Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общего к частному)




Антич. философии

Переход от мифологического мышления к рациональным приемам исследования действительности --характеристикой античной философии и основной её заслугой.

философия впервые получает статус науки;-космоцентризм

пантеистична – Бог растворен в природе.- влияние на направление и темпы развития, европейской цивилизации и даже мировой.

Стихийная диалектика. Борьба противоположностей

Рационализм знания логика

Знание=мудрость=нравственность

Ант фил. отличает также способность развиваться. Она не канонизировала, как на Востоке, свои открытия и прозрения, не загоняла их в страницы священных книг, избежала догм и ограничений. Кроме того, уникальной чертой античной философии является настрой её мыслителей на уважительное отношение к философскому наследству предшественников. Эллины жили в твердом убеждении, что каждая высказанная сегодня мысль, завтра будет улучшена, и поэтому древнегр филразвивалась не только свободно, но и логически цельно сохраняя и усиливая в себе лучшее, что в ней

Именно на этом этапе древнегреческая мысль стала философией, поскольку отказалась от мифологических объяснений возникновения мирового порядка из хаоса, и предприняла поиск архэ — изначальной стихии мира, его первоэлемента первовеществ досократовский

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА ФАЛЕС. Архэ-вода:текучесть материи, вода все в движение(гилозоизм) АНАКСИМАНДР. Архэ-апейрон-неопределенное, бесконечное начало. Первый поставил вопрос о происхождении жив. И чел. Его ученик

архэ, обладало безграничной возможностью порождать многообразие качеств мировых предметов АНАКСИМЕН. Архэ-воздух: он пораждает все вещи уптем сгущения

ГЕРАКЛИТ

проблема
первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир

Архэ — это огонь: принцип пантерии все течет. Начало диалектических идей в прямом фил-ом значении. первоначальной стихией мира является огонь, который подчинен вселенскому разуму, Логосу, разумность всего мира. мир находится в постоянной изменчивости потому что в нем борются противоположности. Нельзя в одну и ту же реку

ПИФАГОРЕЙЦЫ. Архэ — это число:

Элейская школа учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа.противопоставили мысленное бытие – чувствено воспринимаемому, указывали на текучесть, неустоустойчивость ощущ-й и бытия.

КСЕНОФАН острая критика преписования сверестественное. Идея монотеизма, пантеизма. Бог слит с природой. ОТЛИЧИЕ: все статично

ПАРМЕНИД: термин бытие. Первый метафизику, разумное познание,

ЗЕНОН. Создал апории для опроверждения возможности перемещения, движ не может начаться и закончится(дихотомия) вторая апория про черепаху. Здесь гооврится не о реальности или сущ-е движении, а о возможности его постижении разумом.

АТОМИСТЫ Левкипп и Демокрит Первоначала мира — это атомы и пустота Атомы неделимы, неизменны, вечны и непроницаемы. Они невидимы по причине своей малости Атомистическая концепция Левкиппа и Демокрита содержит в себе много ошибочных выводов о характере природных процессов и слабо проработана в деталях. Но основные, наиболее существенные положения их концепции сохраняют свою ценность

первоэлементы — вода, воздух, земля и огонь — не являются в привычном нам понимании. натурфилософы не были настолько просты и наивны. Это лишь ярлыки обозначающие его специфику, соотноситься с тем или иным природным.

 

 

Класич.рассвет Главное отличие этого этапа: ярко выраженный антропоцентризм и именно в это время возникают сложные философские системы, которые охватывают все разделы философии (онтологию, гносеологию, антропологию, социальную философию) знания.мудрецы их название — софисты (софос- мудрый).осн- Протагор, георгий, продик, гиппий, старшие. Фразимах, критий-младш. Агностицизм: четко обозначались проблемы гносиологизма-нет обьяснений нет истины. Зависит от времени места и чела. Рассматривает все относ-но. Этика-рассмат-ет все относ-но.

Сократ «я знаю что ниче не знаю»,зло-незнание, этический рационалимз: мораль,знание, нрав-ость одно!

К этому этапу относятся софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся мудрец, философ-педагог, полемист. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были этические проблемы, затрагивающие всех людей: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Именно поэтому Сократ считается автором концепции антропологической этики. Сократ считал, что сущностью человека является душа (именно ее наличие отличает человека от всех других существ). Под душой же Сократ понимал наш разум и нравственно ориентированное поведение. Отсюда цель жизни по Сократу – стать нравственно совершенным. Источником же нравственного, духовного совершенства является знание. Сократ полагал, что любое зло, порок совершается от незнания. Большое значение деятельности Сократа в том, что он открыл метод майевтики. Платон ученик Сократа, основатель школы – Академии, основоположник идеалистического направ в филос Весь мир он делит на: а) чувственный мир («мир вещей») – он временен, изменчив и в действительности не существует и мир идей – действительный мир, каждая вещь имеет свой идею). В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Платон сторонник теории переселения души Душа с помощью разума должна «припомнить» то, что уже до рождения видела в мире идей. В своей социальной философии Платон создает первую в истории философии модель идеального государства. Аристотель –ученик Платона Аристотель делил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия; поэтическую, где рассматриваются эстетические проблемы Осмысливая бытие, Аристотель выступает с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир идей», и «мир вещей». Аристотель это опровергает и доказывает существование только единичной и конкретно определенной вещи (индивидуума), которая является первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов – вторичной Историческое значение Аристотеля в том, что он дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; систематизировал и распределил по категориям философские знания;внес существенный вклад в развитие логики.

 

эпикуреизма Эпикур и Лукреций Кар (Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма. было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Это идея об «отклонении» атомов, когда атомы движутся в «связном потоке». Эпикур решает вопрос так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Таким образом, Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности.

И Эпикур и Лукреций самым недвусмысленным образом признают существование богов.

Зенон В стоицизме мы находим логическое, космологическое, физическое и этическое «оправдание» зла и страданий в этом мире. Во-первых, ничто не существует без своей противоположности, а Во-вторых, то, что для человека является злом и несчастьем, то для космоса в целом оказывается благом. В-третьих, на низших уровнях бытия слепая необходимость природы противится божественному разуму, и из этого сопротивления материальной стороны мира его духовной сути тоже вырастает зло. последнее этическое объяснение зла:у зла по отношению к человеку есть свое высшее назначение. Зло существует в мире для того, чтобы люди, претерпевая невзгоды, становясь все добродетельнее и одухотвореннее. Сущность всего есть разум

 

идея фил школы стоиков (сходная с идеей философии киников) освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели (самодостаточности). Кинизм это форма мировоззрения, для которого было характерным тотальное отрицание ценностей, норм, институтов, традиций, законов, идеологии того общества, Опрощения и бедности, равноправия женщин, космополитизма, внутренней свободы, индивидуализма, киники сами поставили ряд важнейших проблем, долгие столетия волновавших людей. Основоположником был ученик Сократа проповедовавший опрощение жизни. его ученик Диоген (412—323 до н.э.), прославившийся своим эпатажным поведением, едким остроумием и аскетическим образом жизни, вокруг которого слагались легенды (по преданию, он жил в бочке). Он говорил, что люди соревнуются, кто кого столкнет пинком в канаву, но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. Он учил, чтобы ели простую пищу и пи ли воду, коротко стриглись, не надевали украшений Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись: разрыв социальных связей, одиночество; скитания; попрошайничество; старой одежде, пренебрежение к гигиене; критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; непризнание авторитетов; отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи хиппи: Идеология - человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных, целенаправленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения

 

В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины. Скептицизм – это единственная идеология, которая не отрицает правоты других идеологий. Никакое другое учение не является столь же терпимым к другим идеям, как скептицизм. Сомнение как сущность скептицизма означает, что нельзя однозначно соглашаться с каким-либо суждением, но при этом нельзя и однозначно его отвергать. То, во что верят люди, вполне может оказаться истиной, хотя и нельзя исключить, что они ошибаются. На сегодня пока еще ни одно из выдвинутых человечеством учений не соответствует требованиям, предъявляемым к истине. Более того, эти требования столь высоки, что нынешний уровень развития познания и познавательных средств человека не позволяет рассчитывать, что истина обнаружится в ближайшее время. древнегреческий мыслитель ПирронГлавной целью философствования Пиррон считал достижение счастья. древний скептицизм не побуждает к активной деятельности, но, напротив, призывает к равнодушию, которое лишь допускает такую деятельность. Раз мы ничего не знаем, то мы и должны воздерживаться от каких-либо суждений. Для нас всех, говорил Пиррон, все безразлично. В результате воздержания от всяких суждений мы должны поступать только так, как поступают все обычно, согласно нравам и порядкам в нашей странеСкепсис у Пиррона не является самоцелью, но есть средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и обесценение всех общепринятых ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения», не ведут при этом ни к отшельничеству, ни к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей, как это бывало в других философских школах и религиях. 1 вещи неразличимы и

-*безразличны, неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения; наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными;

-*поэтому надо освободиться от всех субъективных представлени,;

-*из такого отношения возникают сначала афасия (состояние, при котором о вещах больше нечего сказать), затем атараксия (безмятежность, невозмутимость), а затем апатия («тишина»

Сознавая данные обстоятельства, древние скептики призывали к воздержанию от суждений, равнодушию и полной невозмутимости. Новый скептицизм отвергает такую пассивность, он не останавливается перед ожиданием, что какие-нибудь боги в один прекрасный день снизойдут, дабы просветить человека на счет каких-либо истин. Напротив, новый скептицизм требует, чтобы человек сам развивался и непрерывно расширял горизонты своего познания. Неизвестно, к каким результатам приведет такое развитие, но шанс решить проблему увеличивается.Новый скептицизм – это философия действия. Пусть истина нам пока недоступна из-за нашей слабости, но мы должны сделать все, чтобы преодолеть эту слабость и получить хоть какую-то возможность пробиться к истине. Для этого необходимо, прежде всего, лелеять жизнь вообще как саму возможность развития и всякую индивидуальную жизнь как вместилище уникального опыта.

Если оценивать новый скептицизм в ряду иных учений о смысле человеческой жизни, то он включает в себя все обычные для подобныхучений элементы:

--учение о конечной цели всякой деятельности; --учение об условиях достижения этой цели;-основанное на первых двух пунктах учение об оптимальной стратегии поведения. Конечной целью в данном случае,, является возможность познания этой цели. У человека нет достаточных оснований уверенно и однозначно судить о том, что должно быть его конечной целью поэтому он должен стремиться достичь такой степени развития, когда у него появятся эти основания.

 

Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. В центре внимания новой философии - теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с которого начинается построение всех наук. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.

-наукоцентризм, -разрыв схоластики и религии-всегомучещество разума- метафизика все раздельно все единый механизм-человек свободный субъект – полемика между разными идеями Рационализм и его представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.Лейбниц.

Р. Декарт - дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций - духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции - мышление, материальной - протяжение. Модусы первой: чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй: форма, движение, положение в пространстве и т.д. Человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существуют обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой.

Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общего к частному)

Спиноза критикует Р. Декарта. Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция - сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя; с другой, все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, тем не менее сотворены кем-то иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Богом - и в своем существовании полностью зависят от него Спиноза считал, что решить это противоречие можно образом: отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция - природа, которая есть причина самой себяГ

.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. Если бы существовала только одна субстанция, то, по мнению Лейбница, все вещи были бы пассивны, а не активны. Все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь - субстанция. Число субстанций бесконечно. Весь мир состоит из огромного количества субстанций Он называет их «монадами Высшая монада – Бог

Лейбниц пытается примирить эмпиризм и рационализм. Все знания он разделил на два вида - «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер. «Истины факта»
- знания, полученные эмпирическим путем Эмпиризм и его представители: Ф.Бэкон и Т.Гоббс.

Фр.Бэкон - родоначальник эмпиризма Два главных труда - «Новый Органон» и «Новая Атлантида» Бэкон ставил задачу реформы науки, противопоставляя свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался Аристотель в своем «Органоне». Основанием преобразования науки философ считал критику схоластики. первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Необходима новая теория индукции.
Ф.Бэкон критикует рациональное познание, т.к. оно недостоверно и ненадежно - разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет «идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида - «идолы пещеры», «идолы рода», «идолы площади» и «идолы театра». «Идолы рода» - это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. «Идолы пещеры» - это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека («пещера») отражаются на его выводах в процессе познания. Например, одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие напротив отдают предпочтение только новому. «призраки рынка» - неправильное неточное употребление понятийного аппарата: слов, определений, выражений. «Призраки театра» - влияют на процесс познания существующей философии.. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней четко выступают два пути, или метода исследования: догматический и эмпирический. Ученый, следующий догматическому методу, начинает свою работу с общих умозрительных положений и стремится вывести их них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет свою паутину. Ученый, следующий эмпирическому методу, стремится только к максимальному накоплению фактов. Он похож на муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что ни попадется на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, который доставляет опыт. Это путь «пчелы», соединяющий в себе все достоинства «пути паука» и «пути муравья». Необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщив их (взглянуть на проблему «снаружи»), а, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. Т.о. лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбора и обобщение фактов, накопление опыта) с использование рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Глав задачи позн-я - помочь человеку добиться практических резуль-в в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Отсюда известный афоризм Ф.Бэкона: «Знание - сила!». Томас Гоббс - материалист и эмпирик, продолж учения Ф.Бэкона. никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть всегда налицо. Источником познания по Гоббсу могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании - это получе-е орга-ми чувств сигн. из окруж-го мира и их последующая переработка. Т.Гоббс известен своим учением о происх-и гос-ва «Левиафан Он различает два состояния челов-го общ-а: естеств-е и граж-ое. тезис фил-фа – прир. Чел-а изнач-о зла. в естест-м сост-и люди действуют, руководс-ясь лич. Выго., эго и. Каждый считает, что имеет право на все. Здесь право совпадает с силой, а пренебрежение чужими интересами приводит к «войне всех против всех». Эта война грозит взаимным истреблением. Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от «права на все»

Инст., направ-й людей к общей цели и удерж-ий их от действий, нарушающих мир, - совершенной формой Т. Гоббс считал абс-ю мон.

Француский мех.материализм Ламетри «Человек-машина» Ее открытый материализм возбудил прежде всего консервативные круги.В его работе изложены почти все основные принципы, которые были развиты фран.матер. Ламетри исходит из сенсуализма Локка и признает объек-ую основу ощущений — внешний мир. он подчеркивает, что материя находится в постоянном движенииОсновной проблемой философии была взаимосвязь материи и сознания.Мышление является способностью определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях. он считает душу материальной, «двигателем» живого организма. Гольбах «Система природы» Главной идеей этого произведения -сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Природа-совокупность различных движущих сил материи. Он как и большинства французских материалистов, атеист.«Каждый чел, кот-й разумно рассуждает, скоро станет атеистом, ибо при помощи рассуждений он придет к тому, что теология является набором небылиц, что религия противоречит всем принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое познание»

Фил-я просв Вольтер. Он считал, что знания проистекают из ощущений. Дидро называют самым глубоким представителем французского материализма. “Энциклопедии”Особенность философских воззрений Дидро — это то, что он стремился на основе диалектических идей проникнуть в природу возникновения и существования жизни.

Субъек. Идеал Беркли Он видел в атеизме большую опасность для умов. Будучи священнослу-лем, он выступил против матер-зма .он стремился защитить религию от материализма. Ощущения в понимании Беркли — это единственная реальность, с которой имеет дело познающий субъект. существуют лишь ощущения, а материя не существует. Она — предрассудок материалистов. Полемика с Беркли в последующие времена позволила выявить недостатки онтологических и гносеологических идей субъективного идеализма.

Юм « Трактат о человеческой природе” Юм — скептик. Как и Беркли, Юм исходит из того, что источник познания — в ощущениях или впечатлениях субъекта. Однако Юм считал неприемлемым мнение Беркли о том, что источником ощущений является всемогущее существо или божество.Он полагал, что источником знаний о порядке вещей служат не теоретические изыскания, а вера. Согласно Юму, результаты усилий философов демонстрируют лишь слепоту и слабость человеческого разума.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: