Совмещенный АВС и XYZ анализ в Ритейле
https://habrahabr.ru/company/datawiz/blog/269167/
Визуализация данных*, Алгоритмы*, Big Data*, Блог компании datawiz.io
Когда-то давно владелец магазина, он же продавец, мог легко запомнить все товары своего ассортимента. Рассказать об особенностях каждого, историю, насколько товар эффективен, знал точно как он продается, когда заказать еще…
С развитием ритейла управление движением товаров требует других подходов. Системы учета и аналитики продаж, управления ассортиментом дополняют опыт работников магазина или торговой сети.
Серьезные решения, например, о выведении товара из ассортимента, принимаются не так просто. И категорийному менеджеру, и управляющему магазином нужны обоснования для таких действий.
Поэтому одного вида анализа недостаточно. Применяют совмещение нескольких видов (по-другому, кросс-анализ).
В статье мы на примере товарной группы “Кондитерских изделий” рассмотрим основные подходы к организации кросс-анализа. А еще узнаем, кто виноват в том, что Рафаэлло — товар с нестабильными продажами.
При работе с ассортиментом сети или магазина используют кросс-подход, куда включены АВС и XYZ анализы.
В чем суть и почему именно их мы выбираем?
АВС-анализ – это распространённый метод изучения ассортимента, с помощью которого можно определить вклад каждого товара в оборот и прибыль магазина, распределить товары по категориям для эффективного управления ассортиментом.
Основные плюсы АВС анализа:
- рационализация управления ассортиментом — дает понять важность товаров, распределить усилия управляющих магазинами, категорийщиков;
- быстрый результат и быстрое применение управленческих решений;
- если проводить регулярно, сравнение с предыдущими периодами дает возможность отследить стадии жизненного цикла товаров.
Минусы:
|
- нужно учитывать многие дополнительные факторы, такие как товары-новинки, элитные и т.п.
- нужен массив данных для аналитики за определенный период: база по чекам, продажам или другим ритейл-данным;
- важна стабильность на рынке товаров, если происходят какие-то непредвиденные ситуации (резкая инфляция, политические волнения, и т.п.), данные АВС-анализа могут быть неточны.
Больше про методику проведения АВС-анализа мы писали тут.
XYZ–анализ определяет стабильность продаж товара за определенный период. Результаты позволяют разделить товары по категориям и выделить для них место на складе, уровень запасов и организацию доставки.
Плюсы XYZ анализа:
- данные для управления ассортиментом товаров и складскими запасами, организации работы с поставщиками;
- настройка разных вариантов доставки для разных категорий товаров;
- использование анализа для прогнозирования стабильности спроса;
- определение проблемных магазинов с нестабильными продажами;
- определение товарных дыр, коррекция системы поставок товаров.
Минусы:
- нужна, также как и для АВС, стабильность показателей, без сотрясений рынка;
- необходимы данные за несколько лет для полноценного анализа;
- сложно работать с сезонными товарами, а их достаточно много в ритейле;
- невозможно использовать на товарах с коротким жизненным циклом.
Больше про проведение XYZ-анализа рассказали тут.
Объединение результатов АВС и XYZ-анализов — популярный подход к управлению товарным ассортиментом. Оба метода хорошо дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта, то XYZ–анализ позволяет оценить скачки сбыта и его нестабильность.
|
Совмещая и используя кросс-подход, мы получаем статус или место каждого товара в ассортименте товарной группы, магазина или всей торговой сети.
Использование совмещенного анализа дает ряд дополнительных достоинств:
- выявление товаров со стабильными продажами, значительных для оборота магазина или сети, и убыточных товаров;
- повышение доли прибыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
- определение причин, влияющих на количество и место товаров, хранящихся на складе;
- перераспределение усилий персонала по управлению ассортиментом и его складскими запасами.
Стоит помнить что эти виды анализа, как и их совмещение, возможны только при наличие четкого учета товарооборота и статистики продаж.