Методы осуществления международной торговли сырьем




 

Метод торговли - это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торговой практике применяются два основных метода торговли:

- прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем);

- косвенный метод (совершение операции через посредника).

Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии торговых посредников, т.е. независимых от производителей и потребителей товаров торговых фирм, организаций и лиц. Существуют различные виды посредников:

- простые посредники - физические и юридические лица частного права, которые способствуют поиску партнеров и заключению международных хозяйственных контрактов, но не участвуют в их выполнении;

- поверенные посредники - физические и юридические лица, которые проводят сделки от имени и за счет доверителей, подписавших контракт;

- комиссионеры - физические и юридические лица, заключающие международные хозяйственные контракты от своего имени, но за счет комитентов (продавцов и покупателей), которые несут при этом коммерческий риск;

- консигнаторы - физические и юридические лица, которые принимают товар на свой склад (консигнационный), реализуют его, а нереализованный возвращают его владельцу;

- агенты - физические и юридические лица, совершающие операции от имени и за счет своих клиентов, но не подписывающие международный хозяйственный контракт;

- сбытовые посредники - физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров от своего имени, оказывают покупателям услуги сервисного характера, рекламируют продукцию, а также сбытовые посредники, которые называются дистрибьюторами;

- дилеры - независимые физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров доверителей от своего имени и за свой счет.[21]

Существуют еще три особых типа посредников, роль которых настолько значительна, что часто о них говорят как об особых способах торговли:

- международные товарные биржи;

- международные аукционы;

- международные торги;

Товарная биржа (англ. commodity exchange) - постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.[15]

В настоящее время на товарных биржах в мире продаётся около 100 так называемых биржевых товаров. На их долю приходится около 20 % международной торговли. Эти товары можно условно объединить в следующие группы:

- энергетическое сырье: нефть, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан;

- цветные и драгоценные металлы: медь, алюминий, свинец, цинк, олово, никель, золото, серебро, платина и др.;

- зерновые: пшеница, кукуруза, овёс, рожь, ячмень, рис;

- маслосемена и продукты их переработки: льняное и хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, соевый шрот;

- живые животные и мясо: крупный рогатый скот, живые свиньи, бекон;

- пищевкусовые товары: сахар-сырец, сахар рафинированный, кофе, какао-бобы, картофель, растительные масла, пряности, яйца, концентрат апельсинового сока, арахис;

- текстильное сырье: хлопок, джут, натуральный и искусственный шёлк, мытая шерсть и др.;

- промышленное сырье: каучук, пиломатериалы, фанера.

В зависимости от номенклатуры товаров, продаваемых и покупаемых на бирже, их можно разделить на универсальные и специализированные.

Универсальные биржи - самые крупные по объему совершаемых сделок международные товарные биржи (МТБ) являются универсальными. Например на Чикагской торговой палате (Chicago Board of Trade) торгуют пшеницей, кукурузой, овсом, соевыми бобами, соевым шротом, соевым маслом, золотом, серебром, ценными бумагами. На Чикагской товарной бирже (англ. Chicago Mercantile Exchange) - крупным рогатым скотом, живыми свиньями, беконом, золотом, пиломатериалами, ценными бумагами, иностранной валютой. На Токийской товарной бирже сделки совершаются по золоту, серебру, платине, каучуку, хлопковой пряже, шерстяной пряже. Кроме того, универсальными биржами являются Сиднейская и Сянганская (Гонконгская) биржи.[10]

Специализированные биржи - для специализированных бирж характерна более узкая товарная специализация, в основном по группам товаров. К таким биржам относятся, например, Лондонская биржа металлов (ЛБМ) «Лондон Металл Эксчейндж» (группа цветных металлов: медь, алюминий, никель, олово, свинец, цинк, серебро и с марта 2005 года пластмассы), Нью-йоркская «Коммодити Эксчейндж» - «КОМЭКС» (группа драгоценных и цветных металлов: золото, серебро, медь, алюминий). Нью-Йоркская биржа кофе, сахара и какао «Кофе, шуга энд кокоа Эксчейндж», Нью-Йоркская биржа хлопка (хлопок, концентрат апельсинового сока), Нью-йоркская «Нью-Йорк Мёркентайл Эксчейндж» (нефть, дизельное топливо, бензин, пропан, а также платина и палладий), биржи сельскохозяйственных товаров - «Зерновая биржа» в Миннеаполисе (США), Лондонская международная нефтяная биржа, Парижская товарная биржа МАТИФ. Центрами биржевой торговли являются также следующие города применительно к товарам:

