Специфика труда операторов




Введение

 

Быстрое развитие и усложнение техники, расширение условий эксплуатации, в нашем мире, приводят к возрастанию количества операторских ошибок и их цены. Крупные аварии и катастрофы последних лет связанны с деятельностью операторов, и в то же время идёт свёртывание фронта фундаментальных исследований операторского труда. Почти полное прекращение перспективных разработок, концентрация сил на небольшом участке практических тем (отбор, оценка), снижение количества внедрений грозят привести к новым человеческим жертвам и большим экономическим потерям.

Изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудового человека, при этом на первый план будут выдвигаться не процессы информационного обмена между машинами и машиноподобным человеком, а человек как субъект деятельности (носитель потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств).


Специфика труда операторов

 

В разных режимах технологического процесса оператор выполняет свои функции в системе, где управление в основном осуществляет автоматика. Для более полной характеристики операторского труда следует различать несколько режимов:

· в нормальных условиях, при хорошо налаженном режиме установки человек с помощью средств отображения информации наблюдает за процессом и работой автоматики, не вмешиваясь в сам технологический процесс;

· в аварийных ситуациях от оператора требуются быстрые и точные действия. Иногда в таких ситуациях труд оператора превращается в полуавтоматизированный или механизированный. Труд приводит к цели только в том случае, если оператор адекватно оценивает ситуацию и точно выполняет необходимые сенсомоторные действия. Запуск или остановка системы из-за неустойчивости технологического процесса по своей сложности и напряжённости близки к крайним ситуациям;

· когда технологический процесс ещё идёт в заданных пределах, но уже приближается к своим границам, задача оператора усложняется. Это уже не просто наблюдение и контроль - оператор теперь должен выполнить определённые действия, чтобы сместить процесс в более устойчивую зону или удержать его в требуемых технологией пределах. Собирая и анализируя информацию, выясняя причины смещения или раскачки процесса посредством размышлений или воздействий на систему, оператор стабилизирует управляемый процесс;

· оператор строит режим работы установки самостоятельно, на новой основе, которая отличается от того, что задано производственной документацией. Такой режим иногда даже запрещён стандартной документацией. Это определяется совершенным знанием возможностей системы, выработанным за период самостоятельной работы по эксплуатации системы, стремлением оператора расширить климатические и погодные условия эксплуатации, сэкономить горючее и сберечь материальную часть, и, в конце концов, сэкономить собственные силы. По эксплуатации оборудования написаны многие тома, которые даются операторам конструкторами и испытателями. Однако по мере эксплуатации установки выясняется, что некоторые моменты так и остались не разъяснёнными. В таких случаях технология строится в процессе эксплуатации и оператор, с его знаниями, навыками и опытом, здесь играет одну из важнейших ролей. Выстраивая режим самостоятельно, «от нуля», оператор иначе видит его, чем при регулировании в соответствии с жёстко заданными требованиями. Несомненно, что объём работы, выполняемой оператором в таком режиме, значительно больше, он выходит за пределы рабочей смены и предполагает совместную работу многих специалистов, разной квалификации и специализации. Благодаря этому обогащается содержание труда, труд приносит большее удовлетворение исполнителю. В таком режиме могут работать только те операторы, у которых высок уровень интеллектуальной активности, глубокие и разносторонние знания и большой опыт работы. Здесь оператор уже выступает как специалист, которому возможности и особенности работы техники в условиях длительной эксплуатации известны лучше, чем те, кто её задумал, разработал, сконструировал, изготовил и испытал. Особенно следует подчеркнуть преимущественное положение оператора по отношению к тем, кто доопределяет наставления, правовые, технологические и медицинские нормы эксплуатации, строит систему и содержание подготовки и повышения квалификации.

Операторский труд характеризуется следующими особенностями:

1) технологический процесс, которым управляет оператор, идёт с большой скоростью;

2) на некоторых этапах оператор должен перерабатывать за короткие периоды времени большие объёмы информации;

) в такие периоды труд оператора бывает очень напряжённым;

) технологический процесс является достаточно сложным, но ответственность за ошибки велика, велика и цена ошибки. К указанным чертам, перечень которых можно встретить в любом описании операторского труда, особенно на транспорте, характерны:

) быстрые переходы от периодов чистого ожидания к напряжённой работе;

) переходы могут происходить неожиданно, а возникшая при этом ситуация часто непохожа на другие;

) особенно следует отметить быстрое изменение состояния среды (метеообстановка, интенсивность движения).

Наблюдая оператора за пультом управления, можно отметить ряд характерных психологических особенностей: сосредоточенная, почти неподвижная поза, взгляд прикован к приборам, небольшие движения взора в пределах приборной доски, скупые, короткие, быстрые и точные движения с органами управления, чёткие речевые команды или сообщения, подаваемые в условных кодах. Об эмоциональном накале таких периодов свидетельствует лицо оператора. Можно наблюдать тремор рук, зарегистрировать учащение пульса, повышение давления и т.д.

Изучение речевого обмена между операторами имеет особое значение. На трудовые процессы, на движения и на фразеологию, определяемые технологией, наставлениями и кодексом, накладываются состояние оператора и межлюдские отношения.

Чтобы обогатить описание операторского труда, необходимо выйти за рамки непосредственной трудовой ситуации и понаблюдать операторов во время учёбы: на лекциях и групповых разборах, при обмене опытом и при сдаче зачётов, во время тренажёрной подготовки, где при отработке уникальных аварийных ситуаций обнаруживаются глубоко скрытые особенности человеческого характера. Особое значение приобретает наблюдение за оператором во время подготовки к рабочей смене: сбор информации об объекте, системе и среде, контакты с различными специалистами, готовящими оборудование к смене, опробование органов управления - все эти действия обнаруживают не только особенности труда, но и особенности человека (хаотичность, тревожность, беспокойство, импульсивность или сдержанность, педантизм, точность, аккуратность).

Итак, основные признаки трудового процесса:

1) скорость поступления и объём информации, сложность задач, ответственность, нерегулярность сложных ситуаций и скорость их развития; для операторского труда характерны длительные периоды наблюдения и пассивного ожидания;

2) подготовка к выполнению сложной деятельности характеризуется изучением документов, проигрыванием ситуаций на моделях и тренажёре, продумыванием наиболее сложных моментов; для подготовки характерны: беспокойное ожидание, страх, тревожные сновидения; за подготовленностью новичка следят коллеги и руководители.

) сложность операторских задач отличается неопределённостью, новизной и неожиданностью событий и объектов окружающего мира, неполнотой, неясностью, неточностью информации, поступающей к оператору, многовариантностью, неопределённостью, незавершенностью, планов, стратегий и вариантов действий, временным дефицитом, социальным давлением на исполнителя. После получения сложной задачи (эмоциональная характеристика ожидания): беспокойство, тревожные сновидения, страх, отказ от выполнения. В процессе исполнения: стресс, напряжённый контроль за исполнением, выделение и ожидание сложных мест. Взаимная подстраховка при выполнении действия в наиболее сложных местах;

) выполнение трудового действия можно разделить на этапы: сбор информации, анализ ситуации в целом, выделение вариантов и определение их последствий, момент выбора (психологическая характеристика включает эмоциональный, когнитивный и исполнительный аспекты), исполнение действия: перцептивные и двигательные операции, речевой обмен в команде, разделение задач и слитность цели, координация движения;

) важен анализ последствий действия. При коллективном разборе результатов обнаруживаются разные видения происшедшего и разные интерпретации последовательности событий; продумывание происшедшего и переживание последствий опасных ситуаций проходят на ярком эмоциональном фоне, что затрудняет осознание и интерпретацию.

авиадиспетчер ошибка автоматизация труд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: