Вводная часть
Кто не любит посидеть в уютной обстановке под пледом с чашечкой горячего чая или кофе? А еще при этом почитать любимую книгу или посмотреть фильм? Такую атмосферу домашнего уюта предлагают своим посетителям литературные кафе.
Под кафе с библиотечным интерьером (литературным кафе) обычно понимают сочетание заведения общественного питания (ресторан, кафе, бар) и книжного магазина либо читального зала. В литературные кафе часто приглашаются музыкальные коллективы, играющие нестандартную экспериментальную музыку. На столы в кафе или ресторане кладут листовки с расписанием фильмов в синематеке, новинками кухни, с приглашением на какую-то вечеринку или презентацию либо со списком новых книжных поступлений.
В этом бизнесе важно подобрать правильный ассортимент книг. Лучше сделать акцент на классику и альтернативную литературу. Также нужно следить за обновлениями на рынке, покупать новые книги.
Этот вид бизнеса развивается, обретая новые качественные черты. В нем происходят интереснейшие поиски синтеза национального и индивидуального. По мере роста и накопления опыта предпринимателей расширяется тематическое и образное содержание кулинарных и гастрономических изделий, которое укрепляет авторитет заведения.
В острой конкурентной борьбе на рынке потребительских услуг победит именно то предприятие, на котором созданы все необходимые условия для высокой культуры обслуживания, в частности доверительная атмосфера при общении работника с клиентом.
Основной задачей проекта является создание нового предприятия общественного питания (литературного кафе) с организационно-правовой формой индивидуальное предпринимательство.
Анализ положения дел в отрасли
Так как кафе будет располагаться недалеко от центра города, а конкретно - на ул. Космонавтов, то недостатком такого помещения является непосредственная близость конкурентов, предлагающих аналогичные товары и услуги. В данном месте расположения находятся три основных конкурента: кафе «Арианда», кафе «Аквариум» и кафе «Ивушка».
Таблица 1
Факторы конкурентоспособности
Факторы | Кафе на Тельмана | Конкуренты | ||
Кафе «Арианда» | «Аквариум» | «Ивушка» | ||
Качество | Всегда теплые, свежие, вкусные изделия | Еда не всегда свежая и качественная | Всегда вкусная пища | Пицца привозная, полуфабрикаты |
Местонахождение | Вблизи от остановки, оживленное место. Есть место для парковки. | Оживленное место, близко от остановки. | Не очень оживленное место, есть место для парковки | Непосредственно на остановке. |
Уровень цены | Средняя | Выше средней | Выше средней | Средняя |
Исключительность товаров | Не распространенный на рынке | Распространенный | Распространенный | Обычный |
Ассортимент | 10-15 видов | Не очень широкий ассортимент | Широкий ассортимент | 10-15 видов |
Репутация фирмы | Фирма новая | Сомнительная | Известная, постоянные клиенты | Известная, постоянные клиенты |
Так как внешняя и внутренняя среда изменяются под воздействием деятельности предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. И на основе полученных результатов предприятие должно внести изменения в выбранную стратегию. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT-анализ.
Таблица 2
SWOT- анализ
Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 | Своя компания | |
«Арианда» | «Аквариум» | «Ивушка» | ||
Сильные стороны | Удобное | Наличие | Хорошая репутация | Современное |
географическое | финансовых | у покупателей, | оборудование, | |
положение, | ресурсов, широкая | эффективность | удобное | |
достаточно | известность, | сбытовой политики, | географическое | |
широкий | эффективность | широкий | положение, | |
ассортимент, | менеджмента, | ассортимент, | широкий | |
постоянные | широкий | удобное | ассортимент, | |
клиенты | ассортимент, | географическое | высокое качество | |
положение. | товара, низкие | |||
цены, | ||||
индивидуального | ||||
подхода к | ||||
потребностям | ||||
каждого клиента | ||||
Слабые стороны | Высокие цены, | Высокие цены, | Отсутствие | Недостаточный |
устаревшее | ухудшающаяся | квалифицированных | управленческий | |
оборудование, | конкурентная | работников, | опыт, еще не | |
среднее качество | позиция, | ухудшающаяся | сформировавшийся | |
продукции, | в ассортименте | конкурентная | имидж кафе. | |
плохая реклама | в основном пицца. | позиция, довольно | ||
высокие цены. | ||||
Возможности | Улучшить | Расширение | Переход к более | Введение |
качество | ассортимента, | эффективным | дополнительных | |
продукции, | открытие новых | стратегиям, льготное | услуг, | |
замена | кафе. | налогообложение. | привлечение | |
оборудования, | инвесторов, | |||
проведение | постоянные | |||
рекламной | поставщики. | |||
компании | ||||
Угрозы | Возможность | Возрастающее | Изменение | Неблагоприятные |
появления новых | конкурентное | потребительских | демографические | |
конкурентов, | давление, | предпочтений, | изменения, рост | |
неудовлетворен- | неблагоприятные | неудовлетворенность | инфляции, | |
ность клиентов | демографические | клиентов | снижение общего | |
качеством | изменения, | качеством | уровня | |
продукции, | снижение общего | продукции, | покупател ьной | |
снижение общего | уровня | неудовлетворенность | способности, | |
уровня | покупательной | клиентов | неблагоприятная | |
покупательной | способности, | качеством | политика | |
способности, | неблагоприятная | продукции, | государства. | |
неблагоприятная | политика | снижение общего | ||
политика | государства. | уровня | ||
государства. | покупател ьной | |||
способности, | ||||
неблагоприятная | ||||
политика | ||||
государства. |
Итак, из таблицы 2 видно, что главными конкурентными преимуществами данного проекта являются открытие кафе, которое будет представлять широкий ассортимент продукции, ведение дополнительных услуг, индивидуального подхода к потребностям каждого клиента.