Правовой режим воздушного пространства.




 

Регламентация отношений субъектов МП в области использования воздушного пространства для целей авиации.

 

Принципы:

 

1) Полный и исключительный суверенитет государства над его воздушным пространством

2) Свобода полетов в открытом (международном) воздушном пространстве

3) Обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

 

Источники международного воздушного права: чикагская система и варшавская система (воздушные перевозки).

 

Чикагская система:

 

1) Чикагская конвенция 1944 года – конвенция о международной гражданской авиации

2) Соглашение о международном воздушном транзите 1944 года (2 свободы воздуха)

3) Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 года (5 свобод воздуха).

 

Варшавская система (воздушные перевозки):

1) 1929 год – Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.

2) Протоколы Гаагский 55, Гватемальский 71 и Монреальские (их 4). Ответственность – пассажир, груз, документация.

3) Конвенции Монреальская, Женевская, Римская, Гвадалахарская.

4) 92 год – договор об открытом небе.

 

Верхнее, нижнее, контролируемое, неконтролируемое.

Стандарты и рекомендации ИКАО.

Регулярные и нерегулярные полеты.

 

Свободы воздуха (коммерческие права перевозчика):

 

1) Транзитный перелет без посадки

2) Транзитный перелет с посадкой не в коммерческих целях

3) Пассажиры, груз и почта из государства регистрации

4) Увозить их в государство регистрации

5) Высаживать и брать на борт из любых третьих стран и в любые третьи страны

6) Между третьими странами через свою территорию

7) Между третьими странами минуя свою территорию

8) Каботажные перевозки.

 

ИКАО, европейская конвенция гражданской авиации, африканская комиссия гражданской авиации, агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в африке и на мадагаскаре, Латиноамериканская комиссия гражданской авиации, центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации, совет гражданской авиации арабских государств, межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства, международная ассоциация воздушного транспорта.

 

 

34+. Правовой режим воздушного пространства.

(много)

Международное воздушное право - часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с использованием воздушного пространства. Предмет МВП, если исходить из его норм универсального характера, имеет, во-первых, авиационное содержание и, во-вторых, относится только к гражданской авиации. Воздушное пространство подразделяется на государственное (суверенное) воздушное пространство и международное (или открытое) воздушное пространство. Высотный предел не определен в МВП, но считается, что это примерно 100-110 км над уровнем моря.

Международные полеты в пределах государственной территории. При таких полетах действует принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной и водной территорией. В соответствии с данным принципом государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства (ВП). Правовой режим воздушного пространства отдельного государства - это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Под международным полетом понимается всякий полет, при котором пересекается граница по крайней мере двух государств. Полет полностью в пределах одного государства считается внутренним.

ВП подразделяется на верхнее (для полетов по приборам) и нижнее (включая визуальные полеты); на контролируемое воздушное пространство, подразделяемое на районы обслуживания воздушного движения (здесь определяются диспетчерские районы, диспетчерские зоны, воздушные трассы, аэродромные зоны (зоны вылета, посадки, ожидания), коридоры для прилета и вылета воздушных судов и др.) и неконтролируемое воздушное пространство, в котором обеспечиваются только полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение и выделяются консультативные районы и консультативные маршруты. ВП, кроме того, поделено на районы полетной информации (РПИ) трех видов: РПИ в нижнем ВП, РПИ в верхнем ВП и РПИ, объединяющее верхнее и нижнее ВП.

В соответствии с Чикагской конвенцией 1944, государство может устанавливать запретные воздушные зоны (при условии, что их режим будет распространяться на все воздушные суда).

Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии с разрешительным порядком. Согласно Чикагской конвенции "никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств" (ст.6).

Государство должно использовать свое ВП таким образом, чтобы не наносить ущерб интересам других государств (не вызывать полетами в приграничной полосе лавины на территории соседнего государства).

Каждое воздушное судно во времы полета и пребывания в пределах территории иностранного государства обязано строго соблюдать действующие в этом государстве законы и правила, касающиеся производства полетов. На иностранные воздушные суда, их экипажи и пассажиров распространяются паспортные, таможенные и другие правила.

Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.,

Так, России, согласно Воздушному кодексу СССР 1983 г., "принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством" (ст.1). Это значит, что только Российской Федерации принадлежит право установления правового режима в своем воздушном пространстве, право запрещать или допускать полеты иностранных судов в воздушном пространстве Российской Федерации и др. В Российской Федерации установлен строго разрешительный порядок полета иностранных воздушных судов, которые обязаны соблюдать паспортные, таможенные, санитарные и другие правила о влете, вылете, транзите. Иностранное судно обязано влетать в воздушное пространство России или вылетать из него только по согласованным трассам, на определенной высоте, совершать посадки в указанных местах и т.д. В пограничной зоне и в местах пересечения государственной границы устанавливается особый режим полетов. Над некоторыми районами полеты иностранных судов вообще запрещены. За нарушение правил в воздушном пространстве РФ установлена уголовная ответственность. Полеты военных самолетов РФ в своем воздушном пространстве осуществляются с разрешения Министерства обороны и его компетентных органов в соответствии с требованиями основных правил полетов в воздушном пространстве РФ и Наставлением по производству полетов авиации Вооруженных Сил РФ. Особые правила установлены для полетов иностранных военных самолетов. Для них требуется предварительное разрешение Правительства РФ, получаемое по дипломатическим каналам.

Международные воздушные сообщения бывают регулярные и нерегулярные. Регулярное МВС - серия полетов, которые осуществляются через воздушное пространство более чем одного государства с целью выполнения за вознаграждение перевозок пассажиров, почты и грузов при условии, что все рейсы открыты для общего пользования либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо с такой частотой и регулярностью, которые составляют систематическую серию рейсов. Остальные - нерегулярные (чартерные). Разрешение: требуется для регулярных перевозок (исключение: если цель перевозки не коммерческая, т.е. нет посадки пассажиров или груза, при этом государство вправе требовать совершения посадки). Для нерегулярных некоммерческих перелетов (для заправки, например), как правило, требуется разрешение, но в упрощенной форме. Для нерегулярных коммерческих - обязательное разрешение.

Полеты в открытом воздушном пространстве. Действует принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве (ОВП). К ОВП относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. По этому принципу, все воздушные суда (ВС) во время своего пребывания в ОВП подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Однако свобода полетов в ОВП не означает, что ВС свободны от выполнения правил, закрепленных в международных соглашениях или в регламентах ИКАО (Международная организация гражданской авиации).

В силу свободы ОВП ВС не обязаны придерживаться каких-либо маршрутов, однако в интересах безопасности сложилась устойчивая практика выполнения международных полетов над открытым морем по согласованным на международной основе маршрутам.

Чикагская конвенция и регламенты, содержащиеся в приложениях к ней и других документах ИКАО, не распространяются на государственные воздушные суда. В Чикагскую конвенцию лишь включена норма, обязывающая государства при установлении правил для своих государственных ВС "обращать должное внимание" на безопасность навигации гражданских ВС.

Многие государства (США) возле своих берегов устанавливают прилежащие воздушные зоны, или воздушные зоны безопасности (ВЗБ) - районы ВП протяженностью 200-300 морских миль. Они устанавливаются для идентификации ВС и контроля их полета.

Воздушным судам, находящимся в воздушном пространстве над открытым морем, запрещается совершать незаконные действия в отношении воздушных судов других государств, запрещается несанкционированное радиовещание, загрязнение атмосферы. Каждое воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия, регистрационный номер; в случае их отсутствия оно признается судном без национальности и лишается международно-правовой защиты.

Полеты в воздушном пространстве над международными проливами осуществляются следующим образом: а) в проливах, не перекрываемых территориальными водами, полет подчиняется всем нормам и правилам, действующим в отношении открытого моря; б) в проливах, перекрываемых территориальными водами, действует правило "транзитного пролета", который должен осуществляться быстро и непрерывно и единственно с целью перелета из одной части открытого моря в другую.

Сходным с "транзитным пролетом" является пролет в воздушном пространстве над архипелажными государствами.

Для определения четких критериев в обслуживании международных полетов над открытым морем ИКАО установила 4 основные категории ВП над открытым морем:

- Консультативное ВП - район над открытым морем, в пределах которого воздушным судам предоставляются полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской службой лишь в целях оптимального рассредоточения воздушных судов в этом районе.

- Контролируемой ВП - район ВП над открытым морем, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает управление воздушным движением, а соответствующее прибрежное государство несет ответственность за безопасность полетов.

- Опасная зона - район открытого моря, в пределах которого может возникать опасность для полетов.

- Зона ограниченного режима полетов - ВП над открытым морем, в пределах которого производство полетов временного ограничено. Например, ограничения во время испытания межконтинентальных баллистических ракет.

Коммерческая деятельность делится на соответствующие категории (именуемые "свободами воздуха"). Максимальный объем такой деятельности включает следующие "свободы воздуха":

1) право транзитного беспосадочного (на территории государства, которое это право предоставило) полета;

2) право транзитного полета с посадкой в некоммерческих целях, т.е. без принятия на борт грузов, пассажиров и др.

3) право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы, почту, направляемые на территорию государства, чью национальность имеет судно;

4) право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.

Этими "свободами воздуха" их перечень не исчерпывается. Появились новые, такие как право осуществлять перевозки грузов, почты и пассажиров между третьими странами через свою территорию; право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию и др.

Устав ООН устанавливает, что проведение принудительных действий может иметь место только по решению СБ и только под его руководством. СБ может использовать предоставленные в его распоряжение вооруженные силы государств-членов, а также, где это уместно, региональные соглашения или органы. Опыт ООН в области применения принуждения незначителен. К сожалению, создается гораздо больше прецедентов, когда СБ передает свои полномочия группе государств (американские войска в Корее).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: