Программа «Энциклопедия»




Это интегративая технология образовательного процесса «Класс-Центра», позволяющая координировать работу различных отделений школы, соотносить программы разных предметов и эффективно решать проблему присвоения знаний как целостной системы представлений об окружающем мире.

Целью программы «Энциклопедия» является формирование открытой миру личности, понимающей культуру как процесс присвоения и усвоения общечеловеческого опыта, умеющей цельно воспринимать жизнь и получать от нее удовольствие.

Задачи программы

- Развитие умения учащихся приобщать общечеловеческий опыт к личному, то есть умение переводить на язык собственных мыслей и эмоций непохожие формы и явления жизни.

- Воспитание потребность школьников в образовании и самообразовании, то есть умение развивать и увеличивать уже имеющийся опыт, применять в новых сферах жизни имеющиеся знания и умения.

- Формирование представления учеников о культуре как о целом, то есть о взаимовлиянии и взаимоопосредовании повседневной, деловой, общественной, государственной, эстетической сфер жизни.

Программа реализуется в процессе постоянного поиска и использования внутри того или иного предмета проблемно-тематических корреляций и образно-метафорических аналогий с другими предметами. В одних случаях между предметами существуют глубинные методологические соотнесения, в других, под определенным углом зрения, возникают неожиданные сходства. Всеми этими видами межпредметной коммуникации необходимо воспользоваться. При всей суверенности каждого из предметов их взаимное опосредование в процессе обучения углубляет, совершенствует познание и присвоение учащимся каждого предмета в отдельности. Этот процесс можно назвать непрерывным переводом (или непрерывной интерпретацией). Основной инструмент этого процесса понятийно-тематический договор (консенсус) педагогов-предметников. Договор, касающийся как стратегических общих договоренностей (избранное направление), так и конкретных, ситуативных взаимодействий (то или иное соприкосновение тем). Общее обозначение технологии: работа понятий.

Во ВТОРОМ-ЧЕТВЕРТОМ классах базовыми, инструментальными понятиями являются понятие «устройства», подразумевающее обращение к понятиям «ритма», «диалога», «иерархии» и понятие «точки зрения», подразумевающее работу с понятиями «части» и «целого». В ПЯТОМ классе доминирует идея ритма, понимаемого как пространственно-временное упорядочивание, как равномерное чередование частей.

В ШЕСТОМ классе идея упорядочивания сменяется идеей диалога (упорядочивание начинает пониматься как коммуникативная задача, как разговор и договор). В СЕДЬМОМ классе на первый план выступает идея иерархии (понятие диалога проблематизируется: иерархия подразумевает неравенство и подчинение). Понятия 5-7 классов позволяют гораздо лучше учащимся уяснить понятие «устройства» из начальной школы. Понятия же 8-9 классов позволяют лучше освоить понятие «точки зрения». В ВОСЬМОМ классе интегрирующим понятием оказывается элемент, понимаемый как компонент системы и как часть в процессе восприятия. В ДЕВЯТОМ классе акцент падает на понятие «системы», понимаемой как совокупность взаимодействующих и соподчиненных элементов и как целое в процессе восприятия. В ДЕСЯТОМ и ОДИННАДЦАТОМ классах ключевыми понятиями оказываются анализ и интерпретация. В десятом классе главная задача научиться воздерживаться от интерпретации, ограничиваться анализом, статься быть объективными. В одиннадцатом классе, напротив, речь идет о множественности толкований, о сосуществовании разнообразных мировоззрений, о многополярности мира.

Класс-Центр Клуб

Это программа включает проведение всевозможных концертов, спектаклей, салонов, фестивалей, вечеров и других мероприятий, как с участием учеников школы, так и приглашенных деятелей искусства и культуры.

«Броуновское движение»

Самодеятельная детская организация.

Место встречи

Эта программа предусматривает непосредственное соприкосновение с предметами искусства - в музеях, театрах, на концертах, а также с различными памятниками культуры на экскурсиях.

Театр для всех

Создание единой среды для детей с разными физическими возможностями.

ILP

освоение иностранного языка под руководством носителей языка (педагоги университета штата Юта, США). «International Language Programs»

 

 

У вас, я слышал, родители по школе не расхаживают. Это правда?

 

- Да, для них существует специальный холл, где они могут получить любую информацию и встретиться с любым учителем. Они также могут прийти на открытый урок. Но свободное хождение по классам и коридорам им воспрещено. Они спрашивают почему. Я отвечаю: "У меня замечательные отношения с моей женой. И с ее родителями, и с моими родителями. Это потому, что у нас никогда не было общей кухни. Так вот, школа - это кухня. Вы придете сюда, и вам будет казаться, что масло чуть-чуть не такое, как надо, что котлеты слегка подгорели, а суп пересолен...Поэтому лучше постойте в сторонке. А вот когда мы родителей пригласим, тогда уж обязательно приходите. Если дети увидят ваш интерес к школе, мы сможем вместе договориться, как нам дальше жить. Мы - это ученики, учителя и родители. Я всегда подчеркиваю это триединство.

 

Из разговора с С.З.

 

«Учительство — это очень театральное дело. Тут есть свои законы. Мне иногда учителя жалуются: «Дети не слушают».

 

А с чего это они вдруг сразу должны слушать? Вы можете прийти в класс и рассказать детям то, чего они не знают, а можете прийти и поделиться тем, что знаете вы. Это принципиально разные вещи.

 

Приход в класс — это как в театре: принос события, где действия начинаются еще вне сцены. Не надо приносить с собой в класс остатки разговоров в столовой. Урок должен начинаться за дверью. Любую тему можно сыграть, придумать предысторию: «У нас сегодня про гору Килиманджаро. Мне друг вчера прислал письмо из Танзании…» и такое наговорить… А привыкли начинать по-другому: «Что там про Килиманджаро? На каком она континенте?». Все сразу напрягутся и про континент в панике начнут вспоминать… Выходит, что стресс — норма обучения.

 

У нас в этом году на первом экзамене собрали выпускные классы на улице. Якобы сделать фотографию памятную. А в тот момент, когда щелкнул фотоаппарат, на них посыпались перья из подушки, из окна сверху. Потом учителя подходили и говорили: «Ну, ни пуха вам». Это к вопросу о том, как стресса можно избежать».

 

Из разговора с С.З.

 

«Чувство собственного достоинства выражается в разных вещах. В том числе и в запахах в туалете, в том, как обслуживают в столовой, как охрана разговаривает. Знаете, сколько мы охранников поменяли? Больше двадцати…

 

А в ребенке это чувство выращивать не надо. Он с ним рождается… Он не должен заслуживать у взрослых человеческого отношения.

 

Любой процесс обучения — это принуждение. Как принуждать, не умаляя чувства собственного достоинства? Это и есть ответ на вопросы, почему педагогика искусство и почему мне важны чистые туалеты.

 

Если я скажу вам, что мне важно, чтобы мой выпускник знал набор отдельных дисциплин, — это чушь собачья. Самое главное, чтобы человек за время учебы смог заглянуть внутрь себя и понять, что у него там есть. Он должен оценить свои достоинства. Не недостатки — «я математику, физику не знаю»… А достоинства, которые и есть строительный материал одноименного чувства… И мне важно научить своих детей получать удовольствие…».

 

Школа — это все равно немного казарма, местами с человеческим лицом. И эти лица потом помнишь всю жизнь за помощь в самоидентификации. Для С.З. эта функция школы — самая главная, хотя, если смотреть не пристально, создастся впечатление, что он просто талантливый селекционер.

 

Школьному психологу С.З. придумал работу: составлять резюме на каждого ученика, собирая впечатления каждого учителя. Такая получается «температурная кривая» детской души. Не для того надо, чтобы в эту душу влезть, а чтобы оплошностей не допустить. Мало ли…

 

Технология выращивания счастливых людей, выработанная С.З., элементарна, поэтому и недостижима для большинства.

 

Казарновский в школе создает условия для любви к родине. Берет на себя непосильную для данных исторических условий задачу. Несколько лет назад, во времена большей коммерческой свободы, он придумал для своих учеников «пятую четверть». Ездил с ними по стране, показывал жизнь за пределами МКАД.

 

Теперь досада берет страшная, потому что денег нет на поездки.

 

Но у него есть другой ресурс — директорская перемена. С.З. ее устраивает, когда надо сказать детям о главном. Последняя была накануне Дня Победы. Как сказал сам С.З.: «Я переводил на человеческий язык речь президента». Президенту не очень удачно написали речь референты, потому что слова «великая победа» в ней никак не ассоциировались с соседским дедом. А соседскому деду, какой у кого есть, С.З. предложил написать письмо. Спасибо сказать, пока не поздно.

 

«В каких-то ситуациях моим ученикам труднее, а в каких-то значительно легче, потому что я стремлюсь научить их получать удовольствие. От дела, которым они занимаются, от самоотдачи в нем. Я знаю, что радость — безумный труд. У меня есть свой критерий. Если перед премьерой меня пробирает до слезы, значит, я выложился до конца.

 

Всегда важно задать планку. Чтобы они стремились к высокому результату в любой профессии… Я лучше вам скажу, как я понимаю интеллигентность. Интелигентность — это умение вкалывать. Не деньги зарабатывать, а в дело вкладываться до конца.

 

Я давно разделил людей на две категории: на тех, которые уносят с работы, и тех, кто приносит на работу. Мне нравятся те, кто умеет отдавать.

 

А если оценивать эмоциональный способ жизни рационально… Это дает более широкий взгляд на проблему, и я не могу представить себе профессию, в которой это не нужно. Обществу нужен эмоциональный интеллектуал. Знаете, мне очень симпатичен президент, который играет на саксофоне.

 

Лучшую книгу о Бахе написал Чичерин — первый министр иностранных дел в послереволюционной России…

 

Когда-то у писателя Анчарова я нашел такие слова: «Плохо живем, грыземся. За одного битого двух небитых даем. А кому он нужен — «человек-отбивная»?! Может, настало время накапливать другой опыт. Не опыт беды, а опыт радости…».

 

Я одну из своих программ в школе так и назвал — «Опыт радости».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: