ТЕМА 8. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА
План:
1. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.
2. Сравнительная характеристика основных положений моделей Д. Орэм и В. Хендерсон.
3. Принципы выбора модели сестринского ухода.
Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента
В настоящее время в мировой практике СД насчитывается более 30 моделей. Большинство из них нацелены на удовлетворение определенного набора потребностей человека.
Наиболее распространены 5 моделей:
- эволюционно-адаптационная (канадская ассоциация сестер);
- добавочно-дополнительная (Хендерсон);
- модель поведенческой системы (Джонсон);
- адаптационная модель (Рой);
- модель дефицита самоухода (Орэм).
Авторы теорий, касающихся основных жизненно важных потребностей человека, расходятся во мнениях относительно их количества.
В.Хендерсон выстроила перечень потребностей человека (здорового или больного; с потребностями реализованными и нереализованными в точном соответствии с иерархической схемой А.Маслоу. «Потребности» по В.Хендерсон представляют собой скорее «опорные пункты» для выделения проблем, и в этом их практическая ценность. Использовать ее схему просто.
В.Хендерсон не описывает «сестринский процесс» как таковой, однако этапы работы медсестры (оценка состояния пациента – обследование» планирование ухода, сестринские вмешательства, оценка, как результат ухода) совпадают с этапами сестринского процесса.
В концептуальной модели В.Хендерсон подчеркнуто, что медсестра работает только совместно с пациентом и обсуждает с ним его состояние (естественно, если сознание его не помрачено и не выключено). С другой стороны, подчеркивается, что главнейшей задачей медсестры является обеспечение лекарственной терапии, т.е. роль ее двояка – как помощника врача и самостоятельного специалиста.
|
Фундаментальные потребности по В. Хендерсон (1966г)
1. Нормально дышать | ![]() |
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. | |
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности. | |
4. Двигаться и поддерживать нужное положение. | |
5. Спать и отдыхать. | |
6. Одеваться и раздеваться, выбирать одежу. | ![]() |
7. Поддерживать температуру тела, подбирая соответствующие одежды и изменяя окружающую среду. | |
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. | |
9. Обеспечивать свою безопасность и не вредить другим людям. | |
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнения. | ![]() |
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой. | |
12. Заниматься любимой работой. | ![]() |
13. Отдыхать принимать участие в развлечениях и играх. | |
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться. |
Сравнительная характеристика основных положений моделей
Д. Орэм и В. Хендерсон