В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ




Введение

В общественных науках под понятием «функция» обычно понимают круг деятельности, обязанность, работу. Функция (лат. functio) – это обя- занность, круг деятельности, назначение, роль.

Использование этого термина применительно к различным видам деятельности характеризует ее направленность.

Как определенный вид деятельности функция характеризуется из- вестной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью выполня- емых в ее рамках операций. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществляется специфическими методами28.

Функция менеджмента как возможная область формирования управ- ляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимо- связанных между собой действий по выработке средств и методов воздей- ствия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную опреде- ленность и конечную результативность.

Деление единого процесса управления на относительно обособлен- ные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направ- ленного на достижение четко определенной цели.

Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управ- ления по вертикальным и горизонтальным связям.

 

1. Содержание понятия «функция управления», классификация функций управления

Одним из основных компонентов, составляющих содержание управ- ления, являются функции.

В сложных самоуправляемых системах функция – это специфический способ проявления свойства того или иного объекта в его взаимодействии с другими объектами. Объект, не выполняющий свои функции, перестает быть данным объектом. Функционирование есть выражение устойчивости

 
 

28 Булавчик В. Г., Грищенко Т. А., Игошин Н. А. Основы управления в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. Н. В. Бугель. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. – С. 55.


реакции систем на изменение ее внутренних состояний и на внешние воз- действия. Эта реакция определяется природой самого объекта. В этом смысле функция системы есть способ ее поведения, средство разрешения противоречий между системой и средой29.

Деятельность по выполнению функций управления осуществляется как процесс, требующий определенных затрат времени и других ресурсов. Поэтому нередко управление изучается именно с этих позиций, то есть как процесс, что позволяет сфокусировать внимание на взаимосвязанно- сти отдельных управленческих функций в пространстве и времени. Все проблемы управления при этом рассматриваются через призму управлен- ческих процессов, то есть через взаимоувязанные между собою управлен- ческие действия (процедуры), направленные на принятие решений для ре- ализации целей организаций.

Функция (дословно – действие) управления представляет собой вид управленческой деятельности, возникающий в процессе разделения и спе- циализации труда в сфере управления (с помощью которого субъект управления воздействует на управляемый объект).

Содержание любой функции включает30:

– бор информации о ходе того или иного процесса;

– преобразование информации;

– выработку решения;

– превращение его в команду;

– доведение до исполнителей.

Содержание функций относительно устойчиво, то есть оно обладает определенной формой, такой как планирование, контроль и др.

Место, отведенное функциям в управлении любой организацией, при- нято обозначать через взаимную обусловленность основных категорий соци- ального управления: цель – задача – функция – структура.

Функции управления – это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления и характеризуется специфическим содержани- ем, относительно самостоятельными пространственно-временными грани- цами и осуществляется специальными приемами и способами.

Обычно в функциях проявляются внешние свойства целенаправлен- ной организованной деятельности.

 
 

29 Пивнев Е. С. Теория управления: учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – С. 71–72.

30 Экономика и право: словарь-справочник / сост. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. – М.: Вуз и школа, 2004.


Функции органа управления, как и функции его подразделений или их исполнителей, – это уже конкретные виды деятельности, осуществляе- мые определенным субъектом управления.

В научной и учебной литературе даются различные классификации функций.

С точки зрения субъекта (или органа) управления функции, осу- ществляемые субъектами управления, делятся на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные)31.

В зависимости от специфики объекта управления выделяют функции управления экономикой, функции управления административно- политическим строительством, функции управления в сфере охраны об- щественного порядка и борьбы с преступностью и др.

Функции управления по характеру деятельности. К данным функциям относят те, которые находят различные области применения, необходимые для той или иной сферы управления. К таким относятся, например, административные, технические, производственные, экономи- ческие и хозяйственные функции32.

Наиболее часто используются классификации функций управления в соответствии с направлениями организационно-управленческой деятель- ности33, в соответствии с которой выделяют три группы функций:

1. Общие функции управления присущи системе управления в целом и отдельным ее подуровням; они определяют развитие и движение системы и отражают содержание организационно-управленческой деятельности.

В научной литературе называют разные общие функции управления. Например, планирование и прогнозирование, организация и регулирова- ние, координирование, контроль, учет и т. д.

2. Специальные функции, обеспечивающие организующее воздей- ствие системы управления на конкретные сферы общественных отношений.

Они являются рабочим инструментом общих функций. К ним можно отнести такие функции, как мотивация, администрирование.

3. Вспомогательные (обеспечивающие) функции обеспечивают об- служивание процессов общего и специального управления. С их помощью создаются необходимые условия для нормальной деятельности всех зве- ньев управления.

 
 

31 Четвериков B. C., Четвериков В. В. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие. – М.: Новый Юрист, 1997. – С. 11.

32 Пивнев Е. С. Теория управления: учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – С. 84.

33 Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под общ. ред. В. П. Сальникова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Фонд «Университет», 2006. – С. 74.


К числу основных обеспечивающих функций обычно относят:

правовое обеспечение (возлагается на подразделения, группы пра- вового обеспечения);

кадровое обеспечение (возлагается на кадровые подразделения);

материально-техническое, вещевое, продовольственное, финансо- вое и медицинское обеспечение (возлагается на службы тыла, ресурсного обеспечения);

документационное обеспечение (возлагается на секретариаты);

информационное обеспечение (возлагается на информационные центры).

Например, основными функциями органов внутренних дел являют- ся: охрана общественного порядка; борьба с преступностью; раскрытие и расследование преступлений и др.; основной функцией УИС – исправление осужденных.

Можно исследовать понятие «функция управления» с позиции тех- нологии ее выполнения34.

Под технологией выполнения функции управления понимаются: комплекс составляющих ее операций, последовательность методов и при- емов их выполнения, требования к организационно-техническим условиям при обработке информации как специфическому предмету управленческо- го труда. Критерием выступает необходимость регламента таких операций и организационно-технических условий, которые влияют на величину за- трат труда. По своей сущности операции являются составной частью раз- личных управленческих работ.

Как правило, определенные операции выполняются одними и теми же лицами. В качестве примера элементарных операций можно привести регистрацию документов и данных, их поиск.

Функция управления как технология управления проявляет себя:

– в комплексе операций;

– в совокупности и последовательности методов и приемов;

– в требованиях к организационно-техническим условиям.

Функция управления и ее операции представляют собой конкретные виды труда работников управления, а технология управления – совокуп- ность приемов, способов их выполнения при работе с информацией.

 

 
 

34 Пивнев Е. С. Теория управления: учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – С. 86.


Деление функций на операции способствует улучшению организа- ции управленческого труда путем закрепления этих операций за тем или иным работником.

Работников управления подразделяют на такие группы:

– руководители, которые принимают решения, организуют их вы- полнение и несут за это единоличную ответственность (министры, заме- стители министров, директора, заместители директоров, руководители служб, начальники цехов и отделов и т. д.);

– специалисты, которые разрабатывают, готовят, предлагают вари- анты решений и несут за это личную ответственность (экономисты, бух- галтера, программисты и т. д.);

– технические исполнители, которые осуществляют сбор информа- ции, ее обработку, хранение, кодирование, декодирование (регистраторы, секретари, учетчики, делопроизводители и т. д.).

Для выполнения своих функций любая организация в системе обще- ственных отношений должна обладать правовым статусом.

Для реализации правоохранительных функций установлены пределы компетенции правоохранительных органов, а именно – правовые нормы, которые определяют основные полномочия и регулируют осуществление функций. Специальные функции правоохранительных органов согласуют- ся с отраслевыми задачами их деятельности и регламентированы законо- дательством, а также организационно-управленческими актами соответ- ствующих министерств и управлений.

Во многих определениях подчеркивается, что управление – это осо- бый вид деятельности, специфическая функция, отличная от тех, которые выполняют другие члены организации. Управление как функция реализу- ется через выполнение особых управленческих действий – функций управления.

 

2. Характеристика основных функций управления

Впервые состав управленческих функций был сформулирован А. Файолем (1841–1925), который разделил всю деятельность по управле- нию на пять основных частей: планирование, организовывание, распоря- жение, координирование и контроль.

В последующих разработках состав функций управления пополнял- ся, в том числе и за счет детализации тех или иных видов управленческих работ. Поэтому в ряде современных работ в качестве отдельных функций управления рассматривается множество управленческих действий, напри- мер, мотивация, руководство, коммуникации, исследования, оценки, при-


нятие решений, подбор персонала, представительство, ведение перегово- ров, заключение сделок и др.

Процесс управления можно рассматривать как технологию (ком- плекс составляющих его функций и последовательность их выполнения) (рис. 5).

Рис. 5. Технология процесса управления

 

Учет – это систематический сбор информации о статике (структу- ре) и динамике (изменении) состояния объекта управления и внешней среды.

Данная функция управления предполагает также формулировку це- лей, то есть чего именно требуется достичь.

Посредством учета производится обеспечение субъекта управления информацией о ходе достижения целей управления и реализации управ- ленческих решений.

Анализ – познавательный вид деятельности, который заключается в обработке и осмыслении информации, осуществляется в целях объектив- ной оценки состояния объекта управления (на основе учтенных данных формулируются выводы о различных сторонах работы организации).

Благодаря анализу информации достигается объективная оценка ре- альной действительности. Он дает возможность правильно определить форму, время и интенсивность необходимого управляющего воздействия.

Прогнозирование представляет собой получение информации о предполагаемом будущем состоянии какого-либо объекта, явления, про- блемы посредством анализа его состояния в прошлом и настоящем.

Совершенствование прогнозирования является следствием и услови- ем научной организации управления. Объективность прогнозирования во многом зависит от правильной оценки совокупности действующих факто- ров и причинно-следственных связей.


В органах внутренних дел применяются следующие виды прогнози- рования:

– социально-экономическое;

– криминологическое;

– организационно-управленческое;

– организационно-техническое и т. п.

Планирование – это процесс, в котором конкретизируются пути и способы достижения целей, решения практических задач в течение уста- новленного периода времени посредством координации.

Функция планирования закладывает основы будущей работы, созда- ет ее алгоритм, описывает последовательность отдельных этапов решения практических задач. Результатом осуществления данной функции являют- ся установочные управленческие решения.

Управленческие решения могут иметь разную форму – директивы, приказы, программы и т. д. Форма и содержание решения определяется видом и сложностью решаемых задач, а также уровнем управления, на ко- тором принимается данное решение.

Процесс планирования проходит в 4 этапа:

1) разработка общих целей;

2) определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени;

3) определение задач и средств их решения;

4) контроль за достижением поставленных целей путем сопоставле- ния плановых показателей с фактическими.

Исходя из назначения и основных принципов организации формули- руются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те – до конкретных заданий. Далее подсчи- тываются необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, временные – и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план.

Организация является центральной в системе функций управления, которая призвана обеспечить условия выполнения плана (задачи).

Цель функции организации – сформировать управляющие и управ- ляемые системы, а также связи и отношения между ними.

В содержание функции организации входят следующие виды управ- ленческих работ: образование подразделений, определение организацион- ной структуры органов управления (формирование управленческих под- разделений), обеспечение взаимодействия структурных элементов (отде- лов, служб и т. д.).


Результатом выполнения функции организации является:

– формирование функциональной и организационной структур;

– формирование управленческих подразделений;

– выработка положений об органах управления;

– обоснование штатной численности;

– подбор и расстановка кадров;

– информационное, материально-техническое и финансовое обеспе- чение для выполнения управленческих решений;

– установление между всеми элементами исполнительной деятель- ности устойчивой взаимосвязи, гарантирующей их надежное взаимодей- ствие.

Особое значение имеет установление между сотрудниками органи- зационных связей, закрепляющих в системе управления их отношения как по вертикали, так и по горизонтали. При этом определяются состав и пол- номочия руководящих органов, их подуровней и структурных звеньев.

Исключительность функции организации требует создания в рамках учреждений постоянно действующего органа управления, призванного за- ниматься исследованием организационных проблем, обнаруживать симп- томы неуправляемости, производственные потери и осуществлять рацио- нализацию управления.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процес- сом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.

В процессе мотивации предполагается использование определенной по- следовательности взаимозависимых категорий: потребности людей – интере- сы людей – мотивы деятельности – действия людей.

В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компа- нии, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Мотивация работ- ников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освое- ния ими целей организации35.

Регулирование формирование корректирующих управляющих воз- действий, приводящих объект управления в желаемое состояние для реа- лизации выбранного на фазе «планирование» решения. Также это подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.

 

 

 
 

35 Трудовой кодекс Российской Федерации: по состоянию на 15.05.07. – М.: Проспект, 2007.

– С. 13.


Главной целью регулирования является устранение тех или иных от- клонений в функционировании системы. По существу, данная функция яв- ляется одной из форм организационной деятельности субъекта управления.

Анри Файоль считал, что управление как регулирование включает в себя и составление перечня необходимых действий, то есть то, что кон- кретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей.

Контроль – это процесс, обеспечивающий сравнение фактического состояния объекта с желаемым.

С помощью контроля проверяются исполнение управленческих реше- ний, имеющиеся отклонения от заданных параметров функционирования, до- пущенные ошибки в работе отдельных исполнителей.

Не только выявление недостатков, но и оказание практической по- мощи исполнителям в части обеспечения деятельности методическими рекомендациями, выявления передового опыта и внедрения его в практику являются целями контроля. Характерно и то, что контроль включает в се- бя учет промежуточных результатов деятельности, но не ограничивается фиксацией достигнутых результатов. Эта функция взаимосвязана с реали- зацией других функций управления. Как правило, контроль дополняется анализом причин недостатков, регулированием, принятием дополнитель- ных управленческих решений.

Таким образом, функции управления в определенном смысле носят универсальный характер, тем не менее каждая из них имеет свою специ- фику и обеспечивает реализацию того или иного воздействия.

Общеуправленческие функции в своей совокупности обеспечивают реализацию по всему комплексу специальных и обеспечивающих функций.

 

3. Специфика функций управления в правоохранительных органах

Система планирования в правоохранительных органах подразделя- ется на два основных уровня: планирование организационной деятель- ности правоохранительного органа в целом и планирование по от- дельным участкам и направлениям оперативно-служебной деятельно- сти. Оба уровня планирования являются составными компонентами управления, но относятся к самостоятельным направлениям плановой и организационной работы.

В органах внутренних дел планы основных организационных мероприятий готовят штабные подразделения, а при их отсутствии – начальники соответствующего органа. Планы работы структурных под- разделений готовят их руководители.


План деятельности является разновидностью управленческих реше- ний и представляет собой документ комплексного характера, в котором за- креплены стратегия деятельности на определенный период, уточнена такти- ка работы на отдельных этапах, а также сроки исполнения мероприятий.

Составление плана обязательно предполагает детализацию общих целей применительно к конкретным условиям функционирования право- охранительного органа. Поэтому план как управленческое решение руко- водителя предусматривает конкретизацию отдельных этапов деятельности в соответствии с тенденцией развития оперативной обстановки.

Планирование имеет существенное значение в повышении эффек- тивности функционирования всех его структурных звеньев. Роль планиро- вания заключается в том, что оно:

– придает всей деятельности целенаправленный характер;

– определяет и конкретизирует отдельные задачи на предстоящий период;

– дает возможность сосредоточить основное внимание и усилия на наиболее важных текущих и перспективных проблемах, решение которых позволяет обеспечить достижение поставленных задач;

– способствует своевременности разрешения наиболее актуальных проблем, поскольку в планах четко определяется последовательность вы- полнения намеченных мероприятий и сроки их выполнения;

– помогает определить пути и средства выполнения решений выше- стоящих органов управления, то есть учитывает все направления, по кото- рым будут реализовываться эти решения;

– создает условия для более полного и в то же время оптимального использования сил и средств, а также для своевременного маневрирования ими;

– обеспечивает достижение наилучших результатов деятельности;

– позволяет снизить затраты труда и материальных ресурсов;

– обеспечивает четкое взаимодействие различных служб и подразде- лений органа и возможность координации их усилий;

– облегчает изучение и внедрение положительного опыта работы ор- ганов внутренних дел;

– способствует рациональному использованию рабочего времени;

– создает напряженную рабочую обстановку для творческого реше- ния сотрудниками стоящих перед ними задач;

– способствует эффективной организации профилактической, опера- тивно-розыскной, следственной и иных направлений работы;


– учитывает необходимость постоянного совершенствования усло- вий труда в службах и подразделениях, а также на отдельных рабочих ме- стах.

Сам по себе план работы еще не обеспечивает эффективности соот- ветствующей деятельности, поэтому решающую роль для осуществления организационной деятельности играет искоренение формализма в процес- се выполнения планов.

Требования к системе планирования (те же, которые предъявляют- ся к любым управленческим решениям): своевременность, обоснован- ность, комплексность, системность, конкретность, компетентность, доступность, логичность.

Кроме того, по сравнению с управленческими решениями к планам работы предъявляются два дополнительных требования:

1. Стабильность планов. Требование стабильности предусматривает неизменность планов в период исполнения, тем самым обеспечивается до- стижимость целей деятельности.

2. Напряженность планов. Данное требование предполагает созда- ние с помощью плана такого ритма работы, который позволяет сотрудни- кам наиболее полно реализовать свои возможности и максимально ис- пользует резерв рабочего времени.

Выделяют: текущее (рабочие планы), специальное (в том числе по мере необходимости) и личное планирование.

Текущее планирование предназначено для организации деятельно- сти территориального органа, его служб и подразделений на полугодие (год). Содержание и структура данных планов работы должна учитывать специфику деятельности органа, а также особенности складывающейся оперативной обстановки.

Специальное планирование предназначено для решения конкретных задач правоохранительной деятельности по мере их возникновения, а так- же для решения специальных задач, не связанных с заранее установлен- ными календарными рамками. К специальным планам относятся планы многократного пользования:

– планы, составляемые по мере необходимости;

– планы обучения оперативно-начальствующего состава в системе служебной подготовки (тематические планы);

– планы, предназначенные для действий органа внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах (типовые планы).

В деятельности правоохранительных органов функция регулиро- вания заключается:


– в организации оперативного управления, то есть в налаживании повседневной работы подразделений и сотрудников;

– в обеспечении взаимодействия структурных звеньев, а также коор- динации их деятельности;

– в обучении и воспитании кадров.

Сложность функции организации Министерства внутренних дел и органов юстиции заключается в том, что многообразие их видов деятель- ности обусловливают необходимость создания специализированных структур и аппаратов – учебных, кадровых, штабных, материально- технических, финансовых, информационных и т. д.

К числу основных элементов системы контроля

в правоохранительных органов относятся:

– субъекты, уполномоченные в том или ином объеме осуществлять контрольные функции;

– объекты контроля, то есть участки и направления оперативно- служебной деятельности, подлежащие обязательному контролю;

– установленные формы контроля, посредством которых субъекты осуществляют наблюдение, в том числе выбирают необходимый инстру- ментарий – методы и средства контроля;

– организационно-технические средства связи и оперативной пере- дачи информации между субъектами и объектами контроля;

– организационные структуры, на которые возлагается задача цен- трализованного сбора, систематизации и анализа информации, а также со- ставления сводных отчетов;

– система критериев (стандартов), посредством которых производит- ся оценка степени сложности оперативной обстановки, результативность организационно-управленческой деятельности, связанной с реагировани- ем на изменение обстановки, а также качество работы служб и подразде- лений органа внутренних дел.


 

По месту в управленческом цикле наука управления выделяет сле- дующие виды контроля.

1. Предварительный (предупредительный, превентивный) контроль, который охватывает стадию подготовки и принятия решений. Он имеет своей целью повышение действенности самих решений, а также создание предпо- сылок для их дальнейшей реализации. При этом контролируется методика выработки, объективность аргументов, ясность правил (процедур) реализации решений, четкость выдвигаемых задач, их последовательность и согласован- ность. На этой стадии обеспечивается соответствие деловых и профессио- нальных качеств исполнителей сформулированным в решениях задачам, а также соответствие материальных ресурсов тем задачам, которые ставятся в решении.

2. Текущий (оперативный) контроль, который осуществляется в процессе реализации (исполнения) решения. Он базируется на измерении фактических результатов, получаемых в ходе реализации запланированно- го. Таким образом, содержательно текущий контроль имеет оценочно- аналитический характер и призван обеспечить фиксацию промежуточных результатов в целях предотвращения кризисных ситуаций, а также свое- временного устранения выявленных недостатков.

3. Итоговый (заключительный, последующий) контроль, который охва- тывает стадию подведения итогов исполнения решений. На данной стадии регулятивные возможности контроля невелики, так как выявленные на этой стадии просчеты уже не могут быть устранены в ходе этого управленческого цикла. Одновременно с этим только последующий контроль создает возмож- ность дать полную оценку эффективности исполнения решения, а также по- могает накапливать практический опыт, выявлять новаторские способы ре- шения проблем, учитывать и не допускать типичные ошибки и просчеты.


Требования, предъявляемые к контролю:

1. Постоянство контроля состоит в его осуществлении не от случая к случаю, не тогда, когда в ходе работы выявились серьезные недостатки, а систематически.

2. Оперативность контроля позволяет руководителю выявлять воз- никающие отклонения хода работ от намеченного плана на возможно бо- лее ранних этапах, учитывая стадии выполнения плана, скорость протека- ния технических, технологических и хозяйственных процессов.

3. Объективность контроля – отражение им реального состояния дел, оперативной обстановки в уголовно-исполнительных органах и учрежде- ниях без личных симпатий или антипатий руководителя в отношении подчиненных. Это требование обеспечивается тщательностью проверки, высокой квалификацией, принципиальностью лиц, осуществляющих кон- троль, а также наличием научно обоснованных критериев оценки работы проверяемых органов, созданием специальных контрольных аппаратов, не зависящих от проверяемых ими учреждений.

4. Контроль должен быть всесторонним, способным показать полную картину происходящего, все основные сферы деятельности органа или учреждения, их структурных подразделений, а также внешнюю среду и внутренние процессы, протекающие в ней.

5. Гласность контроля обеспечивает его воспитательную роль, спо- собствует устранению фактов бюрократизма, волокиты, бесхозяйственно- сти, злоупотребления служебным положением и других вскрытых недо- статков. Контроль следует осуществлять максимально открыто, подчи- ненные имеют право знать, кто их контролирует, в какой форме реализу- ется контроль, каковы его основные средства, в противном случае значи- тельно ухудшается морально-психологический климат управленческой деятельности.

6. Экономичность контроля состоит в том, чтобы затраты на органи- зацию и проведение контрольной деятельности не были чрезмерными, но обоснованными.

7. Контроль не должен исходить из личных интересов руководителя, необходимо исключить возможность его использования как средства све- дения личных счетов, наказания в работе с персоналом, особенно когда имеются предубеждения относительно конкретного подчиненного.

8. Контролю не должны быть свойственны карательные функции по- скольку в этом случае он чаще всего не в состоянии реализовать свое ос- новное назначение – выявить реальное состояние дел.


9. Гибкость контроля – его соответствие структуре и системе управ- ления.

10. Эффективность контроля заключается в том, что он должен быть действенным, результативным, сопровождаться конкретными мера- ми, направленными на устранение обнаруженных упущений. Это обеспе- чивается непосредственным участием в проверке руководителей, хорошо организованной информационной работой, быстротой реагирования на выявленные положительные или отрицательные результаты, согласован- ностью проверок, высоким уровнем квалификации и опытом лиц, осу- ществляющих контроль.

Главный показатель эффективности контроля – достижение положи- тельных результатов деятельности проверенными аппаратами, явившееся следствием устранения недостатков, вскрытых в ходе контроля. Итоги кон- троля должны быть доведены до работников для того, чтобы они могли оце- нить свои ошибки и сделать выводы на будущее.

 


 

 

Заключение

Функции управления в определенном смысле носят универсальный характер, тем не менее каждая из них имеет свою специфику и обеспечи- вает реализацию того или иного воздействия.

Каждая функция представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или ви- дом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управ- ленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Главное значение функции системы – способствовать сохранению последней и обеспечивать условия не только для воспроизводства системы как целого, но и для ее развития, для перехода к новому типу целостности. Поэтому функцию следует считать интегрирующим фактором, благодаря которому система формируется, сохраняется и развивается как целое.

Выделяя ту или иную функцию, можно понять внутреннюю взаимо- связь всех направлений деятельности конкретной организации. При этом важно на практике обеспечить согласованную реализацию этих функций. Системный характер планирования в правоохранительных органах опреде- ляется нормативно-правовыми актами соответствующих министерств и ве- домств, содержащими требования соподчиненности планов работы в иерархии всех уровней управления по всем направлениям и вопросам опе- ративно-служебной деятельности.

Исполнение всей совокупности функций должно осуществляться ис- ходя из их взаимосвязи и взаимообусловленности. В деятельности право- охранительных органов выполнение всех функций связано с регламентом, который в правовой форме предписывает порядок осуществления опреде- ленных направлений деятельности.


При этом эффективность деятельности правоохранительных органов во многом зависит от мотивации сотрудников, так как даже при совершен- ной системе планирования, продуманной системе контроля, сбалансирован- ной системе координации действий, прогрессивной оргструктуре, но при недостаточно эффективной системе мотивации, общий результат функцио- нирования данного объекта управления будет достаточно низким36.

 

Используемая литература: [1, 3, 4, 8, 12, 14, 26, 37, 48, 52, 57, 63, 65, 67,

72, 81, 87, 92, 135, 136, 141, 148, 149, 154, 156, 162].

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте содержание понятия «функция управления», приведите классификацию, рассмотрите функцию управления как технологию.

2. Охарактеризуйте общие функции управления (учет, анализ, про- гнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль).

3. Охарактеризуйте специфику функций управления в правоохрани- тельных органах.

4. Назовите виды планирования и его значение, перечислите требо- вания к системе планирования и его этапы.

5. Назовите требования, предъявляемые к контролю, и методы кон- троля.

6. Назовите виды эффективности, перечислите субъекты, которые производят ее оценку, дайте определение критериям эффективности.

7. Охарактеризуйте процесс оценки эффективности деятельности органов и учреждений и уровни показателей оценки.

 

 

 
 

36 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – С. 34.


Тема 4. МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Введение

Процесс социального управления осуществляется посредством целе- направленного воздействия субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение поставленной цели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: