов;

- привлечение ресурсов для покрытия целевых расходов
правительства;

- привлечение средств для погашения задолженности по
другим государственным ценным бумагам.

Активное использование государственных ценных бумаг для покрытия дефицита федерального бюджета начало осуществ­ляться в нашей стране с мая 1993 г., когда в обращение была выпущена первая серия государственных краткосрочных беску­понных облигаций (ГКО). Впоследствии правительство интен­сивно наращивало объем заимствования.

На сегодняшний день на российском рынке государствен­ных ценных бумаг обращались или обращаются следующие инструменты:

- облигации республиканского внутреннего займа 1991 г. или, как их еще называют, «длинные облигации» (ГДО);

- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

- облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД);

- облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

- облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);

- облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

- облигации федерального займа с индексацией номинала (ОФЗ-ИН);

- облигации государственного сберегательного займа Рос­сийской Федерации (ОГСЗ);

- облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ);

- бескупонные облигации Банка России (БОБРы);

- государственные сберегательные облигации (ГСО);

- государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС);

- государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС)

- облигации внешних облигационных займов Российской Федерации.

Ранее других были эмитированы облигации республиканского внутреннего займа 1991 г. (ГДО). Целью выпуска займа являлось покрытие задолженности федерального бюджета Центральному банку РФ. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. Срок обращения ГДО – 30 лет (с 1июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.). Облигации республиканского внутреннего займа - это долгосрочные, рыночные ценные бумаги с ограниченным кругом обращения. Владельцами ГДО могут быть только юридические лица – резиденты. Номинал ГДО - 10000 неденоминированных рублей, купонный доход - 15% годовых.

Банком России для покупки и продажи данной ценной бумаги еженедельно устанавливаются курсы покупки и продажи, что обеспечивает надежность и ликвидность рынка. Порядок установления котировок имеет уникальную особенность: в течение одной «особой» недели в году котировки равны текущим котировкам в течение недели за 13 месяцев до наступления «особой» недели. Таким образом, инвесторы могут планировать свои инвестиционные операции с учетом соотношения цен в «особую» неделю и текущей конъюнктуры.

Для инвесторов ГДО не представляют особого интереса. Главная причина - ее низкая, на момент эмиссии, доходность и ликвидность. Впрочем, некоторые инвесто­ры покупали облигации, поскольку Банк России иногда выда­вал централизованные кредиты под их залог. В целом же этот экспериментальный проект не пользуется вниманием со сто­роны государства.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) являлись вплоть до их замораживания в 1998 г. общепризнанным лидером российского фондового рынка и вновь стали им в 2000 г. после того, как рынок оправился от последст­вий краха.

ГКО начали выпускаться с мая 1993 г. Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ, который определяет объем выпуска и формирует цену отсечения при первичном размещении облигаций на аукционе, а также средневзвешенную цену аукциона. Уполномоченным агентом Минфина РФ по размещению ГКО является Центральный банк РФ. Он по поручению Минфина организует и проводит аукцион по первичному размещению ГКО, принимает активное участие на вторичных аукционах, выставляя на продажу недоразмещенные выпуски, а также проводит операции на открытом рынке.

Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков. Для организации первичного размещения и проведения вторичных торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) создана Торговая система, которая организует проведение торов, осуществляет регистрацию сделок, обеспечивает составление расчетных документов по совершенным сделкам, представляемых в расчетную систему и депозитарий.

Облигации выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах депо у дилеров номиналом 1 тыс.руб со сроком погашения 3, 6 и 12 месяцев и являются именными ценными бумагами. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России, в котором указываются все условия выпуска и обращения облигаций.

Доходом по ГКО является разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичном рынке.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. Все операции с ГКО инвесторы ведут через уполномоченные организации – дилеры, в качестве которых выступают крупные банки и финансовые компании.

Привлекательность вложений в ГКО до финансового кризиса заключалась в следующем:

· достаточной надежности государства-эмитента, своевременно осуществлявшего погашение ценных бумаг;

· очень высокой доходности по сравнению с другими финансовыми инструментами (доходность коррелировала с учетной ставкой ЦБ);

· абсолютной ликвидности, ГКО беспрепятственно реализовывались на вторичных торгах;

· предоставлении налоговых льгот.

После финансового кризиса 1998 г. погашение ГКО было заморожено и проведена реструктуризация, которая предусматривала принудительный обмен непогашенных ГКО на новые долгосрочные облигации.

12 декабря 1998 г. распоряжением Правительства РФ № 1787-р проведена новация по ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до 17 августа 1998 г. путем их замены на новые обязательства с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств. Такое замораживание внутреннего долга вкупе с обесценением рубля позволило в несколько раз сократить расходы госбюджета. Возрождение рынка ГКО началось в 2000 г.

Облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Снижение темпов инфляции и тенденции снижения процентных ставок на РЦБ в 1997 г. создали условия для выпуска среднесрочных ценных бумаг с фиксированной ставкой дохода.

ОФЗ-ПД обращаются с февраля 1997 г. Облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами с номинальной стоимостью 1 тыс. руб. и представляют их владельцам право на получение номинальной стоимости при ее погашении и на получение купонного дохода. Особенностью механизма образования купонного дохода является то, что величина купонного дохода фиксирована на каждый процентный период.

Эмитентом ОФЗ-ПД является Министерство финансов РФ, которое по согласованию с Банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, размер купонного дохода, дату размещения, даты выплаты купонного дохода и т.д. Указанные условия фиксируются в глобальном сертификате.

Общий объем эмиссии определяется Министерством в преде­лах общего лимита государственного долга, установленного федеральным законом о государственном бюджете. Генераль­ным агентом эмитента, как и в случае с ГКО, выступает Банк России.

В соответствии с распоряжением правительства от 12.12.98 г. №1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» проведена новация по облигациям федеральных займов с постоянным купонным доходом. В порядке новации были выпущены в обращение облигации федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. Они могут быть использованы для погашения просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, образовавшейся по состоянию на 01.01.98 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.

Облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). В 1995 г. был осуществлен первый выпуск ОФЗ-ПК. Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного периода, объявляется по первому купону не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам — не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Максимальный срок обращения выпущенных в 1995-1998 гг. ОФЗ-ПК — 3 года, купонный период — 3 и 6 месяцев. С 1 января 1998 г. номинальная стоимость ОФЗ-ПК составляет 1 тыс. руб. Доля их в общей сумме внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, составляла в этот период от 11 до 14%. Новый выпуск ОФЗ-ПК обращался в период 2000-2003 гг. в объеме более 24,1 млрд руб., что составляло 4-5% в структуре внутреннего долга. Окончательно ОФЗ-ПК были погашены в 2006 г.

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) размещались Министерством финансов Российской Федерации с 1998 г. На 1 января 1999 г. общий объем ОФЗ-ФК в обращении составлял 112,56 млрд руб. Удельный вес в составе внутреннего долга составлял около 23%, что делало этот вид облигаций вторым по значимости на рынке после ОФЗ-ПД. Выпуск ОФЗ-ФК наращивался до 2002 г., и по состоянию на 1 января 2003 г. в обращении находилось ОФЗ-ФК на сумму 207,1 млрд руб., что составляло 32% от всей суммы выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга. Начиная с 2003 г. объем находящихся в обращении ОФК-ФК ежегодно сокращается, уступая место в структуре долга более долгосрочным видам облигаций федерального займа. С 2004 г. он сократился в шесть раз и по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 33,8 млрд руб., или около 2,5% в структуре внутреннего долга. В 2009 г. ОФЗ-ФК были окончательно погашены.

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). В 2002 г. впервые были размещены долгосрочные инструменты - облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроками обращения более пяти лет, на сумму по номиналу 42,3 млрд руб. (6,5%), что позволило удлинить дюрацию государственного долга и избежать нежелательных пиков нагрузки на федеральный бюджет в 2003-2005 гг. В настоящее время ОФЗ-АД - наиболее значимый долгосрочный инструмент государственной внутренней задолженности. За весь период (начиная с 2002 г.) объем этого вида ОФЗ в обращении увеличился более чем в 25 раз, достигнув к 1 января 2011 г. 1079,58 млрд руб., что составляет более 30% от общего объема государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.

Облигации федерального займа с индексацией номинала (ОФЗ-ИН). Номинальная стоимость облигаций ежемесячно индексируется на предстоящий месяц в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации. Согласно Условиям эмиссии и обращения ОФЗ-ИН предусматривается выпуск именных купонных среднесрочных (1-5 лет) и долгосрочных (5-30 лет). Номинал на дату начала размещения – 1000. Индексируемая номинальная стоимость. Определяется с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по РФ, ежемесячно публикуемого Росстатом. Минимальное значение номинала на дату погашения – 1000.Тип купона – постоянный (фиксированный) для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ИН. Купон фиксируется в решении о выпуске и действует в течение всего срока обращения облигации. Выплачивается исходя из проиндексированного номинала.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Основными целями выпуска ОГСЗ являются:

- привлечение средств населения на рынок государственных ценных бумаг для финансирования бюджетных расходов;

- диверсификация внутренней задолженности государства по группам инвесторов.

В качестве эмитента ОГСЗ выступало Министерство фи­нансов РФ. Первый выпуск ОГСЗ был размещен 27 сентября 1995 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.08.95 г. № 836 «О государственном сберегательном зай­ме Российской Федерации». Ориентация ОГСЗ на привлечение населения и мелких инвесторов определяла специфику параметров выпуска и условий их размещения и обращения.

ОГСЗ являлись государственными ценными бумагами на предъявителя, выпускаемые в документарной форме без обязательного централизованного хранения. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, являлся сертификат, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Облигации представляли их владельцам право на получение плавающего купонного дохода, начисляемого ежеквартально или по полугодиям к номинальной стоимости в зависимости от условий выпуска. На практике доход по ОГСЗ приравнен к доходности по ГКО.

По срокам обращения облигации являются среднесрочными долговыми обязательствами Российской Федерации. Срок обращения облигаций – 1-5 лет, номинальная стоимость – 500 руб.

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ). Порядок выпуска и обращения регламентировался Постановлением Правительства РФ от 21.03.96 г. №316 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов» и от 3.07.97 г. №812 «О выпуске облигаций государственных нерыночных займов». Впервые ОГНЗ были выпущены в обращение в 1996 г. Эмитентом облигаций государственных нерыночных займов выступало Министерство финансов РФ.

ОГНЗ – государственная именная ценная бумага, выраженная в валюте Российской Федерации, выпущенная в бездокументарной форме и размещаемая на добровольной основе. Облигации не обращались на вторичном рынке, т.е. не являются рыночными ценными бумагами. Доход по облигациям устанавливался Министерством финансов РФ при выпуске и выплачивается не реже одного раза в год. Владельцами облигаций могли быть юридические лица – резиденты и нерезиденты. Они имели право на получение по ОГНЗ основного долга, выплачиваемого при погашении облигации, или с согласия владельцев – имущественного эквивалента, а также на получение в соответствии с условиями выпуска дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации.

Бескупонные облигации Банка России (БОБРы). Центральный банк с целью поддержки ликвидности коммерческих банков после финансового кризиса 17 августа 1998 г. принял решение о выпуске сверхкраткосрочные (до двух недель) ценных бумаг. Эмитентом, в отличие от всех рассматриваемых ценных бумаг, является Центральный банк России. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками с различными сроками погашения. Параметры выпуска определяются Кредитным комитетом Банка России. Агентом по обслуживанию выпусков облигаций является также Центральный банк РФ. Эмиссия облигаций осуществляется без государственной регистрации выпуска, без проспекта ценных бумаг и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска облигаций.

Облигации являются краткосрочными именными дисконтными ценными бумагами. Облигации выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, удостоверяются глобальным сертификатом, который передается для хранения и учета в депозитарий. Учет отдельных облигаций осуществляется на счетах «депо» владельцев облигаций в депозитарии. Номинальная стоимость облигации – 1тыс.руб. Этот вид ценных бумаг имеет особый контингент владельцев – кредитные организации.

Данные ценные бумаги являются объектом сделок купли-продажи на вторичном рынке, предметом залога и сделок РЕПО. На сделки РЕПО приходится значительная часть оборота по облигациям Центрального банка. Обращение облигаций происходит на биржевом организованном рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: