Интерактивные методы в современном гуманитарном среднем образовании.
Концепция модернизации российского образования, сформулированная в Проекте Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа» (2008г.), в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному собранию, требует оптимизации учебного процесса, что подразумевает необходимость выработки и использования интерактивных методов и моделей образования, когда и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.
Под интерактивными методами обучения понимаются способы организации активного, продуктивного взаимодействия учащихся между собой, с учителем, с различными источниками информации, а также с компьютером в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, выполнения проектов, анализа конкретных ситуаций, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний..
Цель курса: ознакомить слушателей с интерактивными методами в современном гуманитарном среднем образовании.
Курс включает рассмотрение следующих проблемных блоков:
1. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия:
- теории символического интеракционизма (Дж.Г.Мид (США), Г.Блумер (США), Д.М.Болдуин (США), Ч.Кули (США)
- теория личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская);
- концепция целостного развития личности (Б.Г.Ананьев, Н.А.Бердяев, Э.В. Галажинский);
- идеи педагогического взаимодействия (И.А.Зимняя, И.Б. Котова);
теории активизации личности в обучении (Н.М.Зверева, Т.А.Иванова, М.В.Кларин, Е.Н.Перевощикова, и др.);
- теории игрового и интерактивного обучения (И.Г.Абрамова, Н.П.Аникеева, Б.Ц.Бадмаев, И.В.Балицкая, Н.В.Борисова, Д.Н.Кавтарадзе и др.);
2. Стратегия интерактивного обучения и особенности организации образовательного процесса на основе интерактивных методов (использование информационных технологий, электронных образовательных сред в сочетании с методами кооперативного обучения). Интерактивная учебная деятельность как активное, продуктивное, рефлексивное взаимодействие субъекта образовательного процесса с образовательной средой.
3. Классификация методов интерактивного взаимодействия в школе (творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов, социальные проекты, обсуждение сложных и дискуссионных проблем, изучение и закрепление нового информационного материала и т.д.)
4. Структура интерактивного урока: мотивация - формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия.
5. Сравнение традиционного и интерактивного подходов: от энциклопедического знания к знанию как инструменту познания.
6. Роль интерактивных методов в развитии образования на современном этапе. Востребованность в нашем поликонфессиональном и мультикультурном обществе атмосферы сотрудничества и сотворчества, достигаемой благодаря использованию интерактивных методик. Коммуникативные умения и навыки работы в группе как залог социальной компетентности личности и достижение ею жизненного успеха.
Слушателям курса будут представлены примеры интерактивных методик проведения занятий социо-гуманитарного цикла.
Технология игрового обучения.
Концептуальное обоснование технологий игрового обучения. Игровая организация учения и учебная игра.ю Классификация учебных игр. Формы игр: индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная. Структура игровой деятельности, законы и принципы учебной игры. Имитационные (деловые, ролевые, сюжетно-полевые, учебно-технологические) и неимитационные 9коммунмикативно-мыслительные) игры. Область применения и основы проектирования игр. Методы и средства фиксации результатов учебно-игровой деятельности обучаемых.
2. Те хнология case-study.
История развития теории и практики использования технологии case-study в образовании. Варианты case-study. Объекты кейсов. Этапы педагогического проектирования кейсов. Технология работы над групповым и индивидуальным кейсами. Омобенности использования case-study в школе.
3. Технология развивающего обучения.
Развивающее обучение. Дидактические принципы и типические свойства. Сисчтемы взаимного обучения. Метод А.Г.Ривина. Дидактическая концепция В.К.Дьяченко. Принципы коллективного способа обучения, классификация методик КСО. Приём Шаталова-Границкой. Способы организации взаимного обучения в парах и малых группах. Особенности планирования учебного материала. Понятие о технологиях развития творческих способностей. Педагогические технологии развития творческих способностей учащихся6 системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волкова, И.П.Иванова);. Технологии формипрования творческого мышления или обучения навыкам творческой деятельностим (Г.С.Альтшуллер, М. Меерович, Л.Шрагина).; деятельностная технология.
4. Проектирование системы уроков в условиях избранных технологий обучения.
Проектирование системы уроков в условиях реализации конкретных технолгий обучения. Методика анализа и самоанализа урока.
Литература.
- Полат. Бухаркина
- Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. М. 2010.
- Панфилова. А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обученик. М. 2009ю.
- Панфилова Игровое моделирование в деятельности педагога. М. 2006.
- Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М. 1997.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.. Народное образование. 1998.
\