Определите пристройку, используемую собеседниками (сверху, снизу, на равных).
Пристройка – термин, обозначающий взаимное расположение партнеров по общению.
В повести И.С. Тургенева «Ася», во второй главе, описывается сцена первой встречи (знакомства) главного героя с Гагиным и его сестрой Асей. Собеседниками используется пристройка на равных, стремление к сотрудничеству, информационному обмену, характерны повествовательные интонации.
«Я назвал себя, и мы разговорились. Я узнал, что Гагин, путешествуя, так же как и я, для своего удовольствия, неделю тому назад заехал в городок Л., да и застрял в нем».
Определите, существовали ли барьеры между участниками общения; если да, то какие.
Факторы, повышающие закрытость, принято называть коммуникативными барьерами (барьеры непонимания).
Я думаю в первой встрече героев имел место семантический барьер – непонимание смысла высказывания, жеста или телодвижения: «…казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову». Характеризовал Асю главный герой.
У Аси существовал барьер несоответствия между замыслом и выражением – между глубинной и поверхностной структурами. Причины могут крыться в ошибочном выборе выразительной категории: восклицания вместо слов, жеста вместо слов и т.п. «Сначала она дичилась меня; но Гагин сказал ей: - Ася, полно ежится! он не кусается. Она улыбнулась и немного спустя, уже сама заговаривала со мной».
У Гагина я бы назвала барьер несоответствия между замыслом и выражением, выражающимся в подборе неверных средств передачи сообщения, а именно, перепрыгивание с одной темы на другую, стремление озвучить сразу две или более мысли в одном высказывании и т.п.: «Мы станем ужинать на воздухе. Тут музыка слышнее. Заметили ли вы… вблизи иной вальс никуда не годится – пошлые, грубые звуки, а в отдаленье – чудо! Так и шевелит в вас все романтические струны».
|
Барьером в общении Аси с главным героем были ошибки понимания (расшифровки), а именно стилистический барьер – непонимание неправильно или необычно построенной фразы, или данной в непривычной формулировке: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили – закричала мне Ася. Я опустил глаза; вокруг лодки, чернея, колыхались волны».
Определите используемые методы установления и поддержания контакта (присоединение по каким-либо параметрам - укажите, по каким именно).
Для описания средств установления и поддержания контакта часто используется понятие присоединение. Это такой контакт, который имеет тенденцию сам себя поддерживать в силу положительного эмоционального, мотивационного или смыслового отношения к нему. Выделяют три группы приемов присоединения: объединение (приобщение), «присоединение к…» и «присоединение по…».
В данной встрече методом установления и поддержания контакта было объединение. Присоединение на основе общей принадлежности: сначала актуализировалась одна из общностей, к которым принадлежит адресат: «Вы русские?» «Да, русские.», и уже к ней производится присоединение: «Я никак не ожидал… в таком захолустье», «И мы не ожидали… что ж? тем лучше. Позвольте рекомендоваться…». Смысл этих приемов тот же, что и в кличе из сказки Киплинга: "Мы с тобой одной крови". Таким образом, механизмом присоединения выступают процессы идентификации партнеров с одной и той же социальной общностью.
|
Так же для установления и поддержания контакта был метод "присоединения к...", выражающийся в таких вариантах как, "разделить интересы, заботы", "согласиться на участие": «Хотите вы зайти к нам?... У нас славно посмотрите».
Присоединение (подстройка, пристройка) – это уподобление партнёру по каким либо параметрам для установления контакта и лучшего взаимопонимания (копирование партнёра).
В данной встрече присоединение шло по следующим параметрам:
1. Вербальный уровень: используемые слова, паралингвистические (темп речи, интонация, громкость, паузы): «... вдруг произнес за мной мужской голос по-русски».
2. Общие контексты: совпадающие жизненные обстоятельства: «Я узнал, что Гагин, путешествуя, так же как и я, для своего удовольствия, неделю тому назад заехал в городок Л., да и застрял в нем».
Чаще всего присоединение не организуется, а происходит спонтанно, на бессознательном уровне, что свидетельствует об эффективности создаваемой общности, о позитивном отношении партнеров друг к другу.
Оцените общение по параметрам эффективности и конструктивности для каждого из партнеров.
Эффективность общения – это достижение планируемого результата здесь и сейчас.
Конструктивность общения – это то, каким образом общение будет влиять на дальнейшее отношение.
Общение было эффективно для каждого из партнеров. Главному герою Гагин и его сестра понравились здесь и сейчас: «…Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо … Девушка …, с первого взгляда показалась мне очень миловидной».
Гагину и Асе тоже понравился собеседник, иначе бы общение не перешло бы в конструктивную форму, а именно Гагин пригласил главного героя к ним в гости: «Хотите вы зайти к нам?... У нас славно посмотрите».
«Гагин обещал навестить меня следующий день…», «Я чувствовал себя счастливым…». Все это говорит об эффективности и конструктивности общения, которое повлияло на дальнейшее развитие отношения между героями.