Примеры тестовых заданий по Античной философии (мин.обр., интернет)




Периодизация и общая характеристика Античной философии

Периоды:

1. Досократический период 6 – начало 5 вв. д.н.э. (до Сократа – годы жизни: 470 – 399 д.н.э).

2. Классический (сократический) период серед 5 в д.н.э. – конец 4 в.д.н.э.

3. Эллинистический период конец 4 - 2 вв. д.н.э.

4. Римский период 1в. д.н.э. – 5 в. н.э.

1. В первый период постепенно сформировалась основная проблематика философии. Началось все с проблемы первоначала всего сущего (архэ) и устройства мира (космоса). Основная проблема: как объяснить многообразие видимого мира – Космоса и, одновременно, его единство, целостность (убеждение в том, что космос един и целостен древние греки усвоили из своей мифологии и религии). Ответ такой: необходимо найти единое первоначало всего сущего и показать - как из этого первоначала возникает многообразие космоса. Так как большинство философов этого времени в качестве первоначала выдвигали различные природные стихии, их называли «физиками» (от греческого «фюсис» - природа).

Самыми известными мыслителями данной эпохи были: философы милетской школы, а также Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, философы элейской школы.

Представители Милетской школы предлагали такие первоначала (архэ) сущего: Фалес – воду, Анаксименвоздух, Анаксимандрапейрон (беспредельное).

Пифагор и пифагорейцы первоначалом считали число (вернее числа которым соответствовали различные стихии природы).

Гераклит – огонь. При этом Гераклита считают отцом диалектики понимаемой как теории развития. Гераклиту принадлежит фраза: «в одну и ту же реку нельзя войти дважды» имеется в виду, что в другой раз тебя будут омывать иные воды и это будет уже не та река. «Все течет, все изменяется» - утверждал Гераклит. Если у Гераклита, как диалектика, развитие предстает как единства устойчивости и изменчивости, то у одного из его последователей – Кратила – развитие, изменчивость абсолютизируется. Кратил утверждал, что река есть постоянная изменчивость ибо когда ты войдешь в нее – тебя постоянно будут омывать иные воды. В связи с такими взглядами Кратил является основоположником релятивизма - абсолютизирующего изменчивость.

Существуют и другие трактовки диалектики:

1. диалектика как искусства побеждать в спорах – софисты;

2. диалектика как способ приходить к истине путем диалога – Сократ.

Эмпедокл и Анаксагор принимали в качестве архе 4 стихии: землю, воду, воздух и огонь. Смешиваясь в разных пропорциях, они порождают многообразие Космоса.

Элеаты – Парменид и Зенон Элейский ввели в круг философских интересов проблему отношения мышления и бытия (т.е. основной вопрос философии). Парменид разделял бытие (все существующее) на мыслимое бытие и бытие чувственно воспринимаемое. Он утверждал, что только мыслимое бытие есть бытие подлинное, потому что только мыслью можно охватить весь космос как единое целое, тогда как в чувственном восприятии нам даны лишь фрагменты окружающей действительности, ограниченные полем нашего видения.

Принципиальную разницу между чувственно воспринимаемым миром и миром мыслимым проиллюстрировал в своих апориях («апория» - безвыходное положение) ученик Парменида Зенон. В апориях «дихотомия» (разделение на два), «Ахилес и черепаха», «стрела» и др., он показал, что если рассуждать логически (т.е. мыслить ситуацию на основе заранее принятых предпосылок) то, окажется, что человек не сможет пройти отрезок пути (дихотомия), Ахил не догонит черепаху, а стрела не долетит до цели.

На примере апории «дихотомия» аргументация выглядит так: человек не сможет пройти отрезок пути, так как прежде чем пройти всё расстояние, ему надо пройти половину, а чтобы пройти половину, нужно пройти половину половины и так до бесконечности и, таким образом, в результате он не двинется с места.

Классический период.

Он начинается деятельностью атомистов (Демокрит и Левкипп), продолжается софистами (Протагор, Горгий, Продик и др.), а также Сократом и завершается системами Платона и Аристотеля.

Софисты («мудрствующие») обучали учеников за деньги, главная задача обучения – научить побеждать в спорах, причем, не важно, соответствует ли аргументация реальному положению дел, или нет. Отсюда вольное отношение к истине. Истина, согласно софистам, это то, что соответствует интересам индивида, что, полезно или выгодно ему. На этом основании их считают предтечами прагматизма философского направления возникшего в конце 19 – начале 20 вв. в США. (У. Джемс, Ч. Пирс, Д. Дьюи).

Важнейшим вкладом софистов в развитие философии является включение проблемы человека в орбиту философских исследований. Известно изречение Протагора: «Человек есть мера вех вещей, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Таким образом, софисты: а) – подчеркивали активную роль человека как субъекта познания, б) разрабатывали проблемы логики и аргументации, в) поставили задачу исследования человека как микрокосмоса.

Атомисты. Демокрит и Левкипп (некоторые исследователи считают, что Левкипп это не человек, а псевдоним Демокрита).

Проблему многообразия Космоса они решают, выдвигая атомистическую концепцию строения бытия. В качестве архе они предлагают «атом» (греч. - неделимый). Единство Космосу придает то, что всё в нем состоит из атомов, которые витают в пустоте. Многообразие космоса происходит из того, что, во-первых, сами атомы различаются по своей форме; а, во-вторых, они стихийно объединяются между собой, порождая разнообразие вещей и явлений. Живший веком позже, другой атомистЭпикур (его творчество относят к эллинистическому периоду), наделял атомы еще одним свойством, которое он называл «клиномен». Клиномен – это способность атома самостоятельно выбирать траекторию своего движения, и тем самым, атомы соединяются не хаотично, а избирательно. Этим свойством, Эпикур объясняет наличие устойчивых вещей, созданий, явлений. Т.е. атомы как бы ищут и соединяются с подобными себе, в результате формируются деревья, реки виды животных и растений и проч. К атомистам относят и философа римского периода Тита Лукреция Кара (1 в.д.н.э).

Сократ (470 – 399 д.н.э.). Сократ был одним из самых достойных граждан Афин. По свидетельству современников, во время военных действий в атаку он бросался первым, а отступал последним. В мирное время он неоднократно выбирался «пританом буле» т.е. членом «Совета пятисот», который управлял городом в промежутки между народными собраниями. Будучи несправедливо обвиненным в «развращении молодежи» (на самом деле учил молодежь мыслить самостоятельно и последовательно), был приговорен к смертной казни. И на 70-м году жизни, в соответствие с приговором, выпил смертельный яд и умер.

Так же как и Софисты, Сократ считал человека и его поведения важнейшим объектом философских размышлений, а искусство спора основным методом получения доказанных знаний. Однако, в отличие от софистов, Сократ полагал, что объективная (т.е. не зависящая от человека, его интересов и сиюминутных потребностей) истина существует: правильно поступает тот, кто делает это в соответствие с истинным положением дел. В качестве метода получения достоверного знания философ использовал искусство проведения диалога, спора, имеющего своей целью – истину. Свой метод Сократ называл «майевтикой» (от греч. «майевтика» - искусство вспоможения при родах). «Повивальная бабка, - говорил Сократ, - помогает рожать ребенка, а я помогаю рождать мысль». Взгляды Сократа, его блестящие победы в спорах и их результаты изложил его ученик – Платон в ранних диалогах. (В последующих диалогах, где, как и в ранних, главным участником был Сократ, Платон излагал уже свои идеи).

 

Завершается классический период грандиозными системами Платона (427 - 347) и его ученика - Аристотеля (384 - 322).

В учебной литературе часто используется фраза: «линия Платона и линия Демокрита» для обозначения двух основных направлений философии – идеализма (Платон) и материализма (Демокрит).

Платон – основатель философской школы – академии. Произведения Платона написаны в форме диалога: «Апология Сократа», «Парменид», «Федон», «Государство», «Законы» и др.

Основные положения идеалистической философии Платона покоятся на его онтологии (учении о бытии, о строении и формах существования универсума - Космоса). Философ разделяет космос на два мира: мир идей (эйдосов) – вечных, неизменных сущностей и мир материальных, изменчивых вещей, которые со временем прекращают свое существование. Материальные вещи суть есть лишь отпечатки, воплощения идей (идея лошади и реальная лошадь во плоти). Поэтому лишь мир эйдосов - вечный и неизменный - есть мир подлинный (подлинное Бытие), тогда как мир конечных и дряхлеющих вещей есть только временный отпечаток подлинного мира.

Единство Космоса определяется двумя факторами: во-первых, тем, что его основой являются вечные и неизменные идеи и, во-вторых, тем, что эти идеи существуют не сами по себе, а представляют собой некое единство, связанное единым. «Единое» Платона не является идеей, не обладает качественной определенностью, оно выполняет чисто конструктивную функцию объединять.

Согласно Платону Космос представляет собой единство Души и Тела (материи). Душа, в свою очередь, подразделяется на идейную (эйдетическую) часть и страстную часть (отвечающую за воплощение идей в вещи). Этому большому Космосу – макрокосмосу тождественен микрокосмос то есть человек, который также состоит из трёх частей: ума (идейная часть), страстей (эмотивная часть) и тела (материальная часть).

Утопия Платона (учение об идеальном государстве).

В основе проекта совершенного государства лежит тезис о тождественности макрокосмоса и микрокосмоса. Когда при рождении человека в него вселяется душа, то в зависимости от того, какая из составных частей человека превалирует в конкретном индивиде, люди подразделяются на три группы: тех, у кого превалирует ум, тех, у кого превалируют страсти, эмоции и тех, у кого превалирует тело. Идеальным (совершенным) будет такое государство, общество в котором каждый будет занимать такое положение и заниматься таким делом, к которому он приспособлен по своей природе. «Телесные» люди должны работать в сельском хозяйстве, заниматься ремеслом, торговлей и т.п., удел «страстных» людей воинская служба, охрана порядка и т.п., а вот та небольшая группа людей, у которых превалирует ум, составит круг из которого набираются правители государства.

В идеальном государстве все свободные люди получают образование, уровень и характер которого соответствует тем обязанностям, которые им предстоит выполнять.

Особое внимание Платон уделяет образованию будущих правителей (их он называет «философы-правители»). Их обучение длится около 40 лет. Благодаря тому, что у них преобладает умственная часть души, она (их душа) может путем «атараксии» (отвлечения от всего, что связывает человека с окружающим миром – страстей и телесных потребностей) припомнить то свое состояние, когда она находилась в мире вечных идей – сущностей. И, следовательно, так как мир идей это есть основа и сущность космоса, то эти люди становятся обладателями абсолютных знаний о сущем. Именно то, что человек знает, как устроен мир и дает ему право управлять.

Разницу мировидения между обыкновенными людьми (физическими работниками и стражами) и философами-правителями Платон проиллюстрировал в диалоге «Государство» посредством «образа пещеры». Представьте, пишет Платон, что в пещере лицом к ее тыльной стене, сидят люди. Перед пещерой горит костер. Между костром и пещерой проносят различные предметы окружающего мира, которые отбрасывают тени на тыльную стену пещеры. Вот эти тени и есть то, что обыкновенные люди считают окружающим миром. Отсюда следует, что только будущие правители через колоссальный сорокалетний труд могут как бы выйти из пещеры наружу и увидеть каков мир на самом деле.

Есть еще два необходимых условия для получения права управлять обществом: а) у правителя не должно быть семьи и б) у него не должно быть собственности – то есть личных интересов.

Анализируя современные ему формы государств, Платон на основании 2-х критериев дает их типологизацию. Во-первых, государства подразделяются на справедливые и несправедливые. Справедливые государства, это те, где власть осуществляется в интересах всего общества, а несправедливые - те, где власть имущие в первую очередь заботятся о своих интересах. Во-вторых, форма государства определяется количеством управляющих. Таким образом, мы имеем:

- монархию – справедливую власть одного человека;

- тиранию – несправедливую власть одного человека;

- аристократию – справедливую власть меньшинства;

- олигархию - несправедливую власть меньшинства;

- демократию - справедливую власть большинства;

- тимократию - несправедливую власть большинства (военных);

Демократию, на том основании, что она очень часто приводит к власти агрессивных и недалеких людей - охламонов, живущих одним днём, Платон считает властью неустойчивой. В результате из существующих типов государств по Платону лучшими будут устойчивые монархия и особенно - аристократия.

Аристотель (384 - 322). Ученик Платона и учитель Александра Македонского. Создатель своей философской школы – Ликея (отсюда - лицей). В общем виде отношение между основными положениями систем Платона и Аристотеля, последний выразил в известной фразе: «Платон мне друг, но истина дороже!».

Аристотель – первый по-настоящему ученый философ. Его основная философская работа «Метафизика » написана на основе критического анализа взглядов и идей предыдущих мыслителей. Среди других важнейших работ - «Физика», «О душе», «Поэтика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель - создатель формальной логики ( «О софистических опровержениях», «Первая..и Вторая аналитики», «Риторика»), создатель метеорологии, автор классификаций растений и животных. И, в целом, труды Аристотеля являются базой первой научной картины мира. Аристотелевская картина мира просуществовала 2 тысячи лет вплоть до 17 века, когда ее сменила Галилеево-Ньютонианская.

Свою философскую систему Аристотель начинает с критики онтологии Платона и предлагает свой вариант онтологии.

Он отвергает деление космоса на мир бестелесных идей (по Платону - подлинное Бытие) и мир вещей. Он считает что идеи (Аристотель предпочитает термин «формы») принадлежат самим вещам. Таким образом, не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, а существуют только конкретные данные вещи – «индивидуумы». Индивидуумы, например, данная лошадь, или данное дерево – это первичные сущности, а их виды – кони вообще, деревья вообще – это вторичные сущности.

А что такое Бытие? Ответ на этот вопрос Аристотель пытается дать двояким способом.

Во-первых, через посредство учения о категориях;

во-вторых – посредством учения о четырех видах причин.

1) Термин «категория» переводится как высказываниео бытии. Всего философ выделяет 10 категорий: первая категория – сушность, остальные 9 категорий дают её характеристику. В результате получается следующее определение бытия: Бытие это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения; места, времени, положения; состояния, действия, страдания.

2) Учения о четырех видах причин. Здесь философ решает проблему многообразия Бытия, Космоса. Согласно этой теории каждая вещь, индивидуум есть результат соединения 4-х причин: материальной, действующей, формальной целевой. Например, чаша для жертвоприношений создается из меди (материальная причина), мастером (действующая причина) в форме сосуда (формальная причина) с целью жертвоприношения (целевая причина).

Особое внимание Аристотель уделяет взаимоотношениям материи и формы. В масштабе Космоса он определяет материю как потенцию, которая ограниченна формой. При этом философ считает материю пассивным началом, а форму – началом активным. Все сущее на Земле обладает материей и формой. Изменение любого из этих составляющих ведет к изменению сущности. Высшей формой всего сущего (высшей Сущностью) является Бог.

Гносеология Аристотеля.

Носителем сознания является Душа, которая имеет 3 уровня:

- растительная душа, отвечающая за функции питания, роста и размножения (растения);

- животная душа, помимо предыдущих функций, отвечающая за функции ощущения и желания;

- разумная (человеческая) душа, охватывающая всё предыдущие функции и отвечающая, в добавок, за рассуждения и мышление.

Человек есть высшее существо: в биологическом отношении – он высокоорганизованное животное, но, в отличие от животных, обладает мышлением и разумом. Он склонен жить вместе с себе подобными, что приводит к образованию общества: «Человек – это политическое (общественное) животное» - Аристотель.

Учение о государстве.

Так же как и Платон, Аристотель подразделяет государства на два типа - справедливые и несправедливые. В справедливых государствах власть осуществляется в интересах всего общества. В несправедливых – власть имущие заботятся только о своих интересах. Опираясь на этот критерий, и с учетом количества управляющих Аристотель выделяет следующие виды государств:

- монархию – справедливую власть одного человека;

- тиранию – несправедливую власть одного человека;

- аристократию – справедливую власть некоторых – лучших, уважаемых граждан;

- олигархия - несправедливая власть состоятельного меньшинства;

- политию – власть с широким представительством самостоятельных граждан, патриотов страны. Исключаются самые богатые и самые бедные.

- охлократию – власть толпы, крайняя демократия.

Лучшими формами государства Аристотель считал аристократию и, особенно, политию, которая в действительности не существовала, а являлась проектом Аристотеля. Причем, в отличие от утопического идеала Платона, проект Аристотеля, при определенных условиях, может быть осуществлен. (Современные демократические республики – пример, такой реализации).

3. Эллинистический период.

Третий период, начавшийся с захвата греческих городов – полисов Александром Македонским, характеризуется сдвигом центра философских исследований с проблем, связанных с Космосом, Человеком, Обществом в их целостности и всеобщности в сторону вопросов связанных с жизнью отдельного человека – индивида. Основной проблемой философии становится: Как в условиях порабощения общества захватчиками выжить и жить человеку?

Предлагается 4 стратегии жизни, каждую из которой пропагандировала соответствующая школа:

Киники (Диоген Синопский – «бочечник», Антисфен, Кратет) проповедовали асоциальный образ жизни – одиночество, бродяжничество, попрошайничество, пренебрежение к гигиене и т.п., т.е. отвергали культурные ценности общества.

Стоики (Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп; в Римскую эпоху – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) так же как и киники, проповедовали освобождение от влияния внешнего мира, но не путем отвержения ценностей культуры, а, напротив, предлагали путь постоянного самосовершенствования, восприятия и развития лучших достижений культуры. Тем самым идеалом стоиков был мудрец, стоящий над обыденностью - просвещенный, бесстрастный и добродетельный.

Сенека сформулировал один из вариантов «золотого правила морали»: «поступай по отношению к нижестоящему так, как ты бы хотел чтобы по отношению к тебе поступал вышестоящий».

Киренаики (Аристип из Керены) в а качестве цели жизни видели счастье, понимаемое как наслаждение, удовольствие материальными благами. Средством достижения этой цели считали богатство.

Эпикурейцы также как и киренаики исходили из того, что человек должен жить комфортно и счастливо. Они считали, что источником несчастья является неудовлетворенная потребность, поэтому средством достижения благостного состояния они полагали воспитание в себе умеренных потребностей. Следовательно, счастлив тот, кто наслаждается, довольствуется малым. При этом не обязательно отказывать себе и в более изысканных удовольствиях – главное, чтобы отсутствие изысков не ощущалось как страдание, как проблема.

Римский период.

Среди представителей Римского периода следует отметить:

во-первых, названных выше стоиков Сенеку, Марка Аврелия, Эпиктета;

во-вторых, римских философов Тита Лукреция Кара, работавшего как Демокрит, Левкипп и Эпикур на платформе атомистического понимания основы бытия (работа «О природе вещей»), и Цицерона («О природе богов», «О дивинации» (о предвидении); «Тускуланские беседы» - о политике и нравственности).

В-третьих, неоплатониковПлотина, Порфирия, Прокла.

Так, например, Плотина считают философом, который логически завершил систему Платона, придав понятию «Единое» абсолютный статус инстанции формирующей целостный космос. Единое это Солнце, Добро, Благо, Истина. Объединяя идеи (вечные, неизменные сущности) в гармоническое единство, Единое пронизывает и оформляет темную хаотичную материю, порождая многообразие вещей, существ и процессов окружающего мира. В результате мир организуется как единый, гармоничный одухотворенный, самодостаточный и многообразный Космос.

Неоплатонизм оказал большое влияние на становление христианского богословия. Первый систематизатор христианского вероучения Августин был неоплатоником. Заметное влияние неоплатонизма испытывали такие средневековые философы как Боэций, Эриугена и др., философы Возрождения – Николай Кузанский, Дж. Бруно, философы Нового времени - Спиноза, Лейбниц, Беркли.

В-четвертых, гностиков.

Представители данного направления (Василид, Гераклеан, Валентин) считали, что самым достойным человека занятием является познание окружающего мира. Человек, представляющий собой единство духа, души и плоти, посредством знания (гносиса) через аскетическое возвышение духа преодолевает свою разорванность и достигает внутренней гармония своего я. Считалось, что достижение такой гармонии доступно лишь немногим «аристократам духа». Взгляды и духовные практики гностиков также оказали большое влияние на современных гностикам и последующих адептов христианского вероучения.

 

Примеры тестовых заданий по Античной философии (мин.обр., интернет)

Установите соответствие между основными понятиями античной философии и их значениями. 1. Космос разумная необходимость, закон 2. Логос цель, предназначение сущего 3. Архе упорядоченное целое 4. Телос начало, принцип Для того, чтобы правильно решить задание надо знать содержание соответствующих терминов:
Космос («порядок») – термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого: так, Пифагор называл универсум «космосом», исходя из наличия в нем гармонии; Анаксимандр писал о концентрических сферах «элементов» внутри мира-небосвода; Гераклит говорил о «мирострое» вселенной; Платон объяснял возникновение космоса как результат упорядочивающей деятельности демиурга (творца). Логос («слово», «смысл») – термин, означающий разумную необходимость, управляющую миром; это универсальный закон, придающий смысл, стабильность и гармонию всему сущему: термин был введен Гераклитом с целью обозначить всеединство и законосообразность постоянного движения в мире; стоики называли Логос «душой космоса»; неоплатоники – эманациями (истечениями) умопостигаемого мира. Архе(«начало», «принцип») – термин для обозначения онтологического и гносеологического принципа первоначала; большинство древнегреческих философов (Фалес, Гераклит и др.) понимали под «архе» субстанцию или «первоматерию», находящуюся за границами чувственного восприятия и являющуюся основой всего сущего: термин объясняется у Платона как «нечто невозникшее» и у Аристотеля как «недоказуемое» «начало сущности». Телос («завершение», «цель») – предназначение сущего – отдельных вещей, человека и мира в целом: термин формируется в классический период древнегреческой философии у Платона и Аристотеля и означает свойство самой природы вещей («природа ничего не делает напрасно») – это не просто причинно-следственные связи явлений, а внутренняя логика целенаправленного движения.

Решение:

1. Космос 2. разумная необходимость, закон
2. Логос 4. цель, предназначение сущего
3. Архе 1. упорядоченное целое
4. Телос 4.начало, принцип

 

Установите соответствие между античными философами и характерным для них пониманием сущности:

Все из Воды Фалес

Все из Воздуха Анаксимен

Все из Огня Гераклит

 

Функциями философии, о которых идет речь в высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» являются:

координирующая
интегрирующая
гносеологическая
воспитательная
гуманистическая

 

 

В сочинении «Политика» Аристотель выделил три «правильных» и три «неправильных» формы государственного правления на основе субстанционального (от кого исходит власть) и количественного (от скольких граждан исходит власть) признаков. Установите соответствие между формами государства и их признаками.
1. Монархия
2. Тирания
3. Аристократия
4. Олигархия
5. Полития
6. Демократия

7. Тимократия

2. беззаконное правление одного

5. власть среднего слоя

7. власть честолюбцев, военных

6. власть народа

3. правление лучших

4. власть богатых

1. справедливое правление одного

 

Аристотель относил к основным философским категориям:

качество
сущность
количество Следующее
дедукцию
принцип развития
индукцию

Аристотель в сочинении «Метафизика» выделил четыре причины бытия, каждая из которых выполняет определенную функцию в становлении и существовании каждой вещи. Установите соответствие между причинами бытия и понятиями, выражающими их функции.
1. Материальная
2. Формальная
3. Движущая
4. Целевая

 

эвдемония

3. энергия

4. энтелехия

2. сущность

1. субстрат

 

 

Представителями античного атомизма являются:

Платон
Демокрит
Эпикур
Ж. Маритен
  Установите соответствие между философскими школами и представлениями о процессе познания. 1. софисты 2. эпикурейцы 3. стоики 4. Скептики 2. знание дает наслаждение
    4. достоверное знание невозможно
    знание должно быть простым
    3. знание есть результат самовоспитания
    1. любое знание относительно

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: