вопрос. Характеристика мышления. Операция мышления. Виды мышления.




 

Мышление, как ощущение и восприятие, — психический процесс. Однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

 

Путем восприятия человек познает единичные предметы в совокупности всех их случайных и основных признаков. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек «проникает в глубь вещей», познает разнообразные зависимости между явлениями и их закономерности.

 

Этот процесс характеризуется следующими особенностями:

1. Процесс мышления и речи составляет сложное единство. Мышление не «связано» с языком, но выражено в языке. Это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, который говорил о том, что язык есть непосредственная действительность мысли.

Несмотря на то что в онтогенезе отношения мышления и речи своеобразны и изменчивы, невозможно изучать процесс мышления у ребенка вне анализа развития его речи.

1. Мышление взрослого человека имеет обобщенный характер. О чем бы человек ни думал, над решением какой бы конкретной задачи ни трудился, он всегда мыслит посредством языка, значит, обобщенно. Слово «весна» обобщенно обозначает множество явлений обновления природы. Обобщенное понимание содержания, обозначенного словом «весна», позволяет человеку обозначить этим же словом и определенный период жизни человека, время расцвета его физических и духовных сил.

И. П. Павлов, определяя слово как особый сигнал действительности, как специфический раздражитель, имеющий обобщенный характер, раскрывает и его отношение к мышлению.

Он писал о том, что речевые сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».

Отражение связей, существующих между предметами н явлениями, совершается обычно в языковых формах, хотя некоторые связи, например пространственные и временные, человек может воспринимать и непосредственно.

Слова, обозначающие связи, существующие между какими-либо конкретными явлениями, выражают всегда обобщенное познание определенного рода отношений, существующих между предметами и явлениями окружающего нас мира.

Если сравнить два разных по содержанию предложения, например: «Деревья шумят иклонятся, потому что сегодня сильный ветер» и «Движение борьбы за мир неуклонно разрастается, потому что все более активно народы мира выступают против войны», то можно заметить, что в обоих этих утверждениях человек говорит о причинных связях, т. е. о связях одной и той же категории. Эти связи выражены словами «потому что», которые и являются обобщенным обозначением причинных зависимостей, существующих в мире.

Следовательно, обобщенность мышления обеспечена обобщающим значением слова, являющегося сигналом, обозначающим различные, но всегда определенные категории связей.

1. Для мышления характерна проблемность, т. е. поиск связей в каждом конкретном случае, в каждом явлении, составляющем объект познания. Этот поиск начинается обычно в ответ на словесный сигнал. Таким сигналом является вопрос, с которого начинается процесс мышления. В вопросе формулируется задача мышления. При этом каждый вопрос сигнализирует совершенно определенный тип связи, раскрытие которого в данном конкретном явлении и составляет задачу, вставшую перед человеком. Вопрос: «Чей мяч укатился?» — требует установления связи только одной категории — отношений принадлежности. Вопрос: «Куда мяч покатился?» — сигнализирует также только один тип связи — направление, место. Вопрос: «Почему мяч покатился?» — вызывает поиски причинных связей.

Вопрос есть одна из наиболее доказательных форм единства мышления и языка. Вопрос есть сигнал, и он вызывает ответ — специфическую для человека ориентировочную реакцию, поисковую мыслительную деятельность.

Мышление есть решение определенной задачи, сформулированной в вопросе. Поиск ответа на поставленный вопрос придает процессу мышления нацеленный, организованный характер.

1. Мышление является стержнем любой умственной деятельности человека. Этим мыслительный процесс даже двухлетнего ребенка, осваивающего речь, качественно отличается от примитивных форм анализа и синтеза, доступных высшим животным. Поиск путей решения осуществляется животными методами беспорядочных проб и ошибок, которые имеют направленность на достижение «приманки», но не на нацеленность. Сформулированная в вопросе потребность познать, понять имеет у человека осознанный характер. Мыслящий человек знает, что он не знает и что хочет узнать. Он знает, что он нашел, решив поставленную задачу.

Оформление задачи в вопросе является первым этапом мыслительного процесса, так как, прежде чем решать задачу, надо раскрыть категорию, в пределах которой лежат искомые связи. Найденное решение задачи есть понимание, т. е. установление новых для человека связей. Они составляют содержание новых знаний, которые он приобрел.

