Значение морали в повышении правовой культуры.




 

Огромное значение на развитие правосознания и правовой культуры оказывает юридическая грамотность населения. Так как в нашем случае дело обстоит весьма печально, следует обратить особое внимание на этот вопрос.

Начинать правовое воспитание граждан России следует с детских лет. Для этого необходимо разработать доступные детям и подросткам учебные и методические материалы по проблематике прав и свобод человека. Необходимо включать в учебную программу предметы, которые будут посвящены правам человека, о способах их защиты, о законе, о том, что закон надо уважать и соблюдать.

Для повышения уровня правовой культуры общества, эффективной защиты гражданами своих прав необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение не только населения, но и государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение социальных прав человека и гражданина[11, c. 15].

То, что нужно проводить тщательное правовое воспитание это очевидно, но автор обращает внимание именно на повышение уровня правосознания у молодого поколения.

Во-первых, дети это будущее нашего государства, именно от них зависит дальнейшее развитие.

Во-вторых, это правильно ещё и с точки зрения психологии. Давно известно, что процесс воспитания протекает преимущественно в возрасте до семи лет. Потом ребёнок лишь дополняет свои знания, либо процесс уже принимает формы перевоспитания и может протекать гораздо сложнее и болезненнее. Даже не беря в расчет возрастные числа, мы знаем, что чем человек моложе, тем его мозг более восприимчив к новой информации, а сознание более гибкое и легко адаптируемое к новациям.

В-третьих, молодое население является наиболее активным, то есть во многом уровень правового нигилизма зависит от радикально-настроенной молодёжи. И потом юношеский максимализм заставляет подростков зачастую действовать сверх агрессивно и бескомпромиссно. Поэтому наибольшую опасность представляет правовое невежество именно молодого населения и на него стоит обратить особое внимание.

Также правильно поставлен акцент на юридическом воспитании государственных служащих. В этом вопросе опять можно возвратится к сравнению с замкнутым кругом. Должностные лица являются невеждами в правовом отношении, так как являются составными элементами общества, а общество, юридически безграмотное, поэтому и эти индивиды безграмотные. Но с другой стороны общество, видя безграмотность, коррупцию, бюрократию и произвол «сверху», уподобляется этим государственным служащим и действует по принципу: «не мы такие, жизнь такая». Так вот этот круг надо размыкать с обоих концов, то есть воздействовать как на население в целом, так и на должностных лиц в частности.

Желательно закрепить в нормативных – правовых актах минимальные квалификационные требования к юридической подготовке помощников депутатов всех уровней, различных категорий государственных и муниципальных служащих, управленцев, работающих в частном секторе.

Обязательно нужно проводить мониторинг правоприменения в целях выявления пробелов, недостаточной определённости, чрезмерной декларативности и других изъянов действующих законов с последующей корректировкой, направленной на повышение их качества, повышения эффективности правового регулирования как необходимые условия формирования уважения к праву и закону [9, c. 6].

То есть нормативно - правовая база является одним из важных элементов правовой культуры общества, поэтому она требует постоянного контроля и обновления. Если законы будут «запутанные», «пустые», непонятные для восприятия, недействующие в реальности, то, естественно, у общества будет складываться к ним негативное отношение и к праву страны в целом. Поэтому важным условием является – надлежащий уровень нормативно-правовой базы.

Важное значение имеет ход работы учёных, особенности проведения реформ, метод, которым мы пользуемся в том или ином случае.

Разумеется, нет ничего зазорного в изучении зарубежных идей, но если это не трансформируется в слепое подражание или, что ещё хуже, идолопоклонство. Весьма поучительный и ценный опыт теоретической разработки государственно-правовой идеологии и правосознания в целом имеется в нашей стране. Идеи русских юристов могут и должны стать основой для разработки одного из вариантов культурно-политического и правового синтеза, сочетающего национальные и европейские традиции, сильную власть, социальную справедливость и социальную солидарность, свободу личности, плюрализм, социальное правовое государство. Нельзя сбрасывать со счетов и пренебрегать теми полезными наработками, которые стали достоянием нашей юридической науки [10, c. 39].

Несомненно, в нашей стране есть талантливые и работоспособные учёные, ни в коем случае нельзя пренебрегать их трудами, наоборот они должны послужить надёжной опорой предстоящим новациям. В этом я полностью согласен с автором, вышеизложенной позиции. Но хочу обратить внимание, что акцент в ней делается на недопущение пренебрежение русской научной практикой, когда в тоже время может возникнуть противоположная проблема, которая не затрагивается предыдущим исследователем. Мы не должны отрекаться от использования зарубежной практики, так как есть множество правовых достижений, которым стоит поучиться у более развитых стран. Задача заключается в обеспечении наибольшей рационализации при планировании и осуществлении реформ. Мы не должны, как отмечалось выше, отрекаться от западной практики, но в тоже время мы не должны уподобляться бездумному копированию, поскольку необходимо учитывать особенности нашей истории, нашего менталитета, нашего государственного устройства. Невозможно создать два абсолютно идентичных государства, так как на национальные особенности влияет множество факторов, начиная от личности правителя, заканчивая природными условиями. Поэтому надо анализируя достижения и пути развития других государств, вырабатывать свой собственный маршрут.

О высоком уровне правовой культуры свидетельствует наличие гражданского общества, в котором права и свободы человека являются высшей демократической ценностью.

Гражданское общество представляет собой сферу общественного взаимодействия людей по поводу их общих целей и задач. Оно должно возникать не в силу законов рынка и не по воле власти, а в результате общественной инициативы и самодеятельности различных групп и объединений лично свободных людей. Понятие гражданского общества подразумевает некоторую степень политико-правовой и экономической свободы человека по отношению к государству. Таким образом, государство, не вмешиваясь в частную жизнь человека, устанавливает определённые правовые нормы и обеспечивает их соблюдение всеми своими учреждениями и законами. Оно очерчивает те пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению, не посягая при этом на права и свободы других людей [13, c. 7].

Залогом успешного формирования гражданского общества служит не государственное вмешательство, а развитие демократических институтов общества. Государство создаёт условия свободы людей, роста их инициатив, а гражданское общество контролирует государство, поддерживает демократические институты общества, что требует от каждого члена общества понимание своей ответственности за общество в целом.


Заключение.

 

 

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относится мораль и общественная нравственность. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты. Например, в УК РФ содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность. В частности, к преступлениям, посягающим на общественную нравственность, УК РФ отнес: «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» (ст. 243), «Жестокое обращение с животными» (ст. 245) и др. Непосредственным объектом этих преступлений является общественная нравственность, т.е. совокупность общественных отношений, определяющих представление о добре и зле, о пристойности и непристойности, о гуманном и негуманном, о справедливом и несправедливом. УК не ограничивается только этими статьями, охраняющими мораль и общественную нравственность. Такие составы преступлении, как «Клевета» (ст. 128.1), «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» (ст. 157) [2, c. 2954].

Как известно, в современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Находясь в смутном состоянии, общество обязано отдавать себе отчет в том, куда и к чему оно идет. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической.

Важным является вопрос о соотношении права и закона. В данном случае признается специфика права как особого, обладающего объективными свойствами социального явления, независимо от воли или произвола законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения.

Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.

Право и мораль имеют также общее функциональное назначение: они формируют эталоны и стандарты поведения, составляющие, ценностно-нормативную ориентацию общества.

Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие.

Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику.

Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность, ибо сохранение нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность.

На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.

Таким образом, если право и мораль, отделившись друг от друга, избирают для себя самостоятельные пути развития, то они все же не утрачивают своего взаимодействия: там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями мораль; там, где мораль бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения.

 


Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - № 7.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. -1996. - № 25. - С. 2954.

 

Научная литература:

1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2008. – 486 c.

2. Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. - М., 1986. – 251 c.

3. Рассолов, М. М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2010. – 761 c.

4. Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000. – 571 c.

5. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М.: Проспект,2001. – 384 c.

6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2009. – 681 c.

7. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2012. – 753 c.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М: Интерстиль, 2000. – 421 c.

 

Периодические издания:

9. Алексеев А.И., Герасимов С.И. – О государственной политике развития правовой грамотности и правосознания// Юстиция // №5. – 2009. – С. 6.

10. Корнев В.Н. – Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права // №20. – 2009. – С. 39.

11. Нелюбина Е.В. – Правосознание, правовая культура и социальные права человека: взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика //№7. – 2009. - С. 15.

12. Певцова, Е. А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. - 2003. - № 10.

13. Чекмачёв Д.В. – Взаимосвязь уровня правовой культуры и становления гражданского общества в России // Закон и право // №9. – 2009. – С. 7.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: