Схема 3. уровни воспитательной работы




Таким образом, модель евразийского воспитания может быть представлена в пересечении трех измерений:

– последовательность формирования идентичностей;

– иерархия ценностей;

– уровневое строение воспитательной работы.

Ключевой частью модели, очевидно, являются ценности, которые обусловлены особенностями менталитета народов, входящий в евразийский ареал. Эта система ценностей находит соответствия во многих национальных моделях воспитания, но вместе с тем существуют и значимые отличия: так, творческая вольная личность евразийского идеала не совсем соответствует независимой личности английского менталитета; понятие братства народов во многом противостоит понятию толерантности. Ключевой ценностью, отражающейся как на системе идентичностей, так и на других элементах аксиологической иерархии, является коллективизм как принципиальное свойство евразийской модели воспитания.

говоря о национальных моделях воспитания, мы рассматривали не только историю и организацию воспитательной работы, но и ставили себе задачу оценить достоинства и недостатки той или иной воспитательной системы. Рассмотрим с этой точки зрения и представленную модель евразийского воспитания.

Вероятно, одним из минусов представленной модели можно счесть ее откровенно традиционалистский характер. Опора на коллективизм, традиционную модель семьи, патриотизм в отношении малой и большой родины, на понятие братства народов может казаться архаичной и неадекватно отвечающей «вызовам времени», и таким образом модель воспитания евразийского образца может быть заподозрена в восстановлении архаичных моделей досоветского или советского толка. Однако причиной восстановления в правах некоторых забытых или отвергнутых концептов является вовсе не их традиционность, а то, что данные концепты являются наиболее отвечающими ментальности евразийской общности.

Во второй главе нашей работы и отчасти в текущей главе мы останавливались на особенностях современного состояния социума, связанного с потерей привычных идентичностей. благодаря процессам глобальной вестернизации мира в процессе глобализации, а также благодаря общемировым процессам изменения политического, социального, информационного состояния человека и мира, современный человек стоит перед угрозой утраты идентичности. И несмотря на то, что некоторые западные теоретики считают, что современный человек может и вовсе освободиться от «социального щита» идентичности, статистика душевных расстройств и суицидов, неуклонно растущих на протяжении xx и начала xxI века, диагностика тревожных состояний общества показывают, что утрата идентичности есть тяжелый удар по психологии человека, который тысячелетиями понимал себя через соотнесение с какой-то группой, с социальной общностью. Психология социализации такова, что естественно для человека «быть кем-то», идентифицироваться через обозначение группы (половой, национальной и пр.), а не быть неидентифицированным.

Поскольку кризис идентификации является, на наш взгляд, одной из тяжелейших и трудноизлечимых социальных болезней последнего времени, мы считаем необходимым создание такой системы самоидентификации, которая могла бы помочь народам евразийского ареала не утратить культурную самобытность в современном процессе далеко не бережного погружения в «плавильный котел» глобализации. более того, обретение положительной идентичности необходимо как гарантия индивидуальной психологической стабильности и защищенности. Наднациональная идентичность как цель воспитательной работы отвечает историческому пути евразии, которая объединялась под различными названиями в единое государственное образование, где не риторическое братство народов обеспечивало единство разноэтничной государственности, где культурные различия не нивелировались, а служили объектом исследования.

Вместе с тем предлагаемые ценности не однозначно маркируют евразийскую модель воспитания как «закрытую» или архаичную. Современный мир не терпит замкнутых культур. Сформированная евразийская идентичность (через положительную национальную и другие виды идентичности) будет служить основанием для диалогического общения с другими типами цивилизаций: отсутствие такого общения стало одной из серьезных причин падения советского государства и разрушения советской идентичности.

Одним из минусов предлагаемой модели воспитания могут посчитать ее непрагматичность (так как она основана на стабильных, не сиюминутных, «вечных» ценностях). Но современный мир также предполагает информационную открытость и активность личности: этот аспект (который, в частности, нивелируется в идеологии и воспитании современного Китая) предусмотрен в иерархии предлагаемых ценностей, что позволяет личности не быть абсолютно чуждой прагматической и технологической цивилизации глобализации. В то время как евразийская модель воспитания предлагает собственную систему ценностей, очевидно, что молодежь и общество в целом не может и не должно быть изолировано от ценностей атлантической цивилизации; но постулирование своей системы ценностей может позволить, впервые за долгие десятилетия, взглянуть на ценности Запада критически и аналитически, оценивая их системно с позиций традиционных ценностей евразийской ментальности.

Несомненно, евразийская модель воспитания основана на традиционалистской модели. Но также, по нашему мнению, ясно, что она предлагает реальную возможность создания опоры для устойчивого противостояния вызовам времени, для осознания человеком собственной нерушимости – как части своего рода, страны и нации.

 


[1] См. лескинен М.В. «Отечество» и «Родина» в российских учебниках географии последней трети xIx в. Конструирование территориальной идентичности // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006. С. 126-133.

[2] Там же. С. 133.

[3] Цит. по: лескинен М.В. «Отечество» и «Родина» в российских учебниках географии последней трети xIx в. Конструирование территориальной идентичности // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006. С. 126-137.

[4] Слова педагога начала xx века г.И. Иванова цит. по: лескинен М.В. «Отечество» и «Родина» в российских учебниках географии последней трети xIx в. Конструирование территориальной идентичности // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006. С. 138.

[5] евразия превыше всего: Манифест современного евразийского движения // Основы евразийства. М., 2002. С. 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: