Конспект урока по литературе в 6 классе
«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви
Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».
Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.
Задачи урока:
1) образовательные: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.
2) воспитательные: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,
3) развивающие: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа.
1. Организационный момент. Приветственное слово учителя.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение произведения А.С.Пушкина «Дубровский».
- Как называется построение художественного произведения? (Композиция – построение художественного произведения .Композиция — это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.)
-Что мы узнаём из 11 главы?
- Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?
- С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? (Дубровский хотел отомстить Троекурову.)
- Только ли чувство мести двигало В. Дубровским? (стр. 113 Обращаем внимание на фрагмент в главе 12: «… я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме»).
Основная часть. Работа по теме урока.
Предварительный вопрос учащимся: «Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?» (стр.93)
- Какое событие изменило отношение Маши к учителю? (стр. 94, чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате»).
Предварительный вопрос классу перед чтением эпизода: «Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате?» (Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.)
Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? (Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги.Теперь ему важно объясниться с Машей.)
- Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12, стр. 113) Почему Владимир решился на это признание?
Предварительный вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести?» (стр.113 «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.)
- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.)
- Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (Сватовство князя Верейского.)
- Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет (устное задание)
- Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?
- Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема. Почему она обращается к Дубровскому? (Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния:«Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».)
Прочитать эпизод «День венчания Марии Кириловны», глава 18, стр.131)
- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? Радость, ожидание чуда
- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Давайте найдем и прочитаем (с. 131).
Как можно прокомментировать этот отрывок? Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.
- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.
- О чем Машенька могла в этот момент думать?
- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…
Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.132)
- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?
Ответ ученика: «немилый супруг».
- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.
- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.
- Прокомментируйте (устно)эпизод нападения на свадебный поезд ( с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)
— Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало? (Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)
- Читаем последние строки этой главы
Как они характеризуют Дубровского? (Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство.)