Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия




Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия

· Природные (обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка)

· Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:

· Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)

· Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими

· Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения

· Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

Работа с детьми "группы риска".

 


Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального работника, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность социального работника с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка.

Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

Работа с детьми «группы риска» включает:

· социальнопедагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»

· выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье

· изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность

Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики.
Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь.

В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.

 

Стадии работы с детьмим "группы риска" и их семьями.

Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.

Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.

При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

I. Выявление.

1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС
1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности
1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС

II. Индивидуальная профилактическая работа.
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство

III. Выявление обучающихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

· Учебная деятельность

· Взаимоотношения со сверстниками

· Взаимоотношения со взрослыми

· Проведение свободного времени

· Отношение к труду и профессиональная ориентация

· Поведение и поступки

Способы получения необходимой информации:

· Анализ журналов групп

· Опрос мнения преподавателей об обучающемся

· Анализ учета посещаемости занятий

· Анализ зафиксированных нарушений дисциплины

· Беседы с родителями обучающегося

· Социометрические исследования

· Наблюдения

· Беседы с обучающимся

· Запрос информации от психолога

· Запрос информации с предыдущего места учебы

Методы исследования:

· Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики

· Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация

· Метод наблюдения

· Анкетирование

· Интервью

· Тестирование

· Анализ документов

Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:

· Обнаружение семьи и подростка

· Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью

· Изучение причин неблагополучия в семье

· Составление карты семьи

· Составление программы работы с семьей и подростком

· Реализация программы работы

· Текущие и контрольные посещения

· Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком

· Снятие семьи с социальнопедагогического учета

На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:

1. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем

2. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации

3. Опрос – устный и письменный (анкетирование)

4. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых

5. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления

6. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание

2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих моральноэтических качеств

3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями

4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида

5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение

Методы социальнопсихологической помощи:

1. Консультирование

2. Тренинг

3. Социальный патронаж

Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС:

В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:

1. Устранению причин и условий неблагополучия

2. По оказанию конкретной помощи семье

3. По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе

Дети "группы риска".
Работа с детьми "группы риска" и их семьями.


Дети социальнодемографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социальнопсихологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы:

1. Малолетние (до 14 лет)

2. Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)

Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:

· Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

· Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.

· Закон РФ «Об образовании»

· Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)

· Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чеголибо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать

Дети «группы риска» это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:

· Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики

· Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств

· Дети из «неблагополучных», асоциальных семей

· Дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социальнопсихологической помощи и поддержки

· Дети с проявлением социальной и психологопедагогической дезадаптации

Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия

· Природные (обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка)

· Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:

· Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)

· Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими

· Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения

· Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

Работа с детьми "группы риска".

 


Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального работника, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность социального работника с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка.

Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

Работа с детьми «группы риска» включает:

· социальнопедагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»

· выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье

· изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность

Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики.
Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь.

В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.

 

Стадии работы с детьмим "группы риска" и их семьями.

Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.

Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.

При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

I. Выявление.

1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС
1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности
1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС

II. Индивидуальная профилактическая работа.
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство

III.Выявление обучающихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

· Учебная деятельность

· Взаимоотношения со сверстниками

· Взаимоотношения со взрослыми

· Проведение свободного времени

· Отношение к труду и профессиональная ориентация

· Поведение и поступки

Способы получения необходимой информации:

· Анализ журналов групп

· Опрос мнения преподавателей об обучающемся

· Анализ учета посещаемости занятий

· Анализ зафиксированных нарушений дисциплины

· Беседы с родителями обучающегося

· Социометрические исследования

· Наблюдения

· Беседы с обучающимся

· Запрос информации от психолога

· Запрос информации с предыдущего места учебы

Методы исследования:

· Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики

· Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация

· Метод наблюдения

· Анкетирование

· Интервью

· Тестирование

· Анализ документов

Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:

· Обнаружение семьи и подростка

· Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью

· Изучение причин неблагополучия в семье

· Составление карты семьи

· Составление программы работы с семьей и подростком

· Реализация программы работы

· Текущие и контрольные посещения

· Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком

· Снятие семьи с социальнопедагогического учета

На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:

1. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем

2. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации

3. Опрос – устный и письменный (анкетирование)

4. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых

5. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления

6. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание

2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих моральноэтических качеств

3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями

4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида

5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение

Методы социальнопсихологической помощи:

1. Консультирование

2. Тренинг

3. Социальный патронаж

Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС:

В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:

1. Устранению причин и условий неблагополучия

2. По оказанию конкретной помощи семье

3. По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе

Перспективное планирование воспитательной работы с детьми группы риска

Программы, направления деятельности Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
«Растим патриотов России» (гражданско-патриоти ческое)        
«Здоровье» (спортивно-оздорови тельное)          
«В мире прекрас ного» (художест венно-эстетическое)          
«Край родной» (эколого-краевед ческое, туристическое)          
«Труд – всему основа» (трудовое, экономии ческое, профориен тация)        
«Выбор» (нравст венно-правовое)        
«Интеллект» (учебно-познава тельное)        

На 20 – 20 учебный год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: