Основатель первой исторической формы диалектики.
Диоген Аполлонийский
Как и Анаксимен считает первичной материей воздух. Свойствами воздуха разум и мышление.
Пифагор Самосский
Математик. Создатель школы пифагорийццев.
Учение Пифагора следует разбить на 2 составляющие части:
Научный подход
Религиозно-мистический образ жизни
Демокрит
Атомистический материализм
Развил учение Левкиппа об «атоме». Описал мир как систему атомов двигающихся в пустоте. Как неделимые частицы и т.д.
2. Сократ, Платон, Аристотель
Сократ
Использовал метод диалекттических споров. Не отрицал существование богов.
Центральное внимание уделял человеку. Считал, что все в мире подчиненг потребностям и целям человека.
Сократ посвятил всю свою жизнь поискам этического идеала, добра и справедливости.
Конфликт Сократа и софистов – противостояние философии и риторики.
Платон
Для Платона убеждение основывается только на истинных доводах, а не на мнениях и вероятных суждениях.
Сам Платон, будучи учеником Сократа, способствовал развитию диалога, как нового способа аргументации.
Аристотель
В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:
1. Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленнаяматерия выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
2. Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
3. Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
4. Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
§ Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
§ Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
§ Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
§ Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
§ Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
§ Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
3. Средневековая философия
Характеризуется теоцентричностью взглядов.
Патристика: философия и теология отцов церкви. Учения выработанные отцами церкви стали основополагающими для христианского религиозного мировозрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики средневекового общества.
§ Августин Блаженный
§ Григорий Великий
§ Тертуллиан
Схоластика: систематическаясредневековаяфилософиясконцентрированаявокругуниверситетов и представляющаяизсебясинтезхристианскогобогословия и логикиАристотеля.
Основнаяпроблематика:
Доказательствосуществованиябога
Вера и знание
Проблемауниверсалий.
Схоластика – этимименемобычнообозначаласьфилософияпреподовавшаяся в средневековыхшколах.Схоластикапредставляетсобой религиозную философию.
Блаженный Августин
ЕгоработыоказалибольшоевлияниенастановлениеХристианскоговероучения в средневековомобщетве. Августин считаетпознаваемойдушу и бога. Идеюбогаонрассматриваетвовзаимосвязи с человеком, а человека в связи с богом.Августин считаетвремяхарактеристикойдвижения и изменения.Домоментасозданиямирабогом, никакоговременинебыло.
ФомаАквинский
В 1323 годубылпричислен к ликусвятых.Основафилософиисостоит в том, чтодляспасения, человекунужнознатьчтото, ускользающееотегоразума.Этоможетбытьпознанотолькочерезбожественноеоткровение.Отдавалпредпочтениемонархии.
4. Философия нового времени
Периодразвитияфилософии с 17- 18 века в западнойЕвропе.
Характеризующийсястановлениемкапитализма, развитиемтехники и науки.Этотпериодиногданазываютэпохойнаучнойреволюции.
ФренсисБекон
Сталпервымисследователемприроды в Новоевремя.Являетсяосновоположникомметодологии/
Экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины.
Считал, что для достижения итины человеку следует освободится от мешающих ему идолов:
Призрак рода
Призкак рынка
Призрак театра
Томас Гоббс
Англия. Приверженец сенсуализма и фатализма.
Работа «Левиафан»: сравнивал с этим библейским персонажем, который принижал людей, государства. Считал, что оно создает рамки, которых должны все придерживаться. Является определителем добра и зла.
Считал себя Евклидом в области общественных наук.
Признавал существование бога, как первопричину всего сущного.
Рене Декарт
Франция. Математик. Философ.
В отличие от Бэкона, не признавал опыт основной точкой отчета, ставил во главе всего разума. А опыт считал лишь инструменнтомподтвержающим выводы разума.
Ввел идеи эволюции, доказывал их в
Отправнойточкойявляетсясуществованиесубстанции в в2х видах:
Материалистическая(делимая)? протяженность
Духовная(Неделимая), мышление
Одноизцентральныхместьегофилософиизанимаетпроблемапоискаистины и метода, с помощьюкотороговозможнополучениедостоверногознания.
Декартзанималсяанатомией.
БлезПаскаль
Француз. Философ, физик, математик, писатель.
Являляетсяотцом основателем теории вероятности.
Разочаровался в естествознании и перешел к изучению реигии и философской антропологии.
Онсчитал, чтодоводыразума, колеблющиесямеждуувереностью и сомнением, нижедоводовсердца.Верил в существованиебога.
Указывалнанезначительностьчеловека, однаковозвышалегозаспособностьмыслить.
Егоработамысливходит в списоклучшихфранцузскихкниг, переведенанамногиеязыкимира.
5. Кант
Германия
Родоначальник классической немецкой философии.
Этапы творчества:
I Этап – занималсяестествознание, разработалтеориюпроисхождениясолнечнойсистемыизгазовойтуманности.
Наметилидеюгенеологическойкласссификацииживотногомира.Расределениевидовживотныхпопорядкуихвозможногопроисхождения.
Изучалрольприливов и отливов.
II Этап – занималсяметафизическимивопросами, проблемаммипознания, разума, нравственности, государственности, и т.д.
Кантотвергалдогматическиесуждения, былприверженцемкритическогофилософствования.
Теорияпознания
Апостериорныесуждения –изопыта
Априорные суждения – без опыта.
13. Субстанция, сущность, материя.
Субстанция – то, что существует самостоятельно, само по себе. – Филосовская категория обозначения обьективной реальности в аспекте внутреннего единства всех ее форм проявления и саморазвития.
Субстанция неизменна. Первопричина происходящего.
Субстанции приписывают свободу.
Делят на 2 вида субстанций:
Дух
Материя.
Материя.
Филосовская категория обозначающая физические субстанции вообще, в противоположность сознанию(духу). В матереалистическойфилосовской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающим статусум первоначала, по отношению к сознанию(субьективной реальности).
Материя является обобщением материального и идеального, в силу их относительности.
Атрибуты материи:
Движение
Пространство
Время.
Сущность.
Идейный смысл самой вещи, то, что она есть сама по себе? В отличие от других вещей и в отличие от изменчивых.
14/ Движение пространство и время.
Движение – понятие, охватывающее в самом общем виде любое изменение и превращение.
В Европейской традиции движение может стоять в одном ряду с понятиями «пространство, время, энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, это может быть качественное изменение, развитие, прогресс.
В диалектическом материализме – движение - обьективный способ существования материи, неотьемлемый атрибут. Согласно этому мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, т.к. является движением в равновесии.
В онтологической основе бытия движение характеризуется неучтожимость и вечнось, как для самого бытия.
Элеаты отрицают движение:стрела Зенона, Ахилес и Черепаха.
Пространство.
Обычно протяженность. Обладает следующими свойствами:
Трехмерность
Симметричность, нет необратимых процессов
Пространство однородно, каждая точка может быть взята за начало координат
Пространство изотопно, нет привилегированных направлений.
15. Сознание.
Состояниепсихическойжизничеловека,выражающееся в субьективнойпереживаемостисобытийвнешнегомира и жизнисамогоиндивида, а также в отчете о самихсобытиях.
Категориядляобозначенияментальнойдеятельностичеловека, поотношению к самойдеятельности.
16. Истина.
АмоеизвестноеопределиениеистиныбыловысказаноАристотелем и сформулированоИсаакомИзраетянином.
Оногласит, чтоистинаесть “интенциональноесогласиеинтеллекта с реальнойвещьюилисоответствиюей.”
В общейфилософиейподразумеваютсоответствиеположенийнекоторомукритериюпроверяемости: теоретической, эмпирической.
Обьективнаяистина – этотакоесодержаниезнание, котороенезависитниотчеловека, ниотчеловечества.
Абсолютнаяистина – исчерпывающее, достоверноезнание о человеке, природе, обществе; знание, котороеникогданеможетбытьопровергнуто.
Относительнаяистина – неполное, неточноезнание, соответствующееопределенномууровнюразвитияобщества, которыйобусловливаетспособыполученияэтогознания.Этознаниезависитотусловия, места и времениполученногознания.
Разницамеждуабсолютной и относительнойистинойзаключается в разнойстепениточности и полнотыотражениядействительности.
Критерииистины:
Соответствиезаконамлогики
Соответствиеранееоткрытымзаконамнауки
Простота, экономичностьформулы
Парадоксальностьидеи
Практика.
17. Диалектикаи метафизика.
Диалектика – искусство спорить; метод аргументации в философии, а так же способ рефлективного мышления.
В средние века диалектика являлась частью «7 свободных исскуств» и понималась в широком смысле, как способность вести спор с соперником посредством вопросов и ответов.
Метафизика – раздел философии занимающийся изучением первоначальной природы мира, реальности и бытия, как такового.
Метафизика сохраняет позицию одного из центральных значений философии, начиная с античности по наше время.
18-19 Формационный и цивизационныйподход к обществу.
Формационный подход: основным критерием выступают социально-экономические формации, основой которых являются экономические отношения.
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:
§ Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
§ Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
§ Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
§ Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительствасоциализма и коммунизма;
Посткапиталистическая.
Достоинства формационной типологии: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
Цивилизациоонныйподход.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
§ Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
§ Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
§ Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:
§ Традиционное (аграрное);
§ Индустриальное;
§ Постиндустриальное (информационное).
Г. Еллинек разделял:
§ Идеальные (утопия);
§ Эмпирические:
Древневосточные;
Античные;
Средневековые;
Новые;
Современные.
[править]