Социология города
Социология города — отрасль социологии, изучающая различные аспекты городской жизни. Социология города исследует город как тип сообщества (классификация сообществ, переход от одного типа к другому и т. д.); рассматривает специфику городской жизни (досуг, массовая культура, общение), малые группы и социальные институты города, социально-демографические и расовые проблемы
Термин «социология города» может легко ввести в заблуждение — будто бы речь идет о еще одном продукте социологической экспансии ХХ века вроде «социологии искусства», «социологии науки», или «социологии эмоций». Задача исследователей городской жизни состоит не только в том, чтобы вписать объект под названием «город» в длинную череду уже захваченных и описанных социологическим языком объектов внешнего мира. Социология города заметно выделяется из ряда подобных субдисциплинарных областей — прежде всего тем, что сама социология как наука формировалась в ответ на вызовы стремительной индустриальной урбанизации XIX века. Массовое переселение людей в города, разрыв традиционных социальных связей, образование новых видов общности, разительно отличающихся от привычных патриархальных форм солидарности, — все это стимулировало становление социологии. А потому практически вся классическая социология — это социология города.
В круг проблем, которые исследует социология города можно отнести следующие:
* определение роли города в общественной жизни;
• основные причины появления городе факторы, влияющие на их развитие;
• социальная структура населения городов;
• социальная стратификация города и социальная мобильность в нем;
|
• особенности городского образа жизни и городской культуры;
• социальная природа урбанизации;
• социальная и культурная роль городов;
• социальные факторы и последствия миграции населения;
• типология городов и др.
Город как объект комплексного изучения
Город — тип поселения, характеризующийся наличием единого замкнутого пространства, в котором находится совокупность жилищ (в древности границей такого пространства служили городские стены), большой численностью и высокой плотностью населения, высокой степенью разнообразия и интеграции профессиональной деятельности жителей, преимущественно анонимным характером их контактов.
В научной литературе понятие «город» трактуется далеко не однозначно. Одни авторы относят к городам населенные пункты с высокой плотностью населения и значительным числом жителей, другие — с преобладанием торговли и промышленности, третьи — с отсутствием сельскохозяйственной деятельности, четвертые — со значительной ролью в экономической, политической и культурной жизни региона. Чтобы получить целостное представление о городе как социальном феномене, его нужно рассматривать не столько в отличие от деревни, сколько во взаимосвязи с ней, изучая влияние природно-географических, экономических, политических, культурных факторов на трансформацию обоих типов расселения.
Город, как основа жизнедеятельности человека, обеспечивает всю его жизнь: от родильного дома до кладбища. Город — это самодостаточная, многофункциональная система.
Методологические принципы изучения города
|
Принцип историзма
Реализация этого принципа означает не просто представление о городе как о развивающемся историческом феномене, что само собой разумеется, а то, что развитие городов осуществляется: 1) в индивидуальной форме, 2) в локальной форме, 3) в конкретной социокультурной среде, специфические особенности которой усиливают и развивают город; город явился "увеличительной линзой" социокультурных инноваций.
Принцип синергетики (самоорганизации)
Синергетика – теория самоорганизации, теория саморазвивающихся систем. Она изучает закономерности переходов типа: “хаос из порядка”, “порядок Б из порядка А”, “порядок из хаоса”. Теория возникла на базе ряда естественных наук (генетики, физики, этологии, кибернетики и др.).
Принципиально новый взгляд синергетики на мир связан с пересмотром ряда фундаментальных мировоззренческих принципов.
Первое – это новое понимание времени.
Второе – новое понимание отношения между случайностью и необходимостью
Третье – новое понимание самого "нового" – не как количественного приращения новых элементов в системе, а как появление новых свойств в системе, нового системного качества – эмерджентность системы, эмерджентный характер эволюции; новое не может быть описано традиционными понятиями и понято в связи с предшествующими обстоятельствами и событиями.