Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
Элементы и формы государства:
1)Форма гос. правления - характеризует порядок образования и организации высших органов го-ой власти, их взаимодействия друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на: монархические и республиканские
2) Форма гос. устройства - отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
3) Политический режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления гос. власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов гос. властвования различают демократический и антидемократический политические (гос.) режимы
Понятие, признаки и виды органов государства
Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Признаки:
1. Является самостоятельным элементом механизма государства.
2. Образован и действует на основе правовых актов
3. Выполняет свойственные только ему задачи и функции
4. Наделен в этой связи властными полномочиями
5. Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений
6. Имеет материальную базу и финансовые средства
7. Обладает определенным правовым статусом
8. В процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица
9. Действует на определенной территории
10. Действует от имени государства и по его поручению
Виды гос. Органов
По порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.)
По форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.
Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.), призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества, (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему.
Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).
Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.
Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;
По принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные; По иерархии - на центральные, республиканские и местные;
По характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);
По срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
По порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и едино-начальные;
По правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
По характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства)
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов
-принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
-принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
-принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников; учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
-принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;
-принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
-принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
-принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).