Хирург «милостью Божьей» в судьбе детей военного времени




Предприятия – новосёлы Бузулука.

А по улице Октябрьской, где жила Люся, уже с августа 1941-го в наш город прибывали вагоны, шли подводы с людьми и оборудованием предприятий из городов, захваченных фашистами.

Так в нашем Бузулуке появились предприятия-новосёлы, давшие начало развитию промышленности в нашем городке, а в последствие прославившие город Бузулук: швейная, перчаточная, кожгалантерейная и мебельная фабрики. Расквартировавшись, люди пошли трудиться и начали выпускать продукцию для фронта, для победы! Семьи эвакуированных размещали на квартиры, их дети пришли учиться в городские школы. «Помню, - рассказывает прабабушка, - в нашем классе появилась новенькая. Она прибыла в наш город с мамой. Среди ребят выделялась: была очень высокой, худой и рыжей. Девочку звали Соня Лещинская. Мы с ней подружились. По окончании пятого класса Соня начала работать на том предприятии, на котором работала её мама – кожгалантерейной фабрике.

В помещении, которое было выделено для фабрики, не было даже пола, потолка. Рамы были без стёкол, одна печь-голландка. Ранее это был гараж. Рабочие сами на носилках перенесли оборудование. Соня рассказывала нам, что в цехах фабрики было очень холодно, руки прилипали к оборудованию. Ели похлёбку из мёрзлой капусты без картошки, и никто не хныкал.

Позднее Соня Лещинская (Ножникова) получила образование, стала ведущим специалистом фабрики, вышла замуж, родила двух дочек Нину и Риту, которые учились в школе, где я проработала всю жизнь. Мы до сих пор живы и дружим».

Многие бузулучанки, среди которых были матери одноклассников Люси, работали на швейной фабрике. Коллектив – 17 работниц с детьми. Устроили их бузулукские солдатки и стали помогать ставить фабрику на ноги. Уже в 1941г. фабрика выдала первую продукцию - телогрейки, стёганые брюки, гимнастёрки, армейские брюки, то, что было нужно в первую очередь и фронту, и тылу. После войны фабрика перешла на выпуск продукции для гражданского населения. Рабочие так и остались трудиться на предприятии, которое было известно далеко за пределами нашей области и страны. Среди них – Люсины ровесницы, которые, оставив учёбу, пошли работать на швейную фабрику, а потом, получив образование, связали с ней свою жизнь.

Хирург «милостью Божьей» в судьбе детей военного времени

С 1941по 1946 год в городе действовали госпитали. Раненых везли в Бузулук и распределяли по госпиталям. Основной корпус находился в здании школы №6. Начальником госпиталя был Иванов М.С. Родина высоко оценила заслуги Михаила Степановича Иванова, наградив его орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», присвоив звание «Заслуженный врач РСФСР». «Вот с таким чудесным человеком нам, детям, посчастливилось общаться!» - с гордостью продолжает рассказ моя прабабушка.

Михаила Степановича в Бузулуке знали хорошо. Строг был, но справедлив. И к ребятишкам относился радушно, по-отцовски бережливо.

В госпиталь Люся летела как на крыльях. Девчонки и мальчишки шефствовали над ранеными: ухаживали за ними, кормили, читали книги, газеты, устраивали концерты, писали письма родным и близким.

«Помню, - вспоминает прабабушка, - медсестра попросила меня помочь раненому написать письмо матери. Он был очень молод, но ему ампутировали обе ноги, руки, он был серьёзно ранен в голову – из-под бинтов видны были только глаза и рот. Палаты размещались в актовом зале школы, на сцене висел старенький экран – показывали фильм «Кощей бессмертный».Раненый прошептал: «Мама, я жив, здоров…» У меня на глаза навернулись слёзы, а раненый (не помню его имени) очень громко вскрикнул и …замер. Его не стало…

Я расплакалась. Мне так было жалко солдатика, ведь он в этот последний миг жизни думал о мамочке своей и, хотя шла война, берёг её и мечтал о жизни.

Прибежал Михаил Степанович, посмотрел на солдата, накрыл его простынёй, взял меня на руки и унёс из палаты. Долго со мной разговаривал, успокаивал. Я переживала, ведь впервые я встретилась со смертью, увидела её так близко…. Родители запретили мне посещать раненых. Я, конечно, не послушалась и вместе с другими ребятишками до конца войны бегала в госпиталь.

Годы военные в моей детской памяти – это и есть беспомощные раненые солдаты, мечтающие скорее встать на ноги и вернуться на фронт, госпиталь, ставший живой книгой военного времени, медики, спасавшие и любившие каждого солдата как своего, родного - отца, сына, мужа…Мы вместе радовались за каждого выздоровевшего и горько оплакивали утрату…

Позже, после войны, при посещении мемориала погибшим воинам на городском кладбище я возлагала цветочки на холмики тех, кого мы, дети маленького городка, расположенного далеко от войны, тоже старались спасти»

А война продолжалась…

А война продолжалась…

Забот было много. Мы учились, работали в госпитале, на заводе, оказывали помощь семьям погибших воинов, помогали труженикам сёл и колхозов.

«Мы жили так интересно, что нам до всех событий в городе было дело. Наша команда была похожа на ту, о которой рассказал писатель Аркадий Гайдар в своей повести «Тимур и его команда». Помогали раненым в госпитале, немощным старикам. С малышами сидели, пока их мамы работали на предприятии или в госпитале. Помогали одноклассникам, отстающим в учёбе. На завод спешили складывать боеприпасы, чередуя по дню: завод и госпиталь. А также в школе учились. Сейчас даже и не пойму: когда мы всё успевали?» - задаёт сама себе вопрос моя бабуля.

 

Мы брали пример с них!

В 1944 году Люся Карева закончила 4-й класс. Сохранились тёплые воспоминания о школе, об учителях. Какими же они были грамотными и человечными! Их не ожесточила война: иногда на партах учеников появлялись половинка маленькой беленькой булочки и стакан горячего чая. Эта учительская забота согревала и радовала школьников…

Директором был Рудаков Максим Григорьевич, классный руководитель – Ильина Елизавета Ивановна. Географию преподавал Прохуровский Владимир Иванович, рисование – Колоярский Сергей Николаевич, русский язык и литературу – Попова Вера Васильевна, физкультуру – Иван Фёдорович Щербаков. Какие это были замечательные люди! Самивернувшиеся с фронта с тяжёлыми ранениями, комиссованные, они прививали детям любовь к людям, к жизни, к нашей Родине! «Мы брали пример с них! Наши учителя оставили память о себе самую добрую!» - восхищается прабабушка. - Вместе с ними мы спешили на помощь колхозам и совхозам:пололи, косили, скирдовали сено, собирали урожай овощей. Вместе с ними шли работать на завод, фабрики. Вместе с ними мы читали добрые книги, ждали вестей с фронта и верили в победу!»

И она пришла, Великая Победа!

И она пришла, Великая Победа!

Майским утром радостная весть пришла к бузулучанам из радиорепродукторов! Ставший уже родным за годы войны голос Левитана произнёс долгожданное слово: «Победа»! Мы, дети, ликовали вместе с взрослыми! Выбежали на улицу. Это была действительно радость со слезами на глазах…

Солнышко поднималось. Небо было как никогда ясным и чистым. День 9мая 1945 года выдался тёплым и счастливым!

Память должна быть доброй!

Прабабушка вспоминает: «Война закончилась, началась новая жизнь, надо было восстанавливать родную землю. Мы, дети, принимали участие в озеленении улиц родного города. В годы войны многие деревья были спилены, т.к. людям нечем было отапливать свои жилища. Вот и шли в ход деревья и заборы. Мы, учащиеся школ, сажали на территории сегодняшнего Мемориала воинской Славы деревья с самого начала улицы Октябрьской. Сейчас эти красавцы-тополя – ровесники Победы! Они – свидетели нашего военного детства. Трудным было это детство, но …счастливым! Какое мудрое и честное, любящее свою Родину поколение воспитала война!

И до сих пор вспоминается оно, наше детство, опалённое войной…. Долго ещё сохранялось ощущение теплоты родного дома, как приятно было, прибежав домой, вскипятить на примусе воду, взять маленький кусочек чёрного хлебушка, посолить и съесть, запивая горячей водичкой из солдатской кружки…

А вы знаете вкус витаминного супа? Нет? Записывайте рецепт! Налейте в кастрюлю воды, поставьте на огонь и доведите до кипения. Хорошо промытые 2-3 картофелины вместе с кожурой нарежьте кубиками, опустите в кастрюлю, добавьте по вкусу соль. Картофель сварился? Приятного аппетита! В этом супчике все витамины! А если в русской печке долго-долго подержать нарезанную на маленькие кусочки тыкву – вот вам курага и …конфеты! Это и есть – радости и вкус военного детства!

Ну вот, пожалуй, и всё о моём военном детстве. Грустном, тяжёлом и счастливом. А в следующую встречу я продолжу рассказ о своей жизни», - завершила беседу ветеран педагогического труда с 50-летним стажем, Отличник народного просвещения, моя прабабушка Людмила Егоровна Зенькович.

Заключение

Интересно, правда? Я восхищён! Так и хочется перефразировать классика: «Да, были дети в лихое военное время!». Я много узнал из беседы с прабабушкой, иначе гляжу теперь на наш город, на земляков старшего поколения. Я понял цену человеческой жизни, нашего беззаботного детства, всех благ, которые нам даны. Очень хочется, чтобы наше поколение имело хоть сотую часть того героизма, выносливости, любви к Родине, которыми обладали дети времен Великой Отечественной войны. Для этого я участвую в исследовательской деятельности и поисковой работе под общим названием «Бузулукские фамилии». Продолжение следует

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: