В теории искусства встречаются классификации искусств с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов "псевдоискусств". Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны "иллюзия", "игра", но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства — история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства — искусство, как "магия", это — религиозное искусство, инструментальная музыка военных и танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности — это искусство, как "загадка", когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как "инструкция" типа рекламы или пропаганды, как "проповедь".
Сходным образом в современной социологии искусство различаются: искусство, которые в качестве социального института выполняют специфические социальные функции. Примером такого деления может быть различение "великого", "магического" и иллюзорного искусства.
Основной целью "великого" искусства провозглашается описание "истинных" действий в человеческом поведении вообще, в поведении определенных групп и институтов, в индивидуальных действиях. Поведение в соответствии с истиной есть свобода. В демократическом обществе задача такого искусства — создавать символические образцы для такого поведения, для воображаемого "проигрывания" жизненных ситуаций, для "социализации эмоций". Например, символическое выражение сексуальных потребностей позволяет выразить сексуальные стремления социально-приемлемым образом, т.е. с учетом "истинного" понимания ролевой структуры семьи, брака и т.п. "Великое" искусство создает также мифы, легенды, поэмы будущего, призванные помогать действовать в настоящем.
Если с помощью "великого" искусства исследуются средства и цели "истинного" действия и осуществляется их сознательный выбор, то задача "магического" искусства — "побуждать" людей к практическим действиям, соответствующим господствующим в обществе социальным институтам.
|
|
Искусство используется в качестве символического средства манипуляции поведением масс в политических и коммерческих целях. Понимаемое таким образом "магическое искусство" во многом совпадает по своим функциям с "массовой культурой". Основные потребности, к которым апеллирует такое искусство — социальный статус.
В отличие от "великого" и "магического" "иллюзорное" искусство имеет своей целью предотвратить как поиск истины, так и практическое действие. Главное — это "рассеять" желание, представляющее угрозу для общественной системы (побуждения к убийству, насилию и т.п.), дать эмоциональную разрядку. Эту функцию выполняют истории ужасов, детективная литература, мемуары преступников и т.п. Восприятие "иллюзорного" искусства дает ощущение соучастия в символических действиях, напоминая детскую игру по определенным правилам.
Еще одна важная функция этого искусства — компенсировать социальную ущербность. Символическое приобщение к чужому "успеху" создает иллюзию преодоления реальных противоречий жизни и питает несбыточные надежды. "Иллюзорное" искусство лишено воспитательного заряда, присущего "великому" искусству.
Виды искусства