Понимание, т. е. замыкание новой связи, новой ассоциации, есть решение вставшей перед человеком новой задачи. И. П. Павлов писал: «Каждая маленькая первая ассоциация это есть момент рождения мысли...».

 

Конечно, не только дети, но и взрослые не всегда сразу находят правильное решение поставленной задачи. Они устанавливают иногда не те связи, которые существуют в действительности между явлениями или внутри каждого из них. Люди допускают ошибки. Практика рано или поздно докажет человеку правильность или ошибочность найденного им решения.

1. Процесс мышления совершается на основе уже накопленного человеком опыта, имеющихся представлений, понятий, умений и приемов мыслительной деятельности. Эта связь мышления и знаний отчетливо выступает уже на первом этапе мыслительного процесса.

Если человеку задан такой вопрос, на который он может легко ответить, используя имеющиеся у него готовые знания, мышления нет. Работает только память. Если ученика III класса спрашивают: «Какое сейчас время года?», «Как называется его родной город?» или «Для чего в конце предложения ставится точка?» — школьнику не надо думать, так как ответ у него имеется в готовом виде.

Не возникает мыслительный процесс и в том случае, когда решение поставленной задачи требует использования таких знаний, которыми человек не владеет.

Чтобы решить математическую задачу, надо знать значение каждого числа, знать необходимые арифметические действия и уметь их применять там, где они необходимы. Однако, решая новую задачу, ученик должен перетасовать имеющиеся у него знания, по-новому их использовать, применить их в необычных сочетаниях. Значит, в процессе мышления надо владеть не только прочными знаниями, но и рациональными способами оперирования ими в соответствии с новой конкретной задачей.

На отношение памяти и мышления обратил внимание еще П. П. Блонский. Ведь и результат мышления тоже связан с памятью: он обогащает опыт человека новым открытием.

Чем более системны, осмысленны и подвижны знания, тем более успешно может использовать их человек в мыслительной деятельности. Мышление есть оперирование знаниями.

1. Мышление может совершаться на уровне практических действий или на уровне оперирования представлениями или словами, т. е. «во внутреннем плане». Мыслительный процесс включает различные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию и др. Каждая из этих операций есть своеобразное выражение основных процессов анализа и синтеза. Успех решения зависит от степени овладения человеком этими специальными умственными умениями. Человек должен владеть различными способами (приемами) умственной деятельности.

Чаще всего для решения мыслительной задачи нужно использовать не одну какую-то умственную операцию (только сравнение или только обобщение), а целую систему операций. Нужно уметь применить разные формы мышления: умозаключения, рассуждения в определенных их сочетаниях с другими формами и операциями. Умение использовать разные операции и приемы мышления в каждом конкретном случае свидетельствует о высоком умственном (мыслительном) развитии человека.

1. Процесс мышления неотделим от деятельности всей личности. Осознание необходимости найти способ вернуть больному человеку работоспособность, доставить через линию фронта важное донесение или повысить эффективность своей преподавательской работы побуждает врача, бойца, учителя к упорным и напряженным поискам путей для решения этих сложных задач.

Чем труднее и необычнее задача, чем желаннее цель, чем глубже искомые связи, тем более напряженным будет весь процесс мышления и тем выше эмоциональное отношение человека к результатам своей деятельности.

 

Виды мышления.

В психологии принято различать:

наглядно-образное;

наглядно-действенное;

словесно-логическое;

абстрактно-логическое мышление.

Эту классификацию называют классификацией по генезису. Все эти виды мышления тесно взаимосвязаны.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристиканаглядно-действенного мышленияопределяется возможностью наблюдать реальные объекты ипознавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышленииситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.

 

Так же в некоторых источниках приводятся и другие классификации:

· по характеру решаемых задач - теоретическое и практическое;

· по степени развернутости - дискурсивное и интуитивное;

· по степени новизны и оригинальности - репродуктивное и продуктивное (творческое);

· по типу познания - эмпирическое и вербальное;

· по средствам мышления - наглядное и творческое;

· по степени рефлексии - интуитивное и рациональное.

 

Операции мышления

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

1. анализ;

2. сравнение;

3. абстрагирование;

4. синтез;

5. обобщение;

6. классификация и;

7. категоризация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.

 

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

  • общие как сходные признаки и;
  • общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: