Семинар 2 Образовательное учреждение как педагогическая система и объект научного управления. Принципы и методы управления образовательными системами (2 часа).
1. Школа как социально-педагогическая система. (1, с.84-94)
Темы для содокладов и сообщений:
1.1. Политика, философия, миссия школы, школьная культура (4, с. 52-59)
2. ***Общеобразовательная школа как объект управления. Режимы жизнедеятельности школы. (1, с.94- 103). Заполните таблицу на странице 102 пособия (1) или смотри приложение 1 к заданию семинара.
3. ***Практическое задание: Пользуясь рис.1 «Устройство школы как открытой системы» (4, с.49) и схемой 2 «Педагогическая система школы, её свойства и взаимодействие с другими социальными сферами» (10,с.26), назовите основные структурные и функциональные компоненты школы как системы. Спроектируйте модель выпускника школы, гимназии, школы с углублённым изучением (по микрогруппам).
4. Внутренняя и внешняя среда образовательного учреждения и механизмы её анализа (PEST и SWOT-анализ среды).
5. ***Принципы управления: традиционные и на основе современного менеджмента. (1, с. 43-52)
*** Пратическое задание: Сравните традиционную систему принципов управления и систему, построенную на идеологии педагогического менеджмента. Найдите общее, различия, сделайте выводы. Какими принципами вы дополнили бы эти системы?(1, с.43 – 52)
4. Методы управления образовательными системами традиционные и гуманитарные.
Темы для содокладов и сообщений:
4.1 Методы управления персоналом образовательного учреждения. Что можно перенести из теории менеджмента и теории управления персоналом в образовательные системы?
** Вопросы для дискуссии и обсуждения:
1. Докажите, что в школе «как в капле воды» отражаются болезни общества. И как может повлиять «болезнь школы» на развитие общества?.
|
2. Что такое концепция образовательного учреждения и как она связана с миссией самого учреждения?
3. Применимы ли методы менеджмента в экономике и бизнесе к образовательным системам?
4. Докажите, что управление образовательными системами – разновидность социального управления.
5. Какие методы управления образовательными системами на ваш взгляд более эффективны? Обоснуйте свой выбор.
Основная литература:
1. Воробьёва С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008. – 208 с.
2. Лапицкий О.И. Управление образовательными системами. Учебно-методическое пособие БГПУ, 2015 г (электронный ресурс).
3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: НОУ-ХАУ в образовании: Учебное пособие. М., 2006. – 357 с.
4. Управление развитием школы / под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева, М. 1995. – 464 с.
5. ШамоваТ.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными ситемами: учебное пособие для студ. высших учебных заведений; под ред. Т.И. Шамовой. – 5 изд.,М., 2008.-384 с.
Дополнительная литература:
6. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М., 1986. - 325 с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, М., 2005. -528 с.
8. Педагогика: педагогические системы, теории, технологии / под ред. Смирнова В.И. – М., 2004. – 509 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. – 264 с.
10. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., 2001. – 320 с.
|
Материалы к практическому заданию:
Анализ урока как целостной педагогической системы
(по Шамовой Т.И.)
*** Обозначения: ТДЗ – триединая дидактическая задача урока;
СУМ – содержание учебного материала;
МО – методы обучения;
ФОПД – формы организации учебно-познавательной
деятельности;
РР – реальный результат;
ОЭР – опытно-экспериментальная работа.
СР – саморазвитие личности
- Сопряженность целей и результатов урока (диагностичность постановки целей, то есть возможность применения диагностических средств проверки достижения результатов).
- Соответствие СУМ цели и задачам урока.
- Адекватность выбора МО (вербальных; репродуктивных; активных: исследовательских, эвристических, частично-поисковых; интерактивных) и ФОПД (групповых, индивидуальных, самостоятельных, фронтальных) триединой дидактической задаче урока, особенностям класса.
- Выделение главного этапа урока и установление зависимости, как на него работали остальные этапы.
- Реальный результат урока (РР) выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели учащиеся. Поскольку на одном уроке это сложно сделать и не всегда проводится педагогическая диагностика уровня усвоенных ЗУНов, то следует оценивать полноту использования учителем возможностей урока для воспитания и развития учащихся.
***Практическое задание. От чего зависит качество занятия как системы? Выберите наиболее оптимальные ответы, изучив пособие (10, с.168-182) в списке дополнительной литературы:
|
a) от уровня целостности системы, определяемого оптимальным набором элементов и силой связи между ними;
b) от активности педагога и учащихся;
c) от необеспеченности взаимной связи между элементами занятия, когда каждый этап существовал сам по себе и не работал на основной этап;
d) от нарушения связей между компонентами внутри этапа, что приводит к ослаблению связей между ними.
Для экспертной оценки эффективности урока как системы, а также для самоанализа и самооценки деятельности рекомендуется схема анализа урока Шамовой Т.И.
Характеристика урока | Показатели |
1. Цель урока названа | □ |
2. Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности | □ |
3. Соответствие содержания учебного материала ТДЦ Методы обучения обеспечили: - мотивацию деятельности; - сотрудничество учителя и учащихся; - контроль и самоконтроль | □ □ |
4. Соответствие методов обучения: - СУМ; - ТДЦ | □ |
5. Формы познавательной деятельности обеспечили: - сотрудничество учащихся; - включение каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ | □ |
6.Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТДЦ | □ |
7.Уровень достижения ТДЦ: - познавательный аспект; - воспитательный аспект; - развивающий аспект | □ □ |
Примечание. Балльные оценки:
- реализовано полностью – 2
- реализовано частично - 1
- не реализовано - 0
Например, эффективность урока Э= 17: 26 · 100%, где 17 – сумма балов, выставленных экспертом; 26 – максимально возможная сумма баллов. Если Э равна 85% и нет ни одной оценки 0 – урок отличный; от 65 до 84% - урок хороший; от 45 до 64 % - урок проведён удовлетворительно.
Выходной контроль по теме:
Содержание заданий | Рекомендации по их выполнению |
1. Обоснуйте ваше понимание открытости и динамичности образовательных систем 2. Обоснуйте, что образовательное учреждение – объект научного управления | Воспользуйтесь признаками системного объекта и определением понятия «образовательная система» |
3. Перечислите основные принципы управления образовательными системами | Изучите учебное пособие С.В Воробьёвой «Основы управления образовательными системами» |
4. Назовите методы управления и охарактеризуйте достоинства каждого из них | Опорные конспекты лекций и пособие В.П.Симонова «Педагогический менеджмент» |
Приложение 1.