Цели и методы камеральных проверок




Налоговые проверки, их виды.

 

Камеральная налоговая проверка (КНП) — является наиболее мас­совым видом проверок, так как наличие значительного числа налого­плательщиков не позволяет налоговым органам обеспечить 100% охват выездными налоговыми проверками.

Общая процедура проведения КНП установлена в ст. 88 НК РФ, а основное содержание КНП заключается:

1) в анализе налоговой отчетности налогоплательщика;

2) в установлении логической связи между показателями хозяй­ственной деятельности налогоплательщика;

3) в оценке достоверности представленных налогоплательщиком сведений.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе следующих документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета:

1) налоговых деклараций. Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая
декларация представляет собой письменное заявление налогоплатель­щика об объекте (объектах) налога; налоговой базе; налоговых льготах
по данному налогу; об исчисленной сумме налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщи­ком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщи­ком, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах;

2) расчета авансового платежа по конкретному налогу, который представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах и об исчисленной сумме аван­сового платежа применительно к конкретному налогу;

3) расчета сбора, представляющего письменное заявление платель­щика сбора об объектах обложения конкретным сбором; о базе ис­числения; используемых льготах и об исчисленной сумме сбора;

4) иных документов, предусмотренных ст. 80 НК РФ, в том числе:

—у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, на­логовые органы вправе истребовать документы, подтверждающие право указанных налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

—при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение суммы НДС, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, под­тверждающие правомерность применения налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ (например, могут дополнительно попросить представить соответствующие счета-фактуры);

Налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщиков иные дополнительные сведения и документы, если иное не предусмо­трено ст. 88 НК РФ (т.е. новая редакция ст. 88 НК РФ существенно ограничивает права налоговых органов на истребование первичных документов у налогоплательщиков).

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребование документов у проверяе­мого лица осуществляется должностным лицом налогового органа путем вручения проверяемому лицу письменного требования о пред­ставлении документов, оформленного по унифицированной форме. Документы представляются в налоговый орган в виде копий, заверен­ных проверяемым лицом (т.е. подписью руководителя или его заме­стителя), а также печатью проверяемого лица. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться и с подлинниками этих доку­ментов.

В п. 2 ст. 93 НК РФ установлен прямой запрет на требование но­тариального удостоверения копий истребуемых налоговым органом документов. Документы должны быть представлены в налоговый ор­ган в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего тре­бования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности пред­ставить истребуемые документы в течение 10 рабочих дней, оно в те­чение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о не­возможности представления документов в указанный срок с указани­ем причин.

Руководитель налогового органа (заместитель руководителя) в те­чение двух дней со дня получения такого уведомления вправе продлить сроки представления документов или отказать о продлении сроком, о чем выносится отдельное решение.

Согласно п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представ­ления запрашиваемых при проведении налоговой проверки докумен­тов и непредставление их в установленные сроки признается налого­вым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ.

Примечание 1: п. 3 ст. 93 НК РФ устанавливает срок истребования документов у проверяемого лица в течение 10 дней. Возникает вопрос: рабочих или календарных? Ответ на этот вопрос дает п. 6 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому срок определенный днями, исчисляется в ра­бочих днях, при условии, что срок специально не установлен в кален­дарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не при­знается выходным или праздничным нерабочим днем (статья вступи­ла в силу с 01.01.2007 г.).

Согласно п. 1 ст. 931 НК РФ должностные лица налогового органа, проводящего КНП, вправе истребовать документы и у контрагентов проверяемого лица, т.е. провести встречную налоговую проверку. Для этого налоговый орган, осуществляющий КНП, направляет письмен­ное поручение об истребовании документов, касающихся деятельно­сти проверяемого лица, в налоговый орган по месту учета контраген­тов (лиц), у которых должны быть истребованы указанные документы

Налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются до­кументы, направляет этому лицу требование о представлении доку­ментов в течение пяти дней со дня получения поручения налогового органа, проводящего КНП.

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ общий срок проведения КНП не из­менился и по-прежнему составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и иных документов, ко­торые могут прилагаться к декларации.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ в случае, если в процессе КНП выяв­лены ошибки в налоговой декларации (расчете) либо выявлено несо­ответствие между сведениями, представленными налогоплательщиком и имеющихся в налоговом органе, об этом сообщается налогоплатель­щику с требованием предъявить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее КНП, обязано рас­смотреть представленные налогоплательщиком пояснения и докумен­ты. Если после рассмотрения представленных пояснений и докумен­тов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт соверше­ния налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ. Акт должен быть подписан лицами, проводившими КНП, а также лицом, в отношении которого проводилась КНП. Акт КНП составля­ется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в на­логовом органе, а второй вручается проверенному лицу.

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт КНП должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась КНП, под расписку или передан иным способом, свидетельствующем о дате его получения указанным лицом (например, направлен по почте заказным письмом).

Примечание 2: в случае направления акта по почте заказным пись­мом датой вручения этого акта считается шестой день, включая дату отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ) В случае несогласия с фактами, изложенными в акте КНП, про­веряемое лицо вправе в течение 15 дней со дня получения акта КНП представить в соответствующей налоговый орган письменные воз­ражения по указанному акту в целом или по отдельным его положе­ниям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: