VI. Тематика и методические рекомендации по написанию рефератов на тему «История развития книговедческой мысли в России в XIX-XX вв.»




Выполнение задания заключается в подготовке реферата на одну из предложенных ниже тем. По согласованию с преподавате­лем студент может предложить индивидуальную тему в границах предмета «Общее книговедение». Совокупность тем с необходимой полнотой отражает историю развития обобщенного книговедческо­го знания в деятельности книговедческих обществ, организаций и учреждений, в трудах крупнейших теоретиков-книговедов, а также современное состояние фундаментальной проблематики общего книговедения на страницах книговедческих изданий.

Работая над рефератом, следует все почерпнутые из рекомен­дованных источников факты, идеи, концепты, концепции трактовать в предмете общего книговедения, т.е. раскрыть конкретно-истори­ческие формы интерпретации проблематики общего книговедения с позиций сегодняшнего понимания сущности и определения книги, состава, содержания, структуры, объекта, предмета, метода книговедения как науки, соотношения книговедения с другими науками, категориально-понятийного аппарата. На эту рекоменда­цию следует обратить особое внимание, учитывая, во-первых, что исторической закономерностью формирования обобщенного кни­говедческого знания было его формирование в границах и средст­вами отдельных книговедческих дисциплин (библиографоведения, библиотековедения, истории книги, теории и практики редактирования, библиополистики); во-вторых, что многие факты, имена, события изучались студентом в процессе освоения некото­рых из этих дисциплин; в-третьих, что деятельность известных ученых-книговедов, учреждений, организаций была разносторон­ней и описательное изложение ее в целом должно составить лишь вводную часть реферата.

Основным содержанием реферата должно стать раскрытие общетеоретических, общекниговедческих идей и концепций.

Подготовка реферата на любую из выбранных тем предусмат­ривает обязательное изучение по основному учебному пособию всех исторических глав, поскольку предшествующий по отношению к теме реферата материал выступает как предпосылка или сложив­шаяся традиция, а последующий – как обобщенное развитие, углубление или преодоление недостаточности или ошибочности прежних теоретических построений. Во всяком случае, целостное представление об историческом пути формирования обобщенного книговедческого знания поможет более осознанно и глубоко рас­крыть конкретную тему. Основная форма работы при подготовке реферата – изучение и осмысление источников по истории обобщенного книговедческо­го знания: библиографическое разыскание, чтение, понимание, анализ, конспектирование, интерпретация и по возможности само­стоятельная оценка с позиций сегодняшнего уровня развития книговедческой теории.

Результат подобной работы должен быть представлен в виде письменного сочинения объемом 0,5-0,7 п.л. (12-15 страницы машинописного текста на листах бумаги формата А4). Текст реферата должен содержать развернутый план с введением и заключением, структурированную основную часть, библиографический список литературы по теме. Несмотря на неизбежную или допустимую компилятивность любой учебной работы, реферат должен быть вполне самостоятельной по структуре, языку и стилю работой, в которой «свое» достойно отделено то «чужого».

 

№ п.п. Перечень тем рефератов
1. Вопросы теории книговедения в энциклопедии «Книга» (М., 1999). Характеристика издания в целом и отдельных статей.
2. Н.М. Лисовский – библиограф. «Русская периодическая печать, 1703-1900 гг.» [Пг., 1915.] Н.М. Лисовского: история создания, характеристика разделов, оценка критиков
3. Журнал «Библиографические известия» Русского библиографического общества и его роль в развитии книговедения.
4. Вопросы теории книговедения на страницах энциклопедического словаря «Книговедение» (М., 1982). Характеристика издания в целом и отдельных статей.
5. Теоретические вопросы книговедения в изданиях Музея (Института) книги, документа и письма ив трудах его деятелей
6. Ловягин А.М. Основы книговедения. Популярный очерк М.: Коллективное товарищество «Начатки знаний», 1925. - 166 с. Основные положения работы. Понимание автором структуры книговедения. Характеристика одного из разделов работы.[1]
7. Источниковедение, историография и методология истории книги в трудах П.Н. Беркова.
8. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения Н.А.Рубакина. – СПб, 1895. – 246 с. Основные положения работы.
9. «Словарный указатель по книговедению» (1931 -1934) А.В.Мезьер. Характеристика издания в целом и отдельных статей.
10. Фомин А.Г. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения
11. Баренбаум И.Е. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения
12. «Второе рождение»книговедения. Содержание книговедческих дискуссий 1959 и 1964 гг.
13. Немировский Е.Л. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения
14. Беловицкая А.А. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения.
15. Гречихин А.А. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: