Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к созданию искусственной среды обитания - техносферы взамен естественной среды - биосферы. Биосфера - это нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенная живыми организмами. Биосфера существует по принципу круговорота, практически без отходов.
Антропогенная деятельность приводит к огромному количеству отходов, в которых присутствуют элементы всей таблицы Менделеева и синтезированные искусственные соединения (пластмассы, пестициды и пр.). При этом нарушается естественное соотношение химических элементов.
Экологическая катастрофа - быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам природы, делающих невозможным ведение хозяйства любого типа, приводящая к реальной опасности тяжелых заболеваний или даже смерти людей.
В настоящее время свыше 70 млн. человек дышат воздухом, насыщенным опасными веществами в концентрации, в 5 и более раз превышающих ПДК.
Большой урон экосистеме нанесён ядерными испытаниями. На полигонах Новой Земли произведено 118 поверхностных и подземных ядерных взрывов.
В результате Чернобыльской аварии заражены РВ отдельные районы Брянской, Тульской, Орловской и Рязанской областей.
В настоящее время наблюдается уменьшение численности животного мира, исчезновение некоторых видов растений. Деградация природной среды сказалась на здоровье человека, его иммунитете, наследственности.
Поражающие факторы экологических катастроф:
- химические опасные вещества, поступающие в организм с пищей, водой, воздухом;
- электромагнитные излучения;
- патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, поступающие в организм с пищей и водой.
|
Транспортные катастрофы
Развитие транспортной системы сопровождается негативными факторами, среди которых наиболее отрицательными являются высокий уровень аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Транспортное средство (ТС) - устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) грузов. Любое ТС- источник повышенной опасности. Каждый участник транспортного потока в силу неправильных действий может создать опасную транспортно-дорожную ситуацию как на самом транспортном средстве, так и вне его
Участники транспортного потока - это лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения (водитель, машинист, пилот и т.п.), а также пассажиры транспортного средства и пешеходы.
Индивидуальный риск фатального исхода в год на транспорте
Вид транспортных средств | Риск, R |
Автомобильный транспорт | 3 * 10-4 |
Водный транспорт | 9 * 10-6 |
Воздушный транспорт | 9 * 10-6 |
Железнодорожный транспорт | 4 * 10-6 |
Общий риск | 6 * 10-4 |
Около 75% аварий происходит из-за нарушения водителями ПДД: превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Среди неисправности ТС, чаще всего приводящим к авариям, можно выделить:
- неисправность тормозной системы;
- неисправность рулевого управления;
- неисправность колёс, шин;
- неисправность осветительных приборов.
Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровотечений.
|
Отказ летального аппарата практически неизбежно приводит к катастрофическому исходу. В среднем каждый год в мире происходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж, а иногда и население в жилых домах из-за падения самолета на город, населенный пункт и обрушение зданий. Но риск попасть под машину в 10-15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе. На дорогах гибнет ежегодно около 300 тыс. человек, а в авиакатастрофах - менее 2000.
Анализ авиакатастроф показывает, что шансы на спасение при полетах на крупных реактивных лайнерах выше, по сравнению с небольшими самолетами.
Пассажир, пользующийся услугами железнодорожного транспорта, находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными крушениями и авариями пассажирских поездов, травмами при посадке и движении поезда, нарушением пожарной безопасности, электробезопасности.
По железной дороге перевозятся опасные грузы: от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов - это создает дополнительный риск.
Поражающие факторы транспортных катастроф:
- ударная волна взрыва;
- высокая температура, открытый огонь, токсичные продукты сгорания;
- элементы конструкции ТС при столкновении, опрокидывании и т. д.;
- низкое содержание кислорода при декомпресии;
- водная среда;
- низкая температура при декомпресии и авариях в холодное время.