Средства совершенствования двигательных умений и навыков
В процессе жизнедеятельности человека формируются различные двигательные умения и навыки, составляющие основу его поведения.
Двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Эти способности в наибольшей мере проявляются в спортивных играх и единоборствах, которые относят к ситуационным видам спорта. В тех же случаях, когда отрабатываются одни и те же движения, которые в неизменном порядке повторяются на тренировках и во время соревнований (особенно в стандартных или стереотипных видах спорта), умения спортсменов закрепляются в виде специальных навыков.
Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.
Двигательные умения и навыки совершенствуются различными средствами:
Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а так же с целью профилактики и восстановления.
Виды производственной гимнастики: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.
Формы занятий физическими упражнениями. Различают урочные (учебные) обязательные занятия и неурочные формы занятий.
Учебное занятие - основная форма физического воспитания (учебная дисциплина, предмет "физическая культура"). Учебные занятия могут быть:
теоретические, практические, контрольные.
Внеучебные занятия организуются в форме: физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки); занятий в секциях организованных спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных физических и спортивных внутри вузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники и т. д.)
Взаимосвязь учебной и вне учебной формы занятий, создает условие обеспечивающее студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности, необходимой для нормального функционирования организма студента.
Существует три формы самостоятельных занятий:
1. Утренняя гигиеническая гимнастика
2. Упражнения в течение учебного дня
3. Самостоятельные тренировочные занятия
Утренняя гигиеническая гимнастика: включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения
Упражнения в течении учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями, чтобы предотвратить утомление и сохранить высокую работоспособность в течении длительного времени без перенапряжения (время 10-15 мин., через 1-1,5 часа)
Самостоятельные тренировочные занятия - от 2-7 раз в неделю, по 1,5-2 часа. Носит комплексный характер, т. е. способствует развитию множества физических качеств, укрепляет здоровье и повышает общую работоспособность организма.
Физическая культура и спор в подготовке к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям
Физическое воспитание и спорт всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Они призваны решать такие задачи:
- вооружить студентов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.
- сформировать у студентов двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.
- воспитать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.
- способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии.
- научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления.
- предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными и различными видами конного спорта и т.д.
Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.
Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т.д.