- хлопок - Александрия, Сан-Паулу, Бомбей, Сидней;

- рис - Милан, Амстердам, Роттердам;

- шерсть - Антверпен, Мельбурн, Сидней, Рубе (Франция);

- джут - Калькутта, Карачи;

- кофе - Париж, Роттердам, Гавр, Гамбург, Амстердам.

Высшим органом управления биржей (после общего собрания членов-учредителей) является специальный выборный орган (совет директоров, совет управляющих), которому подчиняются комитеты, исполнительная дирекция, наемный персонал.

Международные товарные биржи (МТБ), являющиеся признанными центрами мировой торговли тем или иным товаром, выполняют следующие основные функции:

- Ежедневное установление цены на товар (Pricing). Результаты торгов на МТБ становятся моментально известны во всем мире благодаря современным средствам связи и информации. Таким образом, цены МТБ являются индикатором соотношения спроса и предложения на конкретный товар в данный момент в мире.

- Хеджирование (Hedging). Это форма страхования цены, по которой продается или покупается товар в будущем. Хеджирование является одной из первейших функций биржи уже более ста лет.

- Гарантия поставки товара (гарантия исполнения обязательств по контракту) (Delivery). Гарантия поставки реального товара, купленного или проданного на бирже, обеспечивается наличием достаточного количества товара, имеющегося на складах биржи, а также созданием специальной системы расчетов, принятием законодательства о биржах и разработкой правил совершения сделок на бирже, контролем за деятельностью бирж со стороны государственных органов.

Наряду с выполнением своих основных функций, имеющих очень важное значение для мировой торговли конкретными товарами, биржи являются институтом рыночной экономики, который предоставляет следующие возможности для участников рыночных отношений:

- игра на разнице цен (спекулятивные операции);

- возможность инвестирования капитала в биржевые активы;

- арбитражные операции;

- финансирование.

Все сделки, которые совершаются на биржах, предполагают использование стандартных контрактов. Поскольку эти контракты не предполагают немедленную и обязательную поставку товара, они получили название фьючерсных контрактов (фьючерсов). Этот вид контрактов строго единообразен, стандартизован в соответствии с биржевыми правилами и содержит конкретное требование по качеству товара, его количеству, срокам и месту поставки и т. п. Единственной переменной величиной при заключении контракта является цена, которая определяется в момент заключения сделки между продавцом и покупателем (или их представителями - брокерами) на бирже.[9]

Сделки завершающиеся поставкой товара, приходится чрезвычайно малая часть биржевого оборота (например, на американских биржах их доля составляет: по металлам - 1,2 %; кофе, какао, сахару - 0,7 %; пшенице и кукурузе - в среднем 0,6 % общего объема сделок), возможность поставки товара на биржевой склад или получения товара с биржевого склада выполняет важную функцию связи фьючерсного рынка с рынком реального товара.

Все фьючерсные контракты в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в расчетной палате биржи (Clearing House). При регистрации фьючерса заключающий контракт вносит в расчетную палату гарантийный задаток в форме депозита (первоначальный задаток обычно в размере 10-15 % стоимости контракта) и маржи (дополнительный задаток в случае изменения цены товара). После регистрации контракта в расчетной палате биржи он может быть в одностороннем порядке ликвидирован любой стороной путем заключения офсетной сделки. При этом сторона, ликвидирующая контракт, либо выигрывает (получает в расчетной палате сумму выигрыша), либо проигрывает (вносит в расчетную палату сумму проигрыша).[17]

Аукцион - публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. В этом случае объект приобретается победителем аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами.

Основные товары, которые предлагаются и покупаются на международных аукционах: пушно-меховые товары (в сырье и переработанные), немытая шерсть, чай, табак, цветы, овощи, фрукты, тропические породы леса, лошади, рыба и другие потребительские и сырьевые товары.

Исторически сложилось так, что для каждого аукционного товара имеются свои центры аукционной торговли.

По пушнине и меховому сырью главными центрами торговли являются: Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Лейпциг, Копенгаген, Осло, Стокгольм и некоторые другие. Всего в мире проводится свыше 150 международных пушно-меховых аукционов.

Важнейшими центрами, где осуществляется торговля немытой шерстью, являются Лондон, Ливерпуль, Сидней, Мельбурн, Кейптаун, Веллингтон (Новая Зеландия).

Торговля цветами сосредоточена в Нидерландах, где постоянно действует в нескольких городах система цветочных аукционов.

Для аукционной торговли чаем характерно приближение аукционов к местам производства этого товара. В Калькутте и Кочине продается около 70 % экспортируемого Индией чая. В Коломбо Шри-Ланка продает также 70 % вывозимого чая. Африканские страны (Кения, Танзания, Уганда и др.) подавляющую часть экспортируемого чая реализуют через аукционы в Найроби и Малави. Мировую известность приобрел чайный аукцион в Сингапуре, где принимают участие фирмы из Японии, Австралии, КНР, ДНА. Чай, произведенный в Индонезии, а также в Индии, Шри-Ланке, реализуется через аукционы в Лондоне, Гамбурге, Антверпене.

Важнейшими центрами торговли табаком являются Нью-Йорк, Амстердам, Бремен, Лусака, Замбия); цветами - Амстердам, Аалсмер; овощами и фруктами - Антверпен и Амстердам; лошадьми - Довиль (Франция), Лондон, Успенское (под Москвой).[12]

Существует три вида аукционов:

- гласные аукционы - где покупатели открыто называют свою цену на товар;

- негласные аукционы - где покупатели подают условный сигнал;

- автоматизированные аукционы - где применяется соответствующая техника, а предложения покупателей высвечиваются на табло.

Наряду с биржами и аукционами существуют международные торги.

Международные торги (тендеры) - международные конкурсы на право получения заказов, связанных с поставкой машин и оборудования, выполнения научных, проектных, изыскательских работ, сооружения промышленных и социально-культурных объектов.

Законодательства большинства стран разрешают организациям с участием государственного капитала размещать заказы на приобретение товаров и услуг только через торги. Исключение может представлять оборудование уникальных технологических процессов, не имеющих конкурирующих аналогов. Без торгов разрешается размещать заказы на запасные части при необходимости их экстренных закупок для ликвидации последствий стихийных бедствий или в счет специальных межправительственных соглашений.

Покупатели, приняв решение о размещении заказов на оборудование и машины через торги, создают тендерные комитеты. В их состав входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации (это обычно руководители организаций, производящих закупки). Тендерный комитет - это временный орган, основной задачей которого является организационная работа по проведению торгов. Комитет дает объявление о проведении торгов, распространяет условия торгов между участниками, проводит анализ и оценку представленных предложений или заявок-оферт с целью выбора наиболее выгодной, выносит решение о передаче заказов.

Условия торгов включают условия контрактов, которые будут подписаны между заказчиками и поставщиками, выигравшими торги, а также перечень специальных гарантий, подлежащих предоставлению участниками торгов.

Тендерные комитеты в течение от одного до трех месяцев изучают предъявленные предложения в комплексе с учетом технических характеристик, цен, условий кредитов и платежей, которые могут иметь существенные различия. Каждый тендерный комитет пользуется своей методикой сопоставления предложений.

Существует два вида торгов:

- открытые - такие, в которых имеют право принимать участие все желающие физические и юридические лица;

- закрытые - такие, в которых принимают участие наиболее авторитетные фирмы по специальным приглашениям.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: