Учитель: С глубокой древности на Великой Китайской равнине, раскинувшейся в нижнем течении рек Ханхэ и Янцзы, существовали государства, которые ещё в III веке до н. э. объединились в империю. Она занимала если не большую, то, во всяком случае, наиболее богатую часть нынешнего Китая. С древности и до начала XX века Китай неизменно оставался империей. Китай был огромной страной, сопоставимой по территории, населению, совокупности культурных достижений не с каким-то одним европейским государством, а со всей христианской Европой. Так, на рубеже XII-XIII веков в Китае проживало около 100 миллионов человек – больше, чем в Европе того времени.
В течение более чем тысячелетнего периода развитие Китая не было равномерным. Столетия мира и процветания сменялись периодами мятежей, усобиц, иноземных вторжений. В истории средневекового Китая обычно выделяют несколько больших периодов, называемых по правившим тогда императорским династиям. Переход от древности к Средневековью ознаменовался в Китае распадом единой империи, междоусобицами, нашествиями кочевников с севера, которые были составной частью Великого переселения народов. III-VI века – время разрухи, голода и эпидемий. Вновь объединить Китай удалось лишь в конце VI века.
Ученый-археолог: Свидетельством нового подъёма стали масштабные строительные работы VII века. Именно тогда был прорыт Великий канал, связавший Хуанхэ и Янцзы. Его общая длина превысила 1000 км, на работах было занято около миллиона человек. Строительство канала позволило значительно расширить территорию орошаемых земель и облегчить перевозки грузов.
Новое усиление единого Китая произошло при первых императорах династии Тан (618-907). династия Тан (618-907). В это время Китай был широко открыт внешним влияниям, особенно в сторону запада. Туда вёл Великий шёлковый путь, соединявший Китай со странами Средиземноморья. По Великому шелковому пути, соединявшему Китай со странами Средиземноморья, из Китая вывозили шелк, чай и фарфор.С караванами купцов распространялись не только товары, но и идеи. С запада, из Индии, по Великому шелковому пути приходили странствующие монахи, которые проповедовали в Китае буддизм. Вероятно, именно китайские буддисты первыми стали в IX веке печатать книги. Иероглифы вырезались на доске, покрывались краской и потом отпечатывались на ткани или бумаге. Со временем научились делать штампы для отдельных иероглифов. Буддизм широко распространился в Китае, привлекая многих своей проповедью милосердия. Буддизм Он тесно взаимодействовал с традиционными для Китая религиями и конфуцианством. Характерной чертой средневекового Китая была религиозная терпимость, сосуществование и взаимовлияние разных религий. Так, Конфуций был включен в число буддистских божеств. Для государственной власти характерны централизация власти императора, считавшегося сыном Неба, и создание системы конкурсных экзаменов, что вело к возникновению лично зависимого от правящей династии ученого сословия – шэшьши. От них требовались хорошие знания философии, литературы и истории. Соискателям высших постов следовало сочинить, кроме того, художественное произведение или философский трактат. К экзаменам допускался всякий, и происхождение кандидата не имело значения. Во времена династии Тан был изобретен порох, который использовали для фейерверков — чтобы отпугивать злых духов. Лишь намного позже стали делать и огнестрельное оружие, но оно было недостаточно надежным. Следует отметить, что танские императоры стремились к дальнейшему усилению страны, но, как бывало в истории Китая, очередная крестьянская война и последовавшие за ней мятежи знати завершили эпоху династии Тан. Волны нашествий с севера. Воспользовавшись ослаблением империи, её северные области завоевали племена киданей (от их наименования происходит русское название страны – Китай, воспринятое позже через монголов). Затем силы централизации взяли верх, и первым правителям новой династии Сун (960-1279) удалось вновь объединить почти всю страну. Хотя период Сун был временем расцвета Китая, императорам постоянно приходилось подавлять крестьянские восстания и мятежи знати, а также отражать внешние угрозы. Своим северным соседям империя Сун выплачивала огромную дань серебром и шёлком. В XII веке кочевники захватили весь север страны.
|
|
Ученый-архивариус: В начале XIII века над Китаем нависла новая опасность: у его северных границ образовалось государство монголов. Используя вражду между империей Сун и её соседями, монголы к 1234 году завоевали север Китая, а к 1279 году под их властью оказалась вся страна. Монгольский великий хан Хубилай перенёс свою ставку на территорию Китая (в Пекин), принял императорский титул и основал новую династию Юань (1271-1368).династия Юань (1271-1368) Вторжение монголов сопровождалось опустошением всей страны и массовой гибелью населения. Но со временем монголы восстановили прежнюю систему управления империей. Территория Китая в это время расширилась за счёт включения Тибета на западе страны.Во времена монгольского владычества в Китае побывали несколько европейских миссионеров и купцов. Самым известным из них был Марко Поло. В этих путешествиях отразилась и возросшая заинтересованность Запада в торговле с Дальним Востоком, и боязнь новых завоевательных походов монголов в Европу. Сведения, собранные путешественниками того времени, легли в основу первых реальных знаний Европы о Китае.
|
Население покорённого Китая подвергалось жестокому угнетению и стремилось вернуть свободу. В середине XIV века началось восстание. Один из предводителей восставших, Чжу Юаньчжан, в 1368 году занял Пекин и провозгласил себя императором. Основанная им династия Мин («Светлая») правила Китаем до середины XVII века. Сын Неба и его подданные. Правитель Китайского государства именовался Сыном Неба и императором. Его власть передавалась по наследству и официально ничем не ограничивалась. Особа императора была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между верховным божеством – Небом и «поднебесным миром», то есть землёй. Империя рассматривалась как земное воплощение небесного порядка. Китайцы были убеждены, что не только в Китае, но и за его пределами никто не может быть равен императору. На любых иноземных государей властители «Небесной империи» смотрели свысока, а их дипломатические подарки воспринимали как дань.
Каждый подданный империи имел ценность не сам по себе, а как исполнитель воли Неба, переданной через императора. В китайском обществе была строгая иерархия. Ниже императора находились его ближайшие родственники, ещё ниже – чиновники, разделённые на множество рангов. Всё население Китая делилось на «добрых людей», бывших лично свободными, и «подлых людей», в число которых входили рабы. Большую часть «добрых людей» составляли свободные крестьяне. Быть купцом или ремесленником считалось менее почётно, чем крестьянином, но зато в руках горожан нередко накапливались большие богатства. В целом же в китайском обществе каждый занимал отведённое ему место, которому всё в его жизни должно соответствовать: занятия и развлечения, манеры и одежда.
Учитель: Китайская культура. Культура средневекового Китая – одна из самых замечательных страниц в летописи достижений человечества. Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую Китай не внёс бы значительный вклад.
Именно китайцы впервые изобрели книгопечатание. Правда, обилие иероглифов – в китайском языке их десятки тысяч – ограничило его возможности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобретено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и морской компас. Китайские астрономы создали удивительно точный календарь (с погрешностью всего в 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать. Китайцы обладали глубокими познаниями в медицине, истории, географии. В XV веке их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.
Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. «Золотым веком» китайской поэзии называют эпоху Тан, когда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ду Фу. Развивался и жанр романа.
Китайское искусство развивалось в тесном взаимодействии с искусством соседних стран. С распространением буддизма пришли из Индии и других стран прежде неизвестные в Китае традиции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение огромных пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды. Среди них – «Пещеры тысячи Будд» близ города Дуньхуан, расположенного на Великом шёлковом пути. С IV по XIV столетие вырубались всё новые пещеры, расписывались и украшались статуями Будды. Сейчас здесь около 480 пещер, и они предоставляют редчайшую возможность проследить развитие искусства в одном месте на протяжении более чем тысячелетия.
Замечательными памятниками архитектуры были высокие многоярусные башни – пагоды, сооружавшиеся в честь буддийских святых. Тонкое понимание природы помогало китайцам находить для размещения зданий самые живописные места.
Но главным видом искусства в средневековом Китае была живопись. В эпоху Тан на смену ранним храмовым росписям приходит живопись на длинных свитках, чаще всего разворачивавшихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Нередко свитки содержали и стихотворные тексты, являя собой единство живописи, поэзии и высочайшего искусства каллиграфии. Китайские художники более всего любили пейзажи – картины природы. Их писали не с натуры, а по памяти. Живописец словно смотрел на открывающийся вид с высокой горы. Каждая картина заключала в себе целый мир, прекрасный в своей гармонии.
Жанр пейзажа именовался в Китае «горы и воды», и не только потому, что они всегда присутствовали на свитках. Гора олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы, вода же связывалась с тёмным, пассивным, женственным началом. Так в названии пейзажа воплотились представления китайцев о мире.
Особенности искусства последних столетий Средневековья отчётливее всего проявились в художественных ремёслах. Искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости достигло в Китае высочайшего уровня.
Особенно славился китайский фарфор, изобретённый в эпоху Тан. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Китайцы ревниво берегли секреты производства фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII веке.
Культура средневекового Китая оказала огромное воздействие на все соседние с Китаем страны: Индокитай, Японию, Корею, Монголию, да и мир в целом.