Психологические предпосылки




«…Среди множества катастроф которыми славен и угрожает нам ХХ век одной из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая катастрофа проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях как столкновение Земли с астероидом и не в истощении ее естественных ресурсов или чрезмерном росте населения и даже не в экологической или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни.

…А разрушение основ цивилизации что-то производит и с человеческим элементом с человеческой материей жизни, выражаясь в антропологической катастрофе, которая может быть является прототипом любых иных возможных глобальных катастроф. Она может произойти и частично уже происходит в силу нарушения законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним «пристройка» называемая цивилизацией.

К сожалению большинство людей по-прежнему как и всегда мало к чему сами по себе способны и ничего не знают кроме хаоса и случайности.

Короче говоря, разрушение обрыв «цивилизованных нитей» по которым сознание человека могло бы успеть добраться до кристаллизации истины (причем не только у отдельных героев мысли) разрушает и человека».

Психологическими предпосылками социальной экологии являются требования достижения целостности сознания и многомерности мышления.

Психофизиологические предпосылки

Одним их характерных аспектов настоящего времени является интенсификация информационных процессов, определяемая как экономическими, так и социальными предпосылками. Это приводит к увеличению общего информационного потока проходящего через нервную систему и психику отдельного человека. Отмечается, что основными составляющими интенсификации информационных процессов являются:

- неуклонное возрастание скорости передачи сообщений;

- увеличение объема передаваемой информации;

- ускорение обработки информации;

- тотальное использование обратных связей;

- увеличение объема добываемой информации и ускорение ее внедрения;

- наглядное отображение информации в процессе управления;

- рост технической оснащенности управленческого труда.

В результате объем научной экономической статистической и прочей информации столь велик что возникла существенная диспропорция между скоростью получения информации и возможностями ее адекватной обработки. Необходимость предварительной обработки увеличивающегося потока информации производимой с учетом глобализации обратных связей с целью получения (при прочих равных условиях) более устойчивой системы приводит к превышению плотности приходящей информации над физиологически возможным порогом. Это может привести к запуску нежелательных физиологических и психических обратных связей, в результате которых может возникнуть изменение или даже разрушение физиологической и/или психической систем организма.

Таким образом, психофизиологическими предпосылками социальной экологии является необходимость развития систем восприятия и переработки информации.

Из вышеизложенного видно, что сознательно направляемая эволюция с учетом осмысления опыта прошлого является абсолютной необходимостью. Неотъемлемым атрибутом (основным инструментом) этой эволюции является новая система образования решающая задачи:

- соответствия содержания образования системе новых типов производственных отношений и новой группы производства;

- воспитания человека способного к жизни в постоянно меняющихся социальных условиях адекватно воспринимающего окружающий мир имеющего устойчивое целостное мировоззрение, направленное на утверждение общечеловеческих ценностей;

- реализации права на образование культуру и безопасность жизнедеятельности каждого отдельного человека;

- внедрения программ всестороннего экологического образования;

- воспроизводства и развития культурного наследия цивилизации во всей его исторической полноте;

- развития систем восприятия и переработки информации, принятия решений осуществления эффективной деятельности.

 

 

Заключение

 

В работе рассмотрены проблемы экологической безопасности человечества ставшими одной из основных геополитических проблем конца XX - начала XXI веков. Очевидно что экологические подходы все более формируют современные тенденции в области использования энергоресурсов в том числе добычи и переработки сырья а также и в социальной сфере в частности в здравоохранении и образовании.

На мой взгляд одним из основных экономически эффективных способов решения вопросов экологической безопасности является социокультурное развитие человека осуществляющееся приведением концепции образования в соответствие с уровнем развития общества информационной цивилизации.

 

 

Список литературы

 

1. Акимова Т.А. Хаскин В.В.Экология. Учеб.для вузов. Под ред.В.В.Хаскина М.: ЮНИТИ с. ил.

2. Гирусов Э.В.Основы социальной экологии. Учеб.пособие для вузов по спец.»Экология» М.: Издво РУДН

3. Горелов А.А.Экология. Курс лекций:Учеб.пособие М.: Центр с. ил.

4. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Природа – 1234.

– № 45

5.Очирова О.А.Проблемы социальноэкологического развития в зеркале социологии. ВСГТУ УланУдэ 4565; 115 с.

6. Рац М. «Что такое экология или Как спасти природу (предложения к государственной экологической программе)». // Человек и проблемы природопользования. – М.: Знание 143. – 17 с. –

(Нар. унт. «Человек и природа»; № 0)

7. Экология. Учеб.пособие для вузов. А.А.Горелов М.: ЮрайтМ 243; 102 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: