Тема 8. Международные стандарты, регулирующие качество работы аудиторской организации
Международные стандарты аудита:
учебное пособие/В.Н.Лемеш-Минск,2014
В систему международных стандартов аудиторской деятельности, регулирующих контроль качества аудита, включены два основных документа:
· международный стандарт контроля качества (МСКК 1) «Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам», регламентирующий вопросы организации системы внутреннего контроля качества на уровне аудиторской фирмы;
· международный стандарт аудита (MCA 220R) «Контроль качества аудита отчетной финансовой информации», который раскрывает вопросы организации контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания.
Международный стандарт контроля качества 1 содержит требования к системе контроля качества, соответствующие инструкции в форме руководства по применению пояснительного материала, вводный материал, который служит контекстом для надлежащего понимания данного стандарта, а также список определений.
Для того чтобы можно было полагаться на мнение аудитора, необходимо, чтобы аудит был проведен качественно и с соблюдением требований, устанавливаемых MCA. Согласно Международному стандарту контроля качества, аудиторские организации должны создать и организовать эффективную систему контроля качества оказываемых аудиторами аудита и обзорных проверок финансовой отчетности, выполняющих другие задания по подтверждению достоверности информации и оказывающих сопутствующие услуги (далее - СКК). В МСКК 1 введены:
|
· понятие элементов системы контроля качества (СКК);
· обязательные требования к структуре СКК;
· обязанность документирования политики и процедур СКК.
Аудиторская организация должна создать и поддерживать СКК, в том числе правила и процедуры, регулирующие каждый из приведенных ниже элементов:
· обязанности руководства по обеспечению качества внутри организации;
· применяемые этические нормы;
· установление и поддержание взаимоотношений заданий;
· людские ресурсы;
· выполнение аудиторских заданий;
· мониторинг.
Для этого аудиторская организация должна документально оформить указанные правила и процедуры и довести их до сведения персонала, работающего в ней. Информирование персонала организации о политике и процедурах контроля качества подразумевает описание их, а также целей, для достижения которых они предназначены, указание на то, что каждый сотрудник несет личную ответственность за качество и должен соблюдать вышеупомянутые политику и процедуры. С другой стороны, в деловой практике признана крайне значимой обратная связь с сотрудниками, в том числе и по вопросам контроля качества. Только при активной двусторонней связи вся система контроля качества будет эффективной.
Система контроля качества:
· применяемые этические нормы;
· мониторинг;
· обязанности руководства по обеспечению качества внутри организации;
· людские ресурсы;
· установление и поддержание взаимоотношений с клиентами, принятие и выполнение определенных заданий.
В МСКК 1 подчеркивается важность обеспечения надлежащего качества аудита и установлена ответственность руководства организации за контроль качества. В стандарте указывается на требование назначения должностных лиц, ответственных за создание и работу системы контроля качества: либо руководителя (директора, партнера), либо управляющего органа (совета директоров, собрания партнеров). Их пример значительно влияет на внутреннюю культуру организации. Особенно это касается четких действий, периодических сообщений от руководства всех уровней, касающихся контроля качества и поощряющих за высококачественную работу. Если руководство аудиторской организации считает необходимым назначить кого-либо ответственным за операционную деятельность системы контроля качества, это лицо должно иметь достаточный и надлежащий опыт и навыки, а также необходимые полномочия для выполнения своих обязанностей.
|
В МСКК 1 установлено общее обязательное требование соблюдения Кодекса этики профессионального бухгалтера Международной федерации бухгалтеров.
Кодекс этики определяет следующие фундаментальные принципы профессиональной этики:
· порядочность;
· объективность;
· профессиональную компетентность и должную тщательность;
· конфиденциальность;
· профессиональное поведение.
Фундаментальные принципы подкрепляются, прежде всего, руководством аудиторской организации, обучением, мониторингом и процессом устранения несоответствия.
В МСКК 1 требование независимости обязательно к соблюдению только в тех случаях, когда соглашение предусматривает обеспечение уверенности в отстутствии угрозы незавершенности. Но в этих случаях независимыми должны быть не только аудиторы, но и привлеченные эксперты, а также временный персонал. Соответственно аудиторская организация должна принять такую политику и применять такие процедуры, чтобы:
|
· довести требования к независимости до всех, занятых выполнением соглашения (включая привлеченных третьих лиц);
· определить и оценить обстоятельства и отношения, вызывающие угрозы независимости, а также предпринять соответствующие действия для устранения этих угроз или их снижения до приемлемого уровня (в частности, можно перевести некоторых участников аудиторской команды на другой проект).
Более того, аудиторская организация должна как минимум раз в год получать у своих сотрудников письменное подтверждение того, что они знакомы с Кодексом этики профессиональных бухгалтеров МФБ, национальными этическими требованиями и соблюдают их, особенно требование независимости (там, где это необходимо). Накопление и передача соответствующим сотрудникам необходимой информации позволяют аудиторской организации и ее отдельным сотрудникам определять, отвечают ли они требованию независимости. Аудиторская организация должна установить политику и процедуры по принятию новых клиентов и сохранению отношений с прежним клиентами, направленные на предоставление разумной уверенности в том, что:
· данная организация обладает профессиональной компетентностью для выполнения соглашения и имеет для этого возможности, включая время и ресурсы;
· может выполнить соответствующие этические требования;
· аудиторская организация рассмотрела вопрос о порядочности клиента и не располагает информацией, которая может привести к заключению о его недостаточной порядочности.
При оценке возможности принять новое соглашение аудиторская организация учитывает специфические требования соглашения и специализацию своих партнеров и сотрудников всех уровней. Аудиторская организация должна рассмотреть следующие вопросы:
· обладает ли ее персонал знанием соответствующей отрасли;
· имеет ли ее персонал опыт работы с соответствующими требованиями регулирующих органов и требованиями к подготовке отчетности;
· имеет ли она достаточное количество сотрудников, обладающих соответствующей профессиональной компетентностью и способностями;
· возможно ли в случае необходимости привлечение экспертов;
· возможно ли в случае необходимости привлечение лица, отвечающего соответствующим критериям и требованиям для проведения контрольного обзора качества выполнения соглашения;
· может ли аудиторская организация завершить соглашение в оговоренные сроки.
В ходе профессиональных отношений сведения о честности клиента накапливаются. Все возникающие проблемы и пути их решения документируются, а документы присоединяются к аудиторскому файлу
Если аудиторская организация получает информацию, исходя из которой продолжение проекта становится невозможным, на его продолжение и отношения с клиентом могут влиять:
· профессиональная и правовая ответственность, включая наличие требования представлять отчет о сложившейся ситуации в соответствующие инстанции;
· возможность отказа от работы над соглашением или одновременного отказа от работы над соглашением и полного прекращения отношений с клиентом.
В МСКК 1 приводятся требования к качеству и количеству персонала аудиторской организации. Аудиторская организация должна иметь достаточное количество сотрудников, обладающих соответствующей профессиональной компетентностью и способностями.
Среди вопросов, связанных с персоналом, которые являются значимыми для политики и процедур организации по работе с человеческими ресурсами, можно назвать, например, наем, оценку результатов его работы, его возможности, включая время для выполнения соглашения, профессиональную компетентность, карьерный рост, поощрение, вознаграждение, оценку потребностей в персонале.
Профессиональную компетентность можно повышать различными способами, включая:
• профессиональное образование;
• постоянное повышение квалификации, включая обучение;
• опыт работы;
• наставничество со стороны более опытных сотрудников;
• независимое образование для персонала, который обязан сохранять независимость.
На содержание процедур политики по работе с человеческими ресурсами влияет размер аудиторской организации: методы небольших организаций, скорее всего, будут менее формальными, чем крупных. При назначении аудиторской организацией команды по проекту уточняется, обладает ли она:
· знанием и практическим опытом работы с соглашениями аналогичного характера и сложности;
· знанием профессиональных стандартов, требований законодательства;
· знанием соответствующих отраслей, в которых работают клиенты;
· способностью применять профессиональное суждение;
· знанием политики и процедур контроля качества аудиторской организации.
Аудиторская организация должна быть уверена в том, что соглашения ответственного партнера по проекту (а соответственно и аудиторской организации) являются адекватными. Такая политика и процедуры должны включать вопросы, значимые для последовательного и качественного выполнения соглашения. Эти процедуры обычно представляют собой методические рекомендации, специальные компьютерные программы, стандартизированные рабочие документы. Объектами процедур являются:
· инструктаж команды по проекту для разъяснения целей работы;
· процессы, обеспечивающие соблюдение применимых стандартов выполнения соглашений;
· процедуры надзора за выполнением соглашения, обучение персонала и наставничество;
· методы обзора выполненной работы, значительных суждений и формы отчета;
· надлежащее документирование выполненной работы, сроков и масштаба обзора;
· поддержание актуальности политики и процедур.
Надзор за выполнением соглашения подразумевает:
· отслеживание этапов выполнения соглашения;
· принятие во внимание способностей и компетентности отдельных членов рабочей группы, наличие у них времени для качественного выполнения работы, понимание ими инструкций;
· рассмотрение значительных вопросов, возникающих в ходе выполнения соглашения, анализ их значительности и соответствующее изменение запланированного подхода;
· обсуждение сложных вопросов с опытными членами рабочей группы.
Обзорные проверки выполненной работы базируются на следующем принципе: более опытные члены команды проверяют работу менее опытных.
Консультации подразумевают обсуждение на соответствующем профессиональном уровне сложного или спорного вопроса с работниками аудиторской организации или с внешними лицами, обладающими специальными знаниями и опытом.
Основные требования к консультациям в МСКК формулируются следующим образом:
· сотрудники должны иметь возможность получать консультацию по любым возникающим в ходе проверки вопросам;
· предмет консультации и ее ход должны быть задокументированы;
· выводы по итогам консультации документируются и используются в дальнейшей работе.
Обязательным элементом выполнения задания является контроль его качества. Это политика процедур, направленных на получение объективной оценки существенных суждений команды по проекту и выводов, сформулированных в отчете. При разработке политики и процедур контроля качества следует соблюдать следующие требования:
· контроль качества обязателен для всех видов аудиторских проверок финансовой отчетности компаний, ценные бумаги которых котируются на бирже;
· должны быть сформулированы критерии, исходя из которых будет оцениваться необходимость контроля качества для прочих аудитов и обзоров исторической финансовой информации, а также для других соглашений по выражению уверенности в качестве контроля и сопутствующих услуг;
· если по вышеупомянутым критериям требуется контроль качества соглашения, он должен быть проведен.
Важно, чтобы контрольный обзор качества выполнения соглашения проводился объективно. Поэтому проверяющие должны быть не менее квалифицированны, чем члены команды. Лицо, проводящее контрольный обзор качества выполнения соглашения:
· не должно быть назначено партнером по проекту;
· не участвует каким-либо иным образом в работе над соглашением во время периода обзора;
· не принимает решения за команду по проекту;
· не является предметом каких-либо иных соображений, которые ставили бы его объективность под угрозу.
Процедуры устранения разногласий среди членов команды по проекту с консультантами и при необходимости между партнером по проекту и лицом, проводящим контрольный обзор качества выполнения соглашения, могут включать консультации с другим практикующим профессиональным бухгалтером или организацией и профессиональным или регулирующим органом.
Сделанные заключения должны быть задокументированы и выполнены. Отчет не должен быть выпущен до разрешения этих вопросов.
Аудиторская организация должна своевременно завершить подготовку окончательного файла по соглашению после утверждения отчетов. Если законодательство или нормативные акты не предписывают таких сроков, то аудиторская организация должна установить свои сроки, отражающие необходимость своевременного завершения подготовки окончательного файла по соглашению.
Аудиторская организация должна обеспечить конфиденциальность, безопасное хранение, целостность, доступность и восстанавливаемость документации. Средства контроля, которые аудиторская организация может разработать и внедрить для соблюдения требований конфиденциальности, безопасного хранения целостности, доступности и восстанавливаемости документации по соглашению, могут включать, например:
· использование паролей для ограничения доступа к документации по соглашению в электронном формате;
· механизм сохранения резервных копий;
· процедуры надлежащего распределения документации по соглашению среди членов команды;
· процедуры, ограничивающие доступ и позволяющие обеспечить надлежащее распространение и конфиденциальное хранение документации по соглашению на бумажном носителе.
Аудиторская организация должна хранить документацию по соглашению на протяжении периода, достаточного для удовлетворения потребностей организации или установленного законодательством, или нормативными актами.
Документация по соглашению является собственностью аудиторской организации.
Аудиторская организация должна определить процесс мониторинга, который обеспечил бы:
· уверенность в том, что политика и процедуры, связанные с системой контроля качества, являются уместными, адекватными и эффективными;
· постоянное рассмотрение и оценку СКК, в том числе инспектирование, на циклической основе;
· возложение ответственности за процесс мониторинга на партнера или других лиц, обладающих достаточным опытом и полномочиями;
· исключение вовлечения лиц, выполняющих соглашение или проводящих контрольный обзор качества выполнения соглашения, в инспектирование соглашений.
Мониторинг подразумевают следующее:
· анализ:
- изменений в профессиональных стандартах, требованиях законодательства и их отражения в политике и процедурах фирмы;
- письменных подтверждений соответствия политике и процедурам по независимости;
- постоянного повышения квалификации, включая обучение;
- решений по принятию клиента, продолжению отношений с клиентом и работы над конкретными соглашениями;
· определение возможных улучшений в системе контроля качества;
· информирование соответствующего персонала организации о выявленных в системе слабых сторонах в контексте знания системы или соблюдения ее требований;
· отслеживание исправления отмеченных недостатков.
Другая часть мониторинга заключается в выборочном инспектировании отдельных соглашений, которое обычно проводится на цикличной основе. Метод организации цикла инспектирования зависит от многих факторов: размера аудиторской организации, количества и географического расположения офисов, результатов прошлых процедур мониторинга, характера и сложности практики и построения организации, различного рода рисков.
Лица, проводящие инспектирование, не должны участвовать ни в проверяемых соглашениях, ни в контрольном обзоре качества выполнения соглашения. Малые организации могут использовать привлеченных лиц.
Аудиторская организация оценивает влияние недостатков, выявленных в ходе мониторинга, и определяет их характер: он может быть систематическим, требующим быстрого исправления, либо случайным, не указывающим на несостоятельность системы контроля качества. Соответственно могут быть предприняты следующие действия:
· оказание помощи отдельному сотруднику или команде в рамках отдельного соглашения;
· информирование об обнаруженных недостатках лиц, отвечающих за обучение и повышение профессиональной квалификации;
· внесение изменений в политику и процедуры контроля качества;
· дисциплинарные меры против лиц, не соблюдающих политику и процедуры аудиторской организации, особенно нарушающих повторно.
Если результаты мониторинга показывают, что сформированный отчет по соглашению неуместен, аудиторская организация должна определить, какие действия нужно предпринять для соблюдения профессиональных стандартов и требований законодательных и нормативных актов. Возможно, потребуется консультация юриста.
Как минимум ежегодно аудиторская организация должна информировать о результатах мониторинга системы контроля качества (проведенные процедуры, выводы, описание обнаруженных систематических недостатков и действий по их устранению) партнеров по проекту и прочих лиц организации. Это позволит аудиторской организации и ее должностным лицам своевременно предпринимать необходимые меры.
Аудиторская организация должна надлежащим образом реагировать:
· на жалобы и обвинения в том, что работа аудиторской организации не соответствует профессиональным стандартам и актам законодательства;
· обвинения в нарушении системы контроля качества аудиторской организации.
Жалобы и обвинения могут быть поданы персоналом организации, аудируемыми лицами или третьими сторонами.
Партнер, осуществляющий надзор за рассмотрением жалоб и обвинений, должен:
· обладать достаточным опытом в соответствующей области;
· обладать соответствующими полномочиями в организации
· не участвовать в работе над соглашением каким-либо иным образом.
В случае необходимости он может привлечь юриста.
Аудиторская организация должна документировать жалобы и обвинения, а также действия, предпринятые в ответ на них.
Аудиторская организация должна представлять доказательства функционирования каждого элемента СКК. Форма и содержание документации, подтверждающей выполнение каждого из таких элементов, зависят от следующих факторов:
· размера аудиторской организации и количества офисов;
· характера и сложности практики и организации аудиторской организации;
· использования электронных баз данных для документирования подтверждения независимости, оценки работы и результатов мониторинга.
Малые аудиторские организации могут использовать такие менее формальные способы документирования своих СКК, как заметки, сделанные от руки, контрольные перечни и формы.
Аудиторская организация должна хранить документацию на протяжении периода, который является достаточным для выполнения процедур мониторинга.
Республиканские правила аудиторской деятельности «Внутренний контроль качества аудита», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 8 от 23.01.2002 г., включают положения MCA 220, устанавливающего порядок реализации внутрифирменных процедур контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания, и положения МСКК 1, устанавливающего основные принципы и процедуры в отношении обязанностей организации по созданию системы контроля за качеством проводимого аудита.
Аудиторские организации обязаны разработать для себя правила аудиторской деятельности, посвященные вопросам внутреннего контроля качества аудита.
Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, устанавливаемые аудиторской организацией, включают следующее:
· профессиональные требования - работники аудиторской организации должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
· профессиональную компетентность - работники аудиторской организации должны владеть надлежащими навыками, соблюдать требования законодательства Республики Беларусь, а также обладать необходимой профессиональной компетентностью, требующейся для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
· поручение заданий - проведение аудита должно поручаться работникам, имеющим соответствующий уровень профессиональной подготовки и опыт, требующийся в данных условиях;
· контрольные полномочия - необходимо в достаточной мере направлять работу и осуществлять текущий контроль на всех уровнях и этапах аудита, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;
· консультирование - в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями;
· работу с аудируемыми лицами - необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с реальными заказчиками. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации и ее способности предоставлять услуги надлежащим образом;
· мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества - необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.
В случае отсутствия НГТАД в какой-либо области аудита при разработке правил аудиторской организации можно руководствоваться MCA, правилами (стандартами) аудиторской деятельности других стран с учетом особенности проведения аудита и требований законодательства Республики Беларусь. Полного аналога нет. Частично применяются НПАД «Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности». При выполнении обзорной проверки аудиторская организация обязана соблюдать принципы профессиональной этики. Обзорная проверка представляет собой совокупность обзорных процедур, определяемых аудиторской организацией в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности и условиями договора оказания аудиторских услуг. Заключение по результатам обзорной проверки может содержать, безусловно, положительное мнение и (или) быть модифицированным.