января 1714 года считается датой учреждения Петром I петербургской Кунсткамеры




После учреждения Санкт-Петербурга в новую столицу перевезли и собрание «Государева кабинета». К тому времени коллекция разрослась, и ее разместили в одном из домов рядом с Летним дворцом. Получился настоящий музей, который на европейский манер именовали по-немецки «Куншткамерой» — «Комнатой искусств».

Произошло это в самом начале 1714 года. Указ царя Петра о размещении коллекции в Петербурге не сохранился, возможно, его и не было и все было сделано по устному распоряжению монарха. Поэтому спустя два десятилетия после смерти царя-реформатора датой основания первого русского музея решили условно считать последний день января 1714 года.

Почти сразу коллекция Кунсткамеры стала пополняться уникальными материалами. Так, в 1715 году владелец тагильских заводов на Урале знаменитый купец Демидов поднес в дар Екатерине I, супруге Петра I, более тысячи древних золотых вещей, найденных в Южной Сибири и Восточном Казахстане. Позднее ученые определили, что этот поистине царский подарок состоит из ювелирных изделий скифов, созданных за несколько веков до нашей эры.

В следующем, 1716 году по распоряжению царя в Голландии приобрели уникальную коллекцию — не предметы роскоши или ювелирного искусства, а большое собрание минералов, растений и раковин, научное значение которого сложно переоценить.

Но царь Пётр во всем был сторонником системного подхода. Не рассчитывая только на подарки и собственный поиск редкостей, он решил начать регулярное пополнение коллекции. Управляя огромной страной, строя новую армию и флот, среди всех иных забот Пётр I не забыл издать специальное распоряжение о развитии музея.

13 февраля 1718 года появился царский указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку».

Указ требовал по всей стране собирать необычные экземпляры живых существ, и за них государство платило немалые по тем временам деньги – «за человеческую по 10 рублей, за скотскую и звериную по 5, а за птичью по 3 рубли, за мертвых; а за живыя, за человеческую по 100 рублей, за скотскую и звериную по 15 рублев, за птичью по 7 рублей; а ежели гораздо чудное, то дадут и более…». Для сравнения: хорошая крестьянская лошадь тогда стоила 2 рубля.

Царский указ не забыл и о коллекционировании старинных и уникальных предметов, а также ископаемых костей доисторических животных: «Также ежели кто найдет в земле или в воде какия старыя вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или и такия, да зело велики или малы перед обыкновенным, также какия старыя подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно: також бы приносили…».

Кунсткамера из частной коллекции царя превращалась в настоящий государственный музей. Сначала увеличившуюся коллекцию переместили в так называемые Кикины палаты, дворец в стиле барокко, ранее принадлежавший боярину Александру Кикину, казненному за организацию побега из России царевича Алексея.

Именно здесь в 1719 году впервые все собранные Петром I редкости стали демонстрировать посетителям. Так частная коллекция русского царя стала настоящим музеем в современном значении этого слова.

Вскоре Петр I распорядился построить специальное здание на стрелке Васильевского острова. Это был целый комплекс, настоящий большой дворец, получивший официальное название «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». Комплекс начали строить в 1718 году и завершили лишь через год после смерти императора. В 1726 году коллекция Кунсткамеры переехала в новое помещение и размещается там по сей день.

Ровно за год до своей смерти, 28 января (8 февраля) 1724 года, император Петр I учредил Российскую Академию наук. Кунсткамера стала первым учреждением академии, и именно изображение здания Кунсткамеры является символом РАН, главного научного центра нашей страны.

С момента своего основания Кунсткамера являлась важнейшим и крупнейшим музеем России — и русские цари, и советская власть ценили ее историческое и научное значение. За три века Кунсткамера и ее коллекции лишь дважды подвергались опасности. Первый раз это случилось в 1747 году — в здании музея произошел крупный пожар, однако большую экспонатов удалось спасти.

Второй раз смертельная опасность нависла над Кунсткамерой в 1941 году, когда гитлеровские войска окружили Ленинград. Город и в те дни готовился к уличным боям, на набережной у Кунсткамеры рыли окопы, а само здание музея должно было стать одним из узлов обороны — командование Ленинградского фронта приказало разместить на первых этажах позиции для артиллерийских орудий, а на крыше установить зенитные пулеметы. Но руководитель блокадного города Андрей Жданов распорядился приостановить выполнение этого приказа и в целях сохранения уникальных коллекций Кунсткамеры включить его в линию обороны только в случае прорыва немцев в центр города.
7. Сколькими ремеслами овладел Петр Алексеевич?
А) двадцатью;
Б) четырнадцатью;
В) пятнадцатью;
Г) одним.

Всего Пётр I освоил около 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя. Петр освоил за свою жизнь множество ремесел. Он научился кораблестроению, навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: