Таблица №4
Загрязняющие вещества | Отходящие | Уловлено, обезврежено | Общее количество | Снижение выбросов | ||
Всего | Утилизировано | Выброшено в атмосферу | % уловлен. | |||
Ростовская область | ||||||
Всего: | 1539313,65 | 1288196,36 | 55617,630 | 251117,296 | 83,7 | - 54342,222 |
в т. ч. тведые | 1331702,80 | 1266204,83 | 55407,644 | 65497,971 | -11550,290 | |
газообразные и жидкие | 207610,856 | 21991,531 | 209,644 | 185619,325 | 10,6 | - 42791,932 |
из них: диоксид серы | 112482,100 | 10661,988 | 16,638 | 101820,112 | 9,5 | - 28087,864 |
оксид углерода | 40222,797 | 8795,924 | 26,908 | 31426,873 | 21,9 | - 1456,616 |
оксиды азота | 37121,940 | 1354,488 | 6,076 | 35767,452 | 3,6 | - 5408,245 |
углеводороды | 12635,049 | 849,271 | 39,309 | 11785,778 | 6,7 | + 2860,359 |
ЛОС | 3403,404 | 299,867 | 117,934 | 3103,537 | 8,8 | + 1205,608 |
прочие | 1745,566 | 29,993 | 3,391 | 1715,573 | 1,7 | - 11905,174 |
Кислотные дожди.
Термин “кислотные дожди” ввел в 1872 году английский инженер Роберт Смит в книге “Воздух и дождь: начало химической климатологии”. Кислотные дожди, содержащие растворы серной и азотной кислот, наносят значительный ущерб природе.
При сжигании любого ископаемого топлива (угля, горючего сланца, мазута) в составе выделяющихся газов содержится диокиси серы и азота. В зависимости от состава топлива их может быть меньше или больше. Особенно насыщенные сернистым газом выбросы дают высокосернистые уголь и мазут. Миллионы тонн диоксидов серы, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислот.
Дождевая вода, образующаяся при конденсации водяного пара должна иметь нейтральную реакцию, то есть рН (рН – показатель, характеризующий кислотные или щелочные свойства раствора). Но даже в самом чистом воздухе всегда есть диоксид углерода, и дождевая вода, растворяя его, чуть подкисляется (рН 5,6 – 5,7). А вобрав кислоты, образующиеся из диоксидов серы и азота, дождь становится заметно кислым. Уменьшение рН на одну единицу означает увеличение кислотности в 10 раз.
|
Показатель рН меняется в разных водоемах, но в ненарушенных природной среде диапазон зтих изменений строго ограничен. Природные воды и почвы обладают буферными возможностями, они способны нейтрализовать определенную часть кислоты и сохранить среду. Однако очевидно, что буферные способности природы небеспредельны.
В водоемы, пострадавшие от кислотных дождей, новую жизнь могут вдохнуть небольшие количества фосфатных удобрений; они помогают планктону усваивать нитраты, что ведет к снижению кислотности воды.
Земля и растения тоже страдают от кислотных дождей: снижается продуктивность почв, сокращается поступление питательных веществ, меняется состав почвенных микроорганизмов.
Огромный вред наносят кислотные дожди лесам. Леса высыхают, развивается суховершинность на больших площадях. Кислота увеличивает подвижность в почвах алюминия, который токсичен мелких корней, и это приводит к угнетению листвы и хвои, хрупкости ветвей. Особенно страдают хвойные деревья, потому что хвоя сменяется реже, чем листья, и поэтому накапливает больше вредных веществ за один и тот же период. Хвойные деревья желтеют, у них изреживаются кроны, повреждаются мелкие корни. Но и у лиственных деревьев изменяется окраска листьев, преждевременно опадает листва, гибнет часть кроны, повреждается кора. Естественного возобновления хвойных и лиственных лесов не происходит.
Все больший ущерб кислотные дожди наносят сельскохозяйственным культурам: повреждаются покровные ткани растений, изменяется обмен веществ в клетках, растения замедляют свой рост и развитие, уменьшается их способность к болезням и паразитам, падает урожайность.
|
Кислотные дожди не только убивают живую природу, но и разрушают памятники архитектуры. Прочный, твердый мрамор, смесь окислов кальция (СаО и СО2), реагирует с раствором серной кислоты и превращается в гипс (CaSO4). Смена температур, потоки дождя и ветер разрушают этот мягкий металл.
Страдают от кислотных дождей и люди, вынужденные потреблять питьевую воду, загрязненную токсичными металлами – ртутью, свинцом, кадмием и т.п.
Спасать природу необходимо. Для этого придется резко снизить выбросы в атмосферу окислов серы и азота, но в первую очередь сернистого газа, так как именно серная кислота и ее соли на 70 – 80% обуславливают кислотность дождей, выпадающих на больших расстояниях от места промышленного выброса.
Охрана атмосферного воздуха.
Обязанность защищать окружающую среду закреплена в Конституции Российской Федерации. В соответствии с законом РФ “Об охране атмосферного воздуха” за состояние атмосферного воздуха в России несут ответственность органы государственной власти, руководители субъектов Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Система мер по предотвращению и уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеет целью защитить человека и окружающую природную среду от вредных воздействий, уменьшить ущерб, наносимый материальным ценностям.
|
К компетенции центральных органов власти РФ в области охраны атмосферного воздуха отнесены:
- формирование и проведение на территории России единой государственной политики в этой области;
- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов и обеспечение их исполнения;
- разработка, принятие и обеспечение реализации федеральных и научно-технических программ, планирование других мероприятий, их финансирование и материально-техническое обеспечение;
- установление ограничений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для субъектов РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с международными обязательствами России;
- определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ;
- нормирование качества атмосферного воздуха;
- определение порядка разработки и утверждения технических нормативов выбросов загрязняющих веществ, а также видов объектов, для которых они разрабатываются;
- определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ;
- определение порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на выбросы загрязняющих веществ;
- установление порядка определения и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ от станционных и передвижных источников;
- осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воз-духа;
- осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющем угрозу для здоровья людей на территории более одного субъекта РФ;
- установление порядка ограничения, приостановления и прекращения деятельности объектов, которые загрязняют атмосферный воздух;
- установление порядка функционирования федеральной системы мониторинга состояния атмосферного воздуха;
К компетенции субъектов РФ и муниципальных образований относятся реализация государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на своей территории, принятие в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов и обеспечение их выполнения.
В целях охраны окружающей природной среды и здоровья населения специально уполномоченными органами санитарно-эпидемиологического надзора и органами исполнительной власти РФ устанавливаются нормативы качества атмосферного воздуха.
При строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции и техническом перевооружении предприятий, а также при внедрении новых технологических процессов должны предусматриваться меры по улавливанию, обезвреживанию вредных веществ, снижению или полному исключению загрязняющих выбросов в атмосферу. Необходимо соблюдать технические нормативы и нормативы предельно допустимых выбросов, исходя из того, что совокупность выбросов от проектируемых, действующих и планируемых к строительству предприятий не должна ухудшать качество атмосферного воздуха.
Размещение, строительство, реконструкция и техническое перевооружение предприятий, сооружений и других объектов допускается только после проведения государственной экологической экспертизы и по получении положительного заключения органов государственного надзора.
При ведении хозяйственной и иной деятельности, в том числе при сжигании различных веществ и материалов, эксплуатации транспортных средств и установок, оказывающих влияние на состояние атмосферного воздуха, юридические лица, осуществляющие эту деятельность, обязаны:
- определить уровень предельно возможных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от принадлежащих им источников;
- своевременно в установленном порядке получать разрешение на выброс;
- соблюдать лимиты разрешенных выбросов в атмосферный воздух от станционных источников и передвижных средств и установок;
- планировать и осуществлять согласованные с территориальными органами охраны окружающей природной среды мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, сокращению или исключению их выбросов в атмосферный воздух от станционных источников, в том числе путем внедрения малоотходных и безотходных технологий и оборудования, а также по предупреждению аварийных выбросов;
- вести в установленном порядке учет и отчетность в области охраны атмосферного воздуха;
- осуществлять контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов в атмосферный воздух;
- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенных для очистки воздуха и контроля;
- соблюдать установленный режим санитарно-защитных зон между предприятием, сооружением или иным объектом хозяйственной деятельности и жилой застройкой;
- обеспечивать в установленном порядке проверку транспортных и иных передвижных средств и установок на соответствие установленным техническим нормативам;
- выполнять предписания государственных органов исполнительной власти, ответственных за охрану окружающей природной среды, и оперативно устранять нарушения.
- Физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность или эксплуатирующие транспортные средства или установки, оказывающие влияние на состояние атмосферного воздуха, обязаны:
- соблюдать лимиты разрешенных выбросов в атмосферный воздух от станционных источников;
- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенных для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- выполнять предписания государственных органов исполнительной власти, ответственных за охрану окружающей природной среды;
- обеспечивать прохождение в установленном порядке проверку транспортных и иных передвижных средств и установок на соответствие установленным техническим нормативам.
Лица, виновные в нарушениях законодательства в области охраны атмосферного воздуха, повлекших тяжелые прямые или косвенные последствия для здоровья населения или окружающей природной среды, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате нарушения юридическими и физическими лицами требований законодательства по охране атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с УК РФ.
Очистка выбросов в атмосферу.
Газоочистные и пылеулавливающие установки разделяют на технологические и санитарные. Установки технологической очистки – это сооружения и аппараты, включенные в технологический процесс и исключающие газовые выбросы в атмосферу. Установки санитарной очистки – это сооружения и аппараты, препятствующие вредным технологическим и вентиляционным выбросам, а также служащие для возврата сырья.
В основе многих технологических методов очистки газов лежат процессы взаимодействия газов с жидкими или твердыми поглотителями, а также процессы химического превращения ядовитых примесей в нетоксичные соединения при высоких температурах или в присутствии катализаторов. В связи с этим наибольшее распространение при очистке газов получили абсобционные, адсокционные и каталитические методы.
Каталитический метод восстановления окислов азота применяют в нескольких системах получения азотной кислоты при давлении 3,5х205 Па. В схемах используют отечественные марки катализаторов на основе палладированной окиси алюминия.
Среди методов очистки промышленных выбросов от сернистого ангидрида следует назвать следующие:
- аммиачные методы, позволяющие одновременно с очисткой газов от SO2 получать сульфит и бисульфит аммония, которые используются как товарные продукты либо разлагаются кислотой с образованием высококонцентрированной SO2 и соответствующей соли;
- методы нейтрализации сернистого ангидрида, позволяющие одновременно получать сульфиты и сульфаты, что обеспечивает высокую степень очистки газов, но получаемые продукты имеют ограниченный спрос в народном хозяйстве;
- каталитические методы, основанные на окислении сернистого ангидрида в присутствии катализаторов с получением разбавленной серной кислоты.
- Тот или иной метод очистки от сернистого ангидрида должен быть выбран с учетом местных условий, наличия поглотителей и потребности в получаемых продуктах.
- В зависимости от природы сил, используемых в пылеулавливающих аппаратах для отделения частиц пыли от газового потока, их подразделяют на четыре основные группы:
- пылеосадительные камеры и циклоны;
- аппараты мокрой очистки газов;
- пористые фильтры;
- электрические фильтры.
Из инерционных аппаратов центробежного типа наибольшее распространение получили циклоны. В отечественной практике применяются различные циклоны. При очистке большого количества газов для достижения высокой степени улавливания пыли устанавливают группу циклонов относительно небольшого диаметра – так называемые батарейные циклоны, состоящие из большого числа параллельно установленных циклонных элементов, объединенных в одном корпусе и имеющих общий коллектор для подвода, отвода газов и общий бункер для сбора пыли.
Батарейные циклоны можно устанавливать только в тех случаях, когда улавливаемая пыль обладает достаточной сыпучестью и не смачивается. В противном случае элементы циклона забиваются, и работа его затрудняется.
Одним из простых и эффективных способов очистки промышленных газов от взвешенных частиц является мокрый способ, получивший в последние годы значительное распространение в отечественной промышленности и за рубежом.
Отдельные виды таких аппаратов, например, турбулентные газопромыватели, могут быть применены для очистки газов от частиц размером до 0,1 мкм. По степени очистки они могут быть не только успешно конкурировать с такими высокоэффективными пылеуловителями, как рукавные фильтры, но и использоваться в тех случаях, когда рукавные фильтры нельзя применять из-за высокой температуры, повышенной влажности или взрывоопасности очищаемых газов. В аппаратах мокрой очистки газов одновременно со взвешенными частицами улавливаются паро- и газокомпоненты.
К недостаткам мокрой очистки можно отнести необходимость обработки образующихся сточных вод и защиты аппаратов от коррозии при обработке агрессивных сред, а также повышенный брызгоунос. Однако, несмотря на эти недостатки, мокрые газоочистные аппараты с успехом применяют в химической промышленности и в газоочистных системах для одновременного охлаждения и увлажнения газов.
Безотходное и малоотходное производство.
При всем огромном арсенале современной газоочистительной техники радикальным решением все-таки остается создание технологических процессов, основанных на комплексном использовании сырья, вообще не дающем отходов, способных загрязнять природную среду.
Возможность стабилизации и улучшения качества окружающей среды путем более рационального использования всего комплекса природных ресурсов связана с созданием и развитием безотходного производства. Ресурсосбережение является решающим источником удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства. Важно добиться, чтобы прирост потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах на 75-80% удовлетворялся в результате их экономии, т. е. максимального исключения потерь и нерациональных расходов. Важно широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты.
Под безотходной технологией понимают такой принцип организации производства, при котором цикл “первичные сырьевые ресурсы – производство - потребление – вторичные сырьевые ресурсы” построен с рациональным использованием всех компонентов сырья, всех видов энергии и без нарушения экологического равновесия. Безотходное производство может быть создано в рамках комбината, отрасли, региона, а в конечном счете – для всего народного хозяйства.
Примером естественного “безотходного производства” являются природные экосистемы – устойчивые совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, тесно связанные друг с другом. В этих системах осуществляется полный круговорот веществ. Конечно, экосистемы не вечны и развиваются во времени, но они обычно настолько устойчивы, что способны преодолевать даже некоторые изменения внешних условий.
В определении безотходного производства учитывается стадия потребления, что налагает ограничения на свойства производимых продуктов потребления, влияет на их качество. Главные требования – надежность, долговечность, возможность возвращения в цикл на переработку или превращения в экологически безвредную форму.
Важнейшей составной частью концепции безотходного производства являются также понятия нормального функционирования окружающей среды и ущерба, наносимого ей отрицательным антропогенным воздействием. Концепция безотходного производства основывается на том, что производство, неизбежно воздействуя на окружающую среду, не нарушает ее нормального функционирования.
Создание безотходного производства представляет собой длительный и постепенный процесс, требующий решения ряда взаимосвязанных технологических, экономических, организационных и других задач. В основу создания безотходного промышленного производства на практике должны закладываться в первую очередь принципиально новые технологические процессы и оборудование.
Продукты утилизации газов можно использовать в народном хозяйстве, тепло, поступающее от горячих газов из дымовых труб предприятий, могло бы пойти на промышленные и бытовые нужды города, в том числе и на энергетическое обеспечение предлагаемой системы.
Выполнение предприятиями мероприятий по охране атмосферного воздуха при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
В течение года при проведении инспекторских проверок обращалось внимание на выполнение предприятиями мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеоусловиях. В проектах нормативов ПДВ предприятий имеются разработанные мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при неблагоприятных метеоусловиях. Предприятия, не имеющие проектов нормативов ПДВ, относятся к 4 категории и не имеют мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Сведения о наступлении НМУ предприятия, как правило, получают по радио. На некоторых предприятиях (ЗАО “ЭМПИЛС”, Ростовтеплосеть, РТЭЦ-2, ОАО “Ростсельмаш”, АО “10-ПЗ”) имелись договора с Ростовским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о предоставлении им такой информации персонально.
В связи с резким сокращением объемов производства на многих предприятиях при неблагоприятных метеоусловиях выполняются автоматически.
По результатам проверок установлено, что полностью мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при неблагоприятных метеоусловиях выполняются, например, на следующих предприятиях: АО “Тавр”, АО “Сантарм”, АО “10-ПЗ”, РТЭЦ-2, АО Роствертол”, подразделения ПО “Ростовэлектротранс”, ОАО “Хлебозавод №1”, РЭРЗе, АО “Электроинструмент”, Ростовской теплосети и других. На предприятиях имеются журналы, ведутся записи, информация о НМУ передается в цеха.
Не ведется учет работы при неблагоприятных метеоусловиях, например, в МП ДРСУ-1, АОЗТ “Спецстрой”, АОЗТ “Агат”, АО “Донская кожа”.
Соблюдение нормативов предельно-допустимых выбросов на предприятиях области.
По состоянию на 1.01.98 г. 697 предприятий имеют утвержденные проекты нормативов ПДВ. Следует отметить, что на ряде предприятий срок действия нормативов истек в 1996-1997 гг., однако, новые проекты не разработаны, так как объемы выпускаемой продукции сократились на 50-90%, что привело к временной остановке большого количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В порядке исключения после проверок комитета продлены сроки действия проектов нормативов ПДВ, например, АООТ “2-й кирпичный завод”, РГУПКП “Ирис”, АО “Роствертол”, 50-АРЗ, АО “Красный моряк” и другие.
Ряду предприятий установлены времено согласованные нормативы выбросов на основании инвентаризации источников выбросов в атмосферу, в течение всего отчетного периода комитетом уделялось большое внимание контролю соблюдения нормативов ПДВ. Так, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу предприятию не выдавалось без предоставления результатов инструментального контроля.
В основном инструментальный контроль соблюдения нормативов ПДВ на предприятиях осуществляется вневедомственными организациями на договорной основе. На ряде предприятий контроль выполняется собственными аттестованными лабораториями. Кроме того, инспекторский контроль соблюдения нормативов на ряде предприятий выполнен областной специализированной инспекцией аналитического контроля по предложениям комитета.