учебное пособие/В.Н.Лемеш-Минск,2014




Тема 8. Международные стандарты, регулирующие качество работы аудиторской организации

Международные стандарты аудита:

учебное пособие/В.Н.Лемеш-Минск,2014

 

В систему международных стандартов аудиторской дея­тельности, регулирующих контроль качества аудита, включе­ны два основных документа:

· международный стандарт контроля качества (МСКК 1) «Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и об­зорные проверки отчетной финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услу­гам», регламентирующий вопросы организации системы вну­треннего контроля качества на уровне аудиторской фирмы;

· международный стандарт аудита (MCA 220R) «Контроль качества аудита отчетной финансовой информации», который раскрывает вопросы организации контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания.

Международный стандарт контроля качества 1 содержит требования к системе контроля качества, соответствующие инструкции в форме руководства по применению поясни­тельного материала, вводный материал, который служит кон­текстом для надлежащего понимания данного стандарта, а также список определений.

Для того чтобы можно было полагаться на мнение аудитора, необходимо, чтобы аудит был проведен качественно и с соблюде­нием требований, устанавливаемых MCA. Согласно Между­народному стандарту контроля качества, аудиторские органи­зации должны создать и организовать эффективную систему контроля качества оказываемых аудиторами аудита и обзорных проверок финансовой отчетности, выполняющих другие задания по подтверждению достоверности информации и ока­зывающих сопутствующие услуги (далее - СКК). В МСКК 1 введены:

· понятие элементов системы контроля качества (СКК);

· обязательные требования к структуре СКК;

· обязанность документирования политики и процедур СКК.

Аудиторская организация должна создать и поддерживать СКК, в том числе правила и процедуры, регулирующие каж­дый из приведенных ниже элементов:

· обязанности руководства по обеспечению качества вну­три организации;

· применяемые этические нормы;

· установление и поддержание взаимоотношений заданий;

· людские ресурсы;

· выполнение аудиторских заданий;

· мониторинг.

Для этого аудиторская организация должна документально оформить указанные правила и процедуры и довести их до сведения персонала, работающего в ней. Информирование персонала организации о политике и процедурах контроля ка­чества подразумевает описание их, а также целей, для дости­жения которых они предназначены, указание на то, что каж­дый сотрудник несет личную ответственность за качество и должен соблюдать вышеупомянутые политику и процедуры. С другой стороны, в деловой практике признана крайне зна­чимой обратная связь с сотрудниками, в том числе и по во­просам контроля качества. Только при активной двусторонней связи вся система контроля качества будет эффективной.

Система контроля качества:

· применяемые этические нормы;

· мониторинг;

· обязанности руководства по обеспечению качества вну­три организации;

· людские ресурсы;

· установление и поддержание взаимоотношений с клиен­тами, принятие и выполнение определенных заданий.

В МСКК 1 подчеркивается важность обеспечения надле­жащего качества аудита и установлена ответственность руко­водства организации за контроль качества. В стандарте указы­вается на требование назначения должностных лиц, ответ­ственных за создание и работу системы контроля качества: либо руководителя (директора, партнера), либо управляющего органа (совета директоров, собрания партнеров). Их пример значительно влияет на внутреннюю культуру организации. Особенно это касается четких действий, периодических сооб­щений от руководства всех уровней, касающихся контроля ка­чества и поощряющих за высококачественную работу. Если ру­ководство аудиторской организации считает необходимым на­значить кого-либо ответственным за операционную деятель­ность системы контроля качества, это лицо должно иметь достаточный и надлежащий опыт и навыки, а также необходи­мые полномочия для выполнения своих обязанностей.

В МСКК 1 установлено общее обязательное требование соблюдения Кодекса этики профессионального бухгалтера Международной федерации бухгалтеров.

Кодекс этики определяет следующие фундаментальные прин­ципы профессиональной этики:

· порядочность;

· объективность;

· профессиональную компетентность и должную тща­тельность;

· конфиденциальность;

· профессиональное поведение.

Фундаментальные принципы подкрепляются, прежде всего, руководством аудиторской организации, обучением, монито­рингом и процессом устранения несоответствия.

В МСКК 1 требование независимости обязательно к со­блюдению только в тех случаях, когда соглашение предусма­тривает обеспечение уверенности в отстутствии угрозы неза­вершенности. Но в этих случаях независимыми должны быть не только аудиторы, но и привлеченные эксперты, а также временный персонал. Соответственно аудиторская организа­ция должна принять такую политику и применять такие про­цедуры, чтобы:

· довести требования к независимости до всех, занятых вы­полнением соглашения (включая привлеченных третьих лиц);

· определить и оценить обстоятельства и отношения, вызыва­ющие угрозы независимости, а также предпринять соответству­ющие действия для устранения этих угроз или их снижения до приемлемого уровня (в частности, можно перевести некоторых участников аудиторской команды на другой проект).

Более того, аудиторская организация должна как минимум раз в год получать у своих сотрудников письменное подтверж­дение того, что они знакомы с Кодексом этики профессио­нальных бухгалтеров МФБ, национальными этическими тре­бованиями и соблюдают их, особенно требование независи­мости (там, где это необходимо). Накопление и передача соот­ветствующим сотрудникам необходимой информации позволяют аудиторской организации и ее отдельным сотруд­никам определять, отвечают ли они требованию независимо­сти. Аудиторская организация должна установить политику и процедуры по принятию новых клиентов и сохранению отно­шений с прежним клиентами, направленные на предоставле­ние разумной уверенности в том, что:

· данная организация обладает профессиональной компе­тентностью для выполнения соглашения и имеет для этого возможности, включая время и ресурсы;

· может выполнить соответствующие этические требования;

· аудиторская организация рассмотрела вопрос о порядоч­ности клиента и не располагает информацией, которая может привести к заключению о его недостаточной порядочности.

При оценке возможности принять новое соглашение ауди­торская организация учитывает специфические требования соглашения и специализацию своих партнеров и сотрудников всех уровней. Аудиторская организация должна рассмотреть следующие вопросы:

· обладает ли ее персонал знанием соответствующей от­расли;

· имеет ли ее персонал опыт работы с соответствующими требованиями регулирующих органов и требованиями к под­готовке отчетности;

· имеет ли она достаточное количество сотрудников, облада­ющих соответствующей профессиональной компетентностью и способностями;

· возможно ли в случае необходимости привлечение экс­пертов;

· возможно ли в случае необходимости привлечение лица, отвечающего соответствующим критериям и требованиям для проведения контрольного обзора качества выполнения соглашения;

· может ли аудиторская организация завершить соглаше­ние в оговоренные сроки.

В ходе профессиональных отношений сведения о честно­сти клиента накапливаются. Все возникающие проблемы и пути их решения документируются, а документы присоединя­ются к аудиторскому файлу

Если аудиторская организация получает информацию, исхо­дя из которой продолжение проекта становится невозможным, на его продолжение и отношения с клиентом могут влиять:

· профессиональная и правовая ответственность, включая наличие требования представлять отчет о сложившейся ситуа­ции в соответствующие инстанции;

· возможность отказа от работы над соглашением или од­новременного отказа от работы над соглашением и полного прекращения отношений с клиентом.

В МСКК 1 приводятся требования к качеству и количеству персонала аудиторской организации. Аудиторская организа­ция должна иметь достаточное количество сотрудников, обла­дающих соответствующей профессиональной компетентно­стью и способностями.

Среди вопросов, связанных с персоналом, которые являют­ся значимыми для политики и процедур организации по рабо­те с человеческими ресурсами, можно назвать, например, наем, оценку результатов его работы, его возможности, включая время для выполнения соглашения, профессиональную компе­тентность, карьерный рост, поощрение, вознаграждение, оценку потребностей в персонале.

Профессиональную компетентность можно повышать раз­личными способами, включая:

• профессиональное образование;

• постоянное повышение квалификации, включая обучение;

• опыт работы;

• наставничество со стороны более опытных сотрудников;

• независимое образование для персонала, который обязан сохранять независимость.

На содержание процедур политики по работе с человече­скими ресурсами влияет размер аудиторской организации: ме­тоды небольших организаций, скорее всего, будут менее фор­мальными, чем крупных. При назначении аудиторской организа­цией команды по проекту уточняется, обладает ли она:

· знанием и практическим опытом работы с соглашениями аналогичного характера и сложности;

· знанием профессиональных стандартов, требований за­конодательства;

· знанием соответствующих отраслей, в которых работают клиенты;

· способностью применять профессиональное суждение;

· знанием политики и процедур контроля качества ауди­торской организации.

Аудиторская организация должна быть уверена в том, что соглашения ответственного партнера по проекту (а соответ­ственно и аудиторской организации) являются адекватными. Такая политика и процедуры должны включать вопросы, зна­чимые для последовательного и качественного выполнения соглашения. Эти процедуры обычно представляют собой ме­тодические рекомендации, специальные компьютерные про­граммы, стандартизированные рабочие документы. Объекта­ми процедур являются:

· инструктаж команды по проекту для разъяснения целей работы;

· процессы, обеспечивающие соблюдение применимых стандартов выполнения соглашений;

· процедуры надзора за выполнением соглашения, обуче­ние персонала и наставничество;

· методы обзора выполненной работы, значительных суж­дений и формы отчета;

· надлежащее документирование выполненной работы, сроков и масштаба обзора;

· поддержание актуальности политики и процедур.

Надзор за выполнением соглашения подразумевает:

· отслеживание этапов выполнения соглашения;

· принятие во внимание способностей и компетентности отдельных членов рабочей группы, наличие у них времени для качественного выполнения работы, понимание ими ин­струкций;

· рассмотрение значительных вопросов, возникающих в ходе выполнения соглашения, анализ их значительности и со­ответствующее изменение запланированного подхода;

· обсуждение сложных вопросов с опытными членами рабо­чей группы.

Обзорные проверки выполненной работы базируются на следующем принципе: более опытные члены команды прове­ряют работу менее опытных.

Консультации подразумевают обсуждение на соответству­ющем профессиональном уровне сложного или спорного во­проса с работниками аудиторской организации или с внеш­ними лицами, обладающими специальными знаниями и опытом.

Основные требования к консультациям в МСКК формули­руются следующим образом:

· сотрудники должны иметь возможность получать консуль­тацию по любым возникающим в ходе проверки вопросам;

· предмет консультации и ее ход должны быть задокумен­тированы;

· выводы по итогам консультации документируются и ис­пользуются в дальнейшей работе.

Обязательным элементом выполнения задания является контроль его качества. Это политика процедур, направленных на получение объективной оценки существенных суждений команды по проекту и выводов, сформулированных в отчете. При разработке политики и процедур контроля качества сле­дует соблюдать следующие требования:

· контроль качества обязателен для всех видов аудиторских проверок финансовой отчетности компаний, ценные бумаги которых котируются на бирже;

· должны быть сформулированы критерии, исходя из кото­рых будет оцениваться необходимость контроля качества для прочих аудитов и обзоров исторической финансовой информа­ции, а также для других соглашений по выражению уверенно­сти в качестве контроля и сопутствующих услуг;

· если по вышеупомянутым критериям требуется контроль качества соглашения, он должен быть проведен.

Важно, чтобы контрольный обзор качества выполнения со­глашения проводился объективно. Поэтому проверяющие должны быть не менее квалифицированны, чем члены ко­манды. Лицо, проводящее контрольный обзор качества вы­полнения соглашения:

· не должно быть назначено партнером по проекту;

· не участвует каким-либо иным образом в работе над согла­шением во время периода обзора;

· не принимает решения за команду по проекту;

· не является предметом каких-либо иных соображений, которые ставили бы его объективность под угрозу.

Процедуры устранения разногласий среди членов команды по проекту с консультантами и при необходимости между партнером по проекту и лицом, проводящим контрольный об­зор качества выполнения соглашения, могут включать кон­сультации с другим практикующим профессиональным бух­галтером или организацией и профессиональным или регу­лирующим органом.

Сделанные заключения должны быть задокументированы и выполнены. Отчет не должен быть выпущен до разрешения этих вопросов.

Аудиторская организация должна своевременно завершить подготовку окончательного файла по соглашению после ут­верждения отчетов. Если законодательство или нормативные акты не предписывают таких сроков, то аудиторская организа­ция должна установить свои сроки, отражающие необходи­мость своевременного завершения подготовки окончательно­го файла по соглашению.

Аудиторская организация должна обеспечить конфиденци­альность, безопасное хранение, целостность, доступность и восстанавливаемость документации. Средства контроля, кото­рые аудиторская организация может разработать и внедрить для соблюдения требований конфиденциальности, безопасно­го хранения целостности, доступности и восстанавливаемо­сти документации по соглашению, могут включать, например:

· использование паролей для ограничения доступа к доку­ментации по соглашению в электронном формате;

· механизм сохранения резервных копий;

· процедуры надлежащего распределения документации по соглашению среди членов команды;

· процедуры, ограничивающие доступ и позволяющие обе­спечить надлежащее распространение и конфиденциальное хра­нение документации по соглашению на бумажном носителе.

Аудиторская организация должна хранить документацию по соглашению на протяжении периода, достаточного для удовлетворения потребностей организации или установленно­го законодательством, или нормативными актами.

Документация по соглашению является собственностью аудиторской организации.

Аудиторская организация должна определить процесс мо­ниторинга, который обеспечил бы:

· уверенность в том, что политика и процедуры, связанные с системой контроля качества, являются уместными, адекват­ными и эффективными;

· постоянное рассмотрение и оценку СКК, в том числе ин­спектирование, на циклической основе;

· возложение ответственности за процесс мониторинга на партнера или других лиц, обладающих достаточным опытом и полномочиями;

· исключение вовлечения лиц, выполняющих соглашение или проводящих контрольный обзор качества выполнения согла­шения, в инспектирование соглашений.

Мониторинг подразумевают следующее:

· анализ:

- изменений в профессиональных стандартах, требованиях законодательства и их отражения в политике и процедурах фирмы;

- письменных подтверждений соответствия политике и процедурам по независимости;

- постоянного повышения квалификации, включая обучение;

- решений по принятию клиента, продолжению отноше­ний с клиентом и работы над конкретными соглашениями;

· определение возможных улучшений в системе контроля качества;

· информирование соответствующего персонала организа­ции о выявленных в системе слабых сторонах в контексте зна­ния системы или соблюдения ее требований;

· отслеживание исправления отмеченных недостатков.

Другая часть мониторинга заключается в выборочном ин­спектировании отдельных соглашений, которое обычно про­водится на цикличной основе. Метод организации цикла ин­спектирования зависит от многих факторов: размера аудитор­ской организации, количества и географического расположе­ния офисов, результатов прошлых процедур мониторинга, характера и сложности практики и построения организации, различного рода рисков.

Лица, проводящие инспектирование, не должны участво­вать ни в проверяемых соглашениях, ни в контрольном обзоре качества выполнения соглашения. Малые организации могут использовать привлеченных лиц.

Аудиторская организация оценивает влияние недостатков, выявленных в ходе мониторинга, и определяет их характер: он может быть систематическим, требующим быстрого ис­правления, либо случайным, не указывающим на несостоятельность системы контроля качества. Соответственно могут быть предприняты следующие действия:

· оказание помощи отдельному сотруднику или команде в рамках отдельного соглашения;

· информирование об обнаруженных недостатках лиц, отвеча­ющих за обучение и повышение профессиональной квалификации;

· внесение изменений в политику и процедуры контроля качества;

· дисциплинарные меры против лиц, не соблюдающих по­литику и процедуры аудиторской организации, особенно нару­шающих повторно.

Если результаты мониторинга показывают, что сформиро­ванный отчет по соглашению неуместен, аудиторская органи­зация должна определить, какие действия нужно предпринять для соблюдения профессиональных стандартов и требований законодательных и нормативных актов. Возможно, потребует­ся консультация юриста.

Как минимум ежегодно аудиторская организация должна информировать о результатах мониторинга системы контроля качества (проведенные процедуры, выводы, описание обнару­женных систематических недостатков и действий по их устра­нению) партнеров по проекту и прочих лиц организации. Это позволит аудиторской организации и ее должностным лицам своевременно предпринимать необходимые меры.

Аудиторская организация должна надлежащим образом реа­гировать:

· на жалобы и обвинения в том, что работа аудиторской ор­ганизации не соответствует профессиональным стандартам и актам законодательства;

· обвинения в нарушении системы контроля качества ауди­торской организации.

Жалобы и обвинения могут быть поданы персоналом органи­зации, аудируемыми лицами или третьими сторонами.

Партнер, осуществляющий надзор за рассмотрением жа­лоб и обвинений, должен:

· обладать достаточным опытом в соответствующей области;

· обладать соответствующими полномочиями в ор­ганизации

· не участвовать в работе над соглашением каким-либо иным образом.

В случае необходимости он может привлечь юриста.

Аудиторская организация должна документировать жа­лобы и обвинения, а также действия, предпринятые в ответ на них.

Аудиторская организация должна представлять доказатель­ства функционирования каждого элемента СКК. Форма и со­держание документации, подтверждающей выполнение каж­дого из таких элементов, зависят от следующих факторов:

· размера аудиторской организации и количества офисов;

· характера и сложности практики и организации аудитор­ской организации;

· использования электронных баз данных для документи­рования подтверждения независимости, оценки работы и ре­зультатов мониторинга.

Малые аудиторские организации могут использовать та­кие менее формальные способы документирования своих СКК, как заметки, сделанные от руки, контрольные перечни и формы.

Аудиторская организация должна хранить документацию на протяжении периода, который является достаточным для выполнения процедур мониторинга.

 

Республиканские правила аудиторской деятельности «Вну­тренний контроль качества аудита», утвержденные постанов­лением Министерства финансов Республики Беларусь № 8 от 23.01.2002 г., включают положения MCA 220, устанавливающе­го порядок реализации внутрифирменных процедур контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания, и поло­жения МСКК 1, устанавливающего основные принципы и процедуры в отношении обязанностей организации по созда­нию системы контроля за качеством проводимого аудита.

Аудиторские организации обязаны разработать для себя правила аудиторской деятельности, посвященные вопросам внутреннего контроля качества аудита.

Общие требования к системе внутреннего контроля каче­ства аудита, устанавливаемые аудиторской организацией, включают следующее:

· профессиональные требования - работники аудиторской организации должны придерживаться принципов независимо­сти, честности, объективности и конфиденциальности, а так­же норм профессионального поведения;

· профессиональную компетентность - работники ауди­торской организации должны владеть надлежащими навыками, соблюдать требования законодательства Республики Бела­русь, а также обладать необходимой профессиональной компе­тентностью, требующейся для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

· поручение заданий - проведение аудита должно пору­чаться работникам, имеющим соответствующий уровень про­фессиональной подготовки и опыт, требующийся в данных ус­ловиях;

· контрольные полномочия - необходимо в достаточной мере направлять работу и осуществлять текущий контроль на всех уровнях и этапах аудита, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

· консультирование - в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими соответствую­щими знаниями;

· работу с аудируемыми лицами - необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с реальными заказчиками. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображе­ний независимости аудиторской организации и ее способно­сти предоставлять услуги надлежащим образом;

· мониторинг эффективности процедур внутреннего кон­троля качества - необходимо проводить регулярное наблюде­ние за адекватностью и эффективностью принципов и кон­кретных процедур внутреннего контроля качества аудита.

В случае отсутствия НГТАД в какой-либо области аудита при разработке правил аудиторской организации можно руко­водствоваться MCA, правилами (стандартами) аудиторской деятельности других стран с учетом особенности проведения аудита и требований законодательства Республики Беларусь. Полного аналога нет. Частично применяются НПАД «Обзор­ная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности». При выполнении обзорной проверки аудиторская организация обя­зана соблюдать принципы профессиональной этики. Обзорная проверка представляет собой совокупность обзорных проце­дур, определяемых аудиторской организацией в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности и условия­ми договора оказания аудиторских услуг. Заключение по ре­зультатам обзорной проверки может содержать, безусловно, положительное мнение и (или) быть модифицированным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: