А. В. Черных. Русский народный календарь в Прикамье. Пермь. Издательство «Пушка», 2008.




И.А. Подюков, А.В. Черных, С.В. Хлборовых. Земля Соликамская. Традиционная культура, обрядность и фольклор русских Соликамского района. Пермское книжное издательство 2006.

С 9-10. Материалы Соликамского района показывают, что в суточном цикле к «плохому» времени в старину обычно относили полночь. Старые люди говорили, что именно в это время человек остается без ангела-хранителя: «У каждого человека есть свой ангел-хранитель. В двенадцать часов ангел-хранитель летит к Господу Богу и докладывает про все дела. И поэтому с двенадцати до двух часов ночи нечистая сила шибко на человека нападает» (с. Половодово, зап. от М.М. Мазуниной, 1921 г.р.).

Сакрализация времени

С 13-14. Конанов день, Конана града (18 марта). Созвучие названия праздника словам «конь» и «град» объясняет ритуалы и поверья, соотносимые народной традицией с праздником.

В народе Конан считался одним из покровителей коней, поэтому во многих деревнях Соликамского района к этому времени приурочивали освещение коней. «На Кононов день лошадь свою водят на улицу, водой польют. Каждый хозяин сам это делает» (с. Вильва, зап. от Е. Я. Баяндиной, 1913 г.р.).

Запреты в это день вводились, чтобы защитить себя и скот от грозы и града. «В этот день мать, она уже совсем старая была, сказала: «Не работайте в Конанов день. В Конанов день ни стучать, ничего нельзя. Колоть дрова нельзя» (с. Вильва, зап. от В.В. Волеговой, 1944 г.р.). «Вот в Конаградов день ничего не стукали, чтобы летом града не было большого» (д. Левина, зап. от А.М. Ромодиной, 1923 г.р.).

Обожествление явление природы, бог или святой как покровитель какого-то конкретного животного.

С 15. Вербное воскресение. «Чтобы скот водился, в Вербное воскресенье бегали до солнышка за вербой, потом корову то выгонять будешь, вербу то выкидашь, чтобы скотина была хороша. Вербу с цветочком каким-нибудь ставили за матицу, чтобы враг не шел» » (д. Лызиб, зап. от А.С. Корпенко, 1927 г.р.). «Вербу-то, умрет, говорят, человек, надо-де класть в ноги вербу-то» (д. Лызиб, зап.от А.С. Чекоткиной, 1932 г.р., родом из д. Мыс).

Сакрализация вещей

С 17. Великий четверг. Особой сакральностью наделялись хлеб и соль Великого четверга, почитание которых известно в Соликамском повсеместно. Хлеб и соль наделялись способностью защищать от болезней и сглаза и широко применялись в животноводческой магии. «Это свекровушка ложила накануне богушку, к иконе соль положит да хлебушко. Неделя пройдет, она скотину кормит». «Чтобы человека не изурочили, или скотину не изурочили, вот этой четвержной солью всегда посыпали» (с. Вильва, зап. от В.В. Волеговой, 1944 г.р.).

С 19. Чистый четверг. Уборку в великий четверг проводили с магической целью – чтобы в домах не было клопов и тараканов, мышей и крыс.

С 20. Пасха. «Всю ночь поп водит вокруг церкви, где остановится, если там трава, её вырывашь, эту траву-то, тащишь домой потом, да и в ботинки, в сапоги кладешь, чтобы ноги не болели» (д. Лызиб, зап. от А.С. Корпенко, 1927 г.р.).

С 26. В весенней обрядности обращалось внимание на такие первые природные явления как гром и гроза, и все они связывались с приметами и поверьями. Широко был распространен обычай кувыркаться во время первого грома, чтобы спина не болела: «В первый гром раньше переворачивались кувырком» (с. Вильва).

С 27. Вознесение. На юге Прикамья пекли особое обрядовое печенье – лесенки, чтобы помочь Христу взобраться на небеса. «Вот кулик-то делают, сочень разделают, чего надо кладут, картошку ли чё, и так вот по краям защипывают, девять защипов должно быть, и девять куликов то сделаешь, и так, чтобы один другого меньше, один на другой кладут, они так горочкой и лежат» (д. Лызиб, зап. от А.С. Корпенко, 1927 г.р.).

С 28. «Семик праздновали. Стряпали разную стряпню. Эту стряпню носили на кладбище. Там на могилку укладывали» (п. Тюлькино, зап. от А.П. Поповой, 1920 г.р.).

С 43. Самым распространенным, бытовавшим на всей территории Прикамья способом «вызывания дождя» служил молебен о дожде, а также крестный ход с молебном.Чаще всего моления о дожде проводили на полях: «Ходили, молились! Это знаешь, когда дождя нет, когда сухо, без дождя. Надо дождя – и Бог не дает дождя. С иконами на поле ходили» (с. Касиб, зап. от А.И. Жулановой, 1924 г.р., родом из д. Мыс).

С 47-48. Ильин день. «Это Илья-пророк ездит на колеснице. И на четырех конях. А он так: он по небу ездит, а кони у него такие, знашь, копыта у них подкованы золотом, искры летят, это значит, молнии летят» (с. Половодово, зап. от Н.Д. Шерстобитовой, 1923 г.р.).

С 55-56. Многочисленность святочных гаданий обусловлена мифологическими представлениями о проницаемости границ иного мира в святочный период, на чем основываются и представления о выходе на Святки нечистой силы. Для лучшего контакта иногда при гаданиях выбирали т особые пространственные локусы: нежилая изба, баня, перекрестки дорог.

Гадания: глядение в зеркало, на сон. С. 60. «Клала шапку под подушку мужскую. На самом деле приснился. Мы с ним уже знакомы были, вот он мне и приснился» (с. Касиб).

С 109. «Когда жених невесту увозил, родители ее благословляли. Мать (или крёстная, если матери не было) становилась на полотенце перед иконой, жених с невестой становились перед ней. Мать благословляла их крестом и иконой, с добрыми напутствиями, крестила караваем над их головами. В дальнейшей жизни молодожены должны были хранить этот хлеб и полотенце. Хлеб, которым благословляли, можно было еть в трудные моменты семейной жизни, а полотенце помогало роженице. Его клали на живот и это облегчало роды» (с. Касиб).

С 111. Отдание красоты также проводилось в моменты венчания. «Вот в церкви-то в волосах-то у невесты три ленты с дивьей красотой, так их поп сам оттыкает и кладет в Евангелие, если девка непорочная, конечно» (д. Володино). «Под венцом стоят еще примечают: если лицо мужика синее покажется, значит, он не жилец» (д. Володино). «Рассказвала вот одна женщина, она в Бога верила, ездила в Киев. Вот, говорит, смотрит на образа, если грешен то образ Святой Богродицы спиной к тебе поворачивается. С ней это и случилось. Она грешная была, несколько раз замуж выходила, Богородица к ней и повернулась спиной» (с. Половодово).

С 135-136. Похоронный обряд относится к числу самых консервативных элементов народной культуры, он вплоть до настоящего времени сохраняет архаичные черты. Во многих своих формах он выражает специфическое для конкретного этноса мировоззрение, особый символизм.

С 138. «Одна женщина умерла, и вот некому выносить ее из дому. Вот сыновья говорят: «Нам нельзя!» А поп говорит: «Она вас на руках носила? Носила! Ну, и вы несите!» Так поп сказал. А говорят, родственникам нельзя» (д. Лызиб).

С 141. «Пошли раз сено грести. Гребем, а тут ветер поднялся. Подыну сено, а оно все на елки летит, на елка виснет. Мне бабы сказали, что надо каждую косилку переградить, сделать граблями крест-накрест, «аминь» сказать, и ниче не будкт. Я сделала так, и все остановилось» (с. Половодово, зап. от М.Г. Сальнниковой, 1910 г.р.).

С 142. Рассказ о божьем наказании разрушителей церкви. «Золовка рассказывала, когда с церкви сбрасывали колокол, четыре мужчины сбрасывали их, а потом их всех Бог наказал. Один из них утонул в реке, речка была совсем мала, воды где-то по колено, и он умудрился в этой воде утонуть. Двое других отравились. Сидели, выпивали, видно, два ли три человека их было. Двое остались живы, а двое, которые сбрасывали, отравились питьем, которое пили все. А у одного это все отразилось на детях, маленькие дети все умирали, осталось только двое детей, но и они молодыми умерли. Всех четырех Бог наказал, тех, которые сбрасывали колокола» (с. Касиб, зап. от З.К. Черноусовой, 1939 г.р.). «Вот знаете, осетины танцуют-то в бурках-то белых-то с кинжалами-то, вот в такой же одежде идет человек и в такой папахе. Я будто говорю: «А кто это идет?» И никого нет, а какой-то голос внутри меня отвечает: «Это Бог идет». Я Бога видела. Сон (с. Вильва, зап. от М.П. Пантелеевой, 1925 г.р.).

С 143. Еще один сюжет, связанный с трансформацией христианских верований, - рассказ о женщине в белом, остановившей самоубийцу. В описании ее отчетливы черты Богородцы: «Во время войны жизнь была трудная, голодали, детей нечем кормить, похоронна пришла на мужа. Не выдержала я, решила – удавлюсь. Пошла в сарай, сделала там петлю, стала на табуретку. Еще пошла в дом: проститься как. Осмотрела все в последний раз, пошла. Захожу в сарай, а перед петлей стоит женщина. Вся в белом, огромная, вокруг головы, как кольцо – сияние. Руки протянула ко мне, сказала – уйди. Повернулась я и вышла. Так она меня и остановила» (с. Половодово, зап. от А.К. Антипиной, 1923 г.р.)

А. В. Черных. Русский народный календарь в Прикамье. Пермь. Издательство «Пушка», 2008.

С 17-18. Промежуток с Покровской на Дмитриевскую субботу. Открытость пространственных границ между мирами, завязанную с концептом переходного времени в осенний период между субботами, раскрывают и такие примеры: «У одной тетки теленок потерялся. Как из конюшни пропал, никто не знает, ни дыры, ничего нет, и теленка нет: «Меж субботами всегда покойники прячут, надо обед сделать». Она обед сделала, потом нашла теленка, в лесу был, стоит в лесу, как привязанный, еле домой привели, никак не идет…» (Гайнский район, д. Плесо).

С 19. В Северном Прикамье известно и почитание праздника Прасковьи Пятницы (10.11), в этот день, «… который бывает в ноябре месяце, не доят коров. Существует поверье, что если в этот день доить корову, то целый год она будет мало давать молока или у нее будет болеть вымя» (Чердынский уезд).

С. 20. Николин день (19.12). «Николин день – сердитый праздник», чем связывался запрет на посещение в это день бани. «Говорят в Николин день в бане париться нельзя» (Добрянский район, с. Перемское).

С 23. «Ритуальные блюда рождественских праздников у восточных славян не вызывают никаких сомнений в том, что в прошлом это были тризны, связанные с культом предков» (Зеленин Д.К. Восточнославянская этография. М., 1991. С.401)

С 32. Использование терминов коляда, коледка, каледушка характерно для центральных областей России (Подмосковье, г. Курск), в которых так называли обрядовый хлеб, подаваемый колядниками при обходах.

С 149 - 150. Получение воды называли воду воровать у ворона: «В Крещенье воду воровали – в двенадцать ночи идут на прорубку, из колодца нельзя. Ночью ходить, пока ворон не искупался, надо и украсть. В ней, говорят, Иисус Христос купался. И вот надо, как только он искупался, и до ворона надо почерпнуть. Я воду воровала у ворона, чтобы ворон не успел искупаться в прорубке. Если ворон искупался – год тяжелый будет. Я иду, не оглядываюсь и взад, и вперед» (Куединский район, д. Д.Гора). Ворон в данном контексте выступает антиподом святости, что характерно для представлений о птице в славянской культуре, наделенной символикой дьявольского, проклятого, нечистого.

С 158. Масленица маркирует переходный период, заканчивающий зиму и крестьянский календарный год в целом и предшествующий началу нового земледельческого цикла.

С 308-309. В то же время календарная обрядность горнозаводского населения приобрела и некоторые специфические формы. Значительные изменения в заводской среде претерпел комплекс обрядов, связанных с хозяйственными занятиями. Среди заводского населения не фиксируются обряды, связанные с основными этапами земледельческих работ, что было неактуально (обряды начала сева, обходы посевов, жатвенная обрядность). В то же время сохранение животноводства способствовало и сохранению животноводческой обрядности. Жители Дедюхинского завода, например, «служили несколько раз в год молебны святому Василию – хранителю коров. В дни святых, покровителей скота, избавляли животных от гоньбы, побоев и даже брани». Сохранились и обычаи, связанные с первым выгоном: скот первый раз принято было провожать ветками вербы с Вербного воскресенья (Юсьвенский район, пос. Пожва).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: