Класс. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
· Цель урока:
усвоение новых знаний о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
· Задачи урока:
· формировать умения выделять общие и существенные признаки в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;
· Готовиться к ЕРЭ.
· делать обобщающие выводы по теме.
Тип урока: изучение новой темы
Форма проведения урока: урок-практикум (самостоятельная работа по теме, конструирование предложений, тестирование в форме ЕРЭ)
План урока:
1.Оргмомент
2. Постановка темы и цели урока
3.Изучение материалов видеоурока (записываем примеры+ схемы).
4. Проверим себя.
4. Закрепление материала.
-самостоятельная работа.
-конструирование предложений.
5.Готовимся к ЕРЭ – выполнение заданий №12 (5 тестов + самопроверка).
6.Домашнее задание.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Постановка темы и цели урока.
Слово учителя: Бегло вы уже знакомы с таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными. Сегодня мы углубим знания по теме, на практике закрепим умения находить и характеризовать данные виды предложений, будем готовиться к экзамену. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять».
3.Изучение материалов видеоурока (примеры+ схемы)
https://www.youtube.com/watch?v=yWyqAyhv2C4
Проверим себя.
Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?
· да
· нет
Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?
· последовательное подчинение
|
· однородное подчинение
· параллельное подчинение
· комбинированное подчинение
Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?
· последовательное подчинение
· однородное подчинение
· параллельное подчинение
· комбинированное подчинение
Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?
· последовательное подчинение
· однородное подчинение
· параллельное подчинение
- комбинированное подчинение
5. Верно ли считать, что при однородном подчинении придаточные предложения аналогичны однородным членам предложения, связанным между собой союзом и, и запятая между ними не нужна?
· да
· нет
Как называется подчинение, в котором придаточные предложения могут присоединяться к главному при помощи однородного соподчинения, неоднородного соподчинения и последовательного подчинения одновременно?
· последовательное подчинение
· однородное подчинение
· параллельное подчинение
· комбинированное подчинение
·
Закрепление изученного материала.
Уровень 1. Определить вид придаточных предложений, построить схемы (выполнить письменно в тетради):
1. Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли, туристы прошли уже километров семь.
2. Потом я вспомнил, какими ослепительно-синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться.
3. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече к себе в избу.
|
4. Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее, с ужасом чувствовал, что он должен будет связать с нею свою судьбу.
· Виды подчинения: 1. однородное. 2. последовательное. 3. параллельное.4. комбинированное (последовательное, однородное, параллельное).
Уровень 2. Самостоятельная работа. Спишите. Расставьте знаки препинания, постройте схемы СПП с несколькими придаточными. Укажите номера предложений(выполнить письменно в тетради):
1. с последовательным подчинением_1______________________________,
2. с параллельным подчинением ____2_4__________________________,
3. с однородным подчинением ___3________________________________,
4. с комбинированием моделей ___5_(однород, параллельное__________.
2. Проверка.
1. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются отверстием на восток. __________________________________________________________
2. Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже полечу в глубокую трясину._______________________________________________
3. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам. _______________________________
4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы. ______________________________________________
5. В июльский день когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России и синие васильки радостно мигают в ней когда жужжат мухи и раскаты далёких гроз носятся в небесах я ехал на мельницу чтобы ловить рыбу удочкой. __________________
Уровень 3.