Правовая культура и правовое поведение в сфере служебной деятельности
Правовая культура – это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у граждан правового сознания, ценностно-нормативных установок и правового поведения. Коррупция и ее проявления – часть правовой культуры, которая сама выступает частью общечеловеческой культуры.
Правовая культура личности – категория полностью зависимая от правовой культуры общества и соотносится как целое и часть, отражая степень и характер развития личности, обеспечивая ее социализацию и правомерное поведение. Правовая культура личности предполагает знание и правильное понимание права, включая установки, направленные на проявления гражданской позиции относительно коррупции, соблюдение, исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям законности.
Правовая культура – основа профилактики коррупции, она выражается посредством навыков использования положений закона; умении применять правовые знания против коррупции, в поиске возможности использовать законодательство для защиты прав и интересов.
Правовая культура служит фактором становления правового государства и гражданского общества.
Правовая культура и правовое поведение способствуют упорядочению культурно-юридической среды в целом.
Эффективность противодействия коррупции во многом обусловлена уровнем развития правовой культуры как общества в целом, так и каждой отдельной личности. Правовая культура является относительно самостоятельной сферой культуры наряду с политической, этической, нравственной и др.
• Профессиональная деятельность и поведение сотрудника должны способствовать формированию в обществе авторитетности, уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости органа внутренних дел.
• Сотрудник должен исполнять свои служебные обязанности честно и добросовестно, на высоком уровне профессионализма.
• Сотрудник не должен допускать своими действиями и решениями проявлений коррупционных правонарушений, обязан соблюдать нормы законодательства, направленные на борьбу с коррупцией, оказывая содействие пресечению любого проявления коррупции в органе внутренних дел и за его пределами.
• В своей профессиональной деятельности сотрудник не должен допускать того, чтобы личные, семейные, общественные или другие отношения отрицательно влияли на его поведение на службе и на качество служебной деятельности.
Профессиональная этика в сфере служебной деятельности
Профессиональная этика включает в себя нормы поведения, характерные для определенного рода профессиональной деятельности людей. Умение правильно вести себя с этической стороны совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Каким образом складываются личные и деловые отношения коллег, имеет важное значение при осуществлении профессиональной деятельности. Без соблюдения этики делового общения многие сотрудники чувствуют себя достаточно трудно, у них может в некоторых случаях отсутствовать мотивация достижения успеха. Отношение руководителя к подчиненным влияет на нравственно-психологический климат в коллективе.
К общим признакам профессиональной этики работника относятся
• гуманизм
• законность
• беспристрастность
• трудолюбие,
• профессиональная совесть,
• гордость,
• честь,
• обязательность,
• профессиональный долг.
Профессиональная этика юристов предполагает строгое соблюдение законодательства, неподкупность и принципиальность в отстаивании интересов государства, отдельных групп и отдельных лиц, обеспечение равенства всех граждан перед законом.
Этические обязанности руководителя и подчиненных в сфере служебной деятельности
При прохождении государственной службы особое значение имеет уровень этической грамотности госслужащих и отзывы коллег и руководителя о личностных характеристиках, которые влияют на оценку его профессионального соответствия той или иной должности и на систему вознаграждения.
Этические обязанности руководителей охватывают следующие требования:
• руководитель всегда ответственен за функционирование и перспективы организации, которую он возглавляет;
• руководитель должен быть эталоном своего поведения;
• при распределении обязанностей руководитель должен использовать не только приказы, но и просьбы, вопросы;
• руководитель должен своевременно доводить до сведения работников необходимую информацию, что способствует эффективному выполнению обязанностей;
• нести ответственность за формирование сплоченного коллектива в организации;
• создавать комфортный микроклимат в организации, благоприятно влияющий на атмосферу принятия решений, достижения интересов организации.
Этические обязанности подчиненных включают требования:
• развитая целеустремленность при выполнении порученного задания;
• корректно высказывать свою позицию, аргументированно объясняя мотивы своего поведения;
• соблюдение взаимного обмена опытом, умениями, навыками, знаниями;
• выдержка конструктивных замечаний, критики;
• добросовестность в достижении целей, стоящих перед организацией, верность руководителю;
• при невозможности выполнять профессиональные обязанности высококачественно, покидают место работы.