Согласно его учению все произошло из огня.




Основатель первой исторической формы диалектики.

 

Диоген Аполлонийский

Как и Анаксимен считает первичной материей воздух. Свойствами воздуха разум и мышление.

 

Пифагор Самосский

Математик. Создатель школы пифагорийццев.

Учение Пифагора следует разбить на 2 составляющие части:

Научный подход

Религиозно-мистический образ жизни

 

 

Демокрит

Атомистический материализм

Развил учение Левкиппа об «атоме». Описал мир как систему атомов двигающихся в пустоте. Как неделимые частицы и т.д.

 

2. Сократ, Платон, Аристотель

Сократ

Использовал метод диалекттических споров. Не отрицал существование богов.

Центральное внимание уделял человеку. Считал, что все в мире подчиненг потребностям и целям человека.

Сократ посвятил всю свою жизнь поискам этического идеала, добра и справедливости.

Конфликт Сократа и софистов – противостояние философии и риторики.

 

Платон

Для Платона убеждение основывается только на истинных доводах, а не на мнениях и вероятных суждениях.

Сам Платон, будучи учеником Сократа, способствовал развитию диалога, как нового способа аргументации.

 

Аристотель

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

1. Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленнаяматерия выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2. Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

3. Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

4. Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

§ Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

§ Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

§ Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

§ Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

§ Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

§ Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

 

 

3. Средневековая философия

Характеризуется теоцентричностью взглядов.

Патристика: философия и теология отцов церкви. Учения выработанные отцами церкви стали основополагающими для христианского религиозного мировозрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики средневекового общества.

§ Августин Блаженный

§ Григорий Великий

§ Тертуллиан

 

Схоластика: систематическаясредневековаяфилософиясконцентрированаявокругуниверситетов и представляющаяизсебясинтезхристианскогобогословия и логикиАристотеля.

Основнаяпроблематика:

Доказательствосуществованиябога

Вера и знание

Проблемауниверсалий.

Схоластика – этимименемобычнообозначаласьфилософияпреподовавшаяся в средневековыхшколах.Схоластикапредставляетсобой религиозную философию.

Блаженный Августин

ЕгоработыоказалибольшоевлияниенастановлениеХристианскоговероучения в средневековомобщетве. Августин считаетпознаваемойдушу и бога. Идеюбогаонрассматриваетвовзаимосвязи с человеком, а человека в связи с богом.Августин считаетвремяхарактеристикойдвижения и изменения.Домоментасозданиямирабогом, никакоговременинебыло.

ФомаАквинский

В 1323 годубылпричислен к ликусвятых.Основафилософиисостоит в том, чтодляспасения, человекунужнознатьчтото, ускользающееотегоразума.Этоможетбытьпознанотолькочерезбожественноеоткровение.Отдавалпредпочтениемонархии.

 

4. Философия нового времени

Периодразвитияфилософии с 17- 18 века в западнойЕвропе.

Характеризующийсястановлениемкапитализма, развитиемтехники и науки.Этотпериодиногданазываютэпохойнаучнойреволюции.

ФренсисБекон

Сталпервымисследователемприроды в Новоевремя.Являетсяосновоположникомметодологии/

Экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины.

Считал, что для достижения итины человеку следует освободится от мешающих ему идолов:

Призрак рода

Призкак рынка

Призрак театра

 

Томас Гоббс

Англия. Приверженец сенсуализма и фатализма.

Работа «Левиафан»: сравнивал с этим библейским персонажем, который принижал людей, государства. Считал, что оно создает рамки, которых должны все придерживаться. Является определителем добра и зла.

Считал себя Евклидом в области общественных наук.

Признавал существование бога, как первопричину всего сущного.

 

Рене Декарт

Франция. Математик. Философ.

В отличие от Бэкона, не признавал опыт основной точкой отчета, ставил во главе всего разума. А опыт считал лишь инструменнтомподтвержающим выводы разума.

Ввел идеи эволюции, доказывал их в

Отправнойточкойявляетсясуществованиесубстанции в в2х видах:

Материалистическая(делимая)? протяженность

Духовная(Неделимая), мышление

Одноизцентральныхместьегофилософиизанимаетпроблемапоискаистины и метода, с помощьюкотороговозможнополучениедостоверногознания.

Декартзанималсяанатомией.

БлезПаскаль

Француз. Философ, физик, математик, писатель.

Являляетсяотцом основателем теории вероятности.

Разочаровался в естествознании и перешел к изучению реигии и философской антропологии.

Онсчитал, чтодоводыразума, колеблющиесямеждуувереностью и сомнением, нижедоводовсердца.Верил в существованиебога.

Указывалнанезначительностьчеловека, однаковозвышалегозаспособностьмыслить.

Егоработамысливходит в списоклучшихфранцузскихкниг, переведенанамногиеязыкимира.

 

 

5. Кант

Германия

Родоначальник классической немецкой философии.

Этапы творчества:

I Этап – занималсяестествознание, разработалтеориюпроисхождениясолнечнойсистемыизгазовойтуманности.

Наметилидеюгенеологическойкласссификацииживотногомира.Расределениевидовживотныхпопорядкуихвозможногопроисхождения.

Изучалрольприливов и отливов.

 

II Этап – занималсяметафизическимивопросами, проблемаммипознания, разума, нравственности, государственности, и т.д.

Кантотвергалдогматическиесуждения, былприверженцемкритическогофилософствования.

Теорияпознания

Апостериорныесуждения –изопыта

Априорные суждения – без опыта.

 

 

13. Субстанция, сущность, материя.

Субстанция – то, что существует самостоятельно, само по себе. – Филосовская категория обозначения обьективной реальности в аспекте внутреннего единства всех ее форм проявления и саморазвития.

Субстанция неизменна. Первопричина происходящего.

Субстанции приписывают свободу.

Делят на 2 вида субстанций:

Дух

Материя.

 

Материя.

Филосовская категория обозначающая физические субстанции вообще, в противоположность сознанию(духу). В матереалистическойфилосовской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающим статусум первоначала, по отношению к сознанию(субьективной реальности).

Материя является обобщением материального и идеального, в силу их относительности.

Атрибуты материи:

Движение

Пространство

Время.

Сущность.

Идейный смысл самой вещи, то, что она есть сама по себе? В отличие от других вещей и в отличие от изменчивых.

 

14/ Движение пространство и время.

Движение – понятие, охватывающее в самом общем виде любое изменение и превращение.

В Европейской традиции движение может стоять в одном ряду с понятиями «пространство, время, энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, это может быть качественное изменение, развитие, прогресс.

В диалектическом материализме – движение - обьективный способ существования материи, неотьемлемый атрибут. Согласно этому мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, т.к. является движением в равновесии.

В онтологической основе бытия движение характеризуется неучтожимость и вечнось, как для самого бытия.

Элеаты отрицают движение:стрела Зенона, Ахилес и Черепаха.

 

 

Пространство.

Обычно протяженность. Обладает следующими свойствами:

Трехмерность

Симметричность, нет необратимых процессов

Пространство однородно, каждая точка может быть взята за начало координат

Пространство изотопно, нет привилегированных направлений.

 

15. Сознание.

Состояниепсихическойжизничеловека,выражающееся в субьективнойпереживаемостисобытийвнешнегомира и жизнисамогоиндивида, а также в отчете о самихсобытиях.

Категориядляобозначенияментальнойдеятельностичеловека, поотношению к самойдеятельности.

 

 

16. Истина.

АмоеизвестноеопределиениеистиныбыловысказаноАристотелем и сформулированоИсаакомИзраетянином.

Оногласит, чтоистинаесть “интенциональноесогласиеинтеллекта с реальнойвещьюилисоответствиюей.”

В общейфилософиейподразумеваютсоответствиеположенийнекоторомукритериюпроверяемости: теоретической, эмпирической.

Обьективнаяистина – этотакоесодержаниезнание, котороенезависитниотчеловека, ниотчеловечества.

Абсолютнаяистина – исчерпывающее, достоверноезнание о человеке, природе, обществе; знание, котороеникогданеможетбытьопровергнуто.

Относительнаяистина – неполное, неточноезнание, соответствующееопределенномууровнюразвитияобщества, которыйобусловливаетспособыполученияэтогознания.Этознаниезависитотусловия, места и времениполученногознания.

Разницамеждуабсолютной и относительнойистинойзаключается в разнойстепениточности и полнотыотражениядействительности.

Критерииистины:

Соответствиезаконамлогики

Соответствиеранееоткрытымзаконамнауки

Простота, экономичностьформулы

Парадоксальностьидеи

Практика.

 

 

17. Диалектикаи метафизика.

Диалектика – искусство спорить; метод аргументации в философии, а так же способ рефлективного мышления.

В средние века диалектика являлась частью «7 свободных исскуств» и понималась в широком смысле, как способность вести спор с соперником посредством вопросов и ответов.

Метафизика – раздел философии занимающийся изучением первоначальной природы мира, реальности и бытия, как такового.

Метафизика сохраняет позицию одного из центральных значений философии, начиная с античности по наше время.

 

18-19 Формационный и цивизационныйподход к обществу.

Формационный подход: основным критерием выступают социально-экономические формации, основой которых являются экономические отношения.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

§ Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

§ Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

§ Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

§ Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительствасоциализма и коммунизма;

Посткапиталистическая.

Достоинства формационной типологии: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

 

Цивилизациоонныйподход.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

§ Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

§ Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

§ Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

§ Традиционное (аграрное);

§ Индустриальное;

§ Постиндустриальное (информационное).

Г. Еллинек разделял:

§ Идеальные (утопия);

§ Эмпирические:

Древневосточные;

Античные;

Средневековые;

Новые;

Современные.

[править]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: