КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ: «Теория социальной работы»
НА ТЕМУ: «Социальное обеспечение безработных граждан. Психолого - педагогическая помощь ищущим работу»
СТУДЕНТКИ 1 КУРСА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
БОГДАНОВОЙ ГАЛИНЫВЛАДИМИРОВНЫ
Отметка о регистрации
Контрольной работы_______________________________________________
Дата подпись ответственного за регистрацию
Отметка о проверке
Контрольной работы________________________________________________________
Дата подпись проверяющего
Шарья, 2010
План
1. Социально-экономическая сущность безработицы в условиях рыночных отношений………………………………………………..3
2. Методы и формы социальной работы с безработными………….4
3. Психологическая помощь безработным……………………………15
4. Виды, направления, формы и методы социально-психологической поддержки безработных………………………………………………16
Литература
Социально-экономическая сущность безработицы в условиях рыночных отношений
Переход России к рыночным отношениям повлек за собой специфические проблемы социально-трудовой сферы. Дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что привело к безработице. В этой связи особенно актуальным становится изучение современных процессов, происходящих на рынке труда, а также последствий роста безработицы и особенностей социальной работы с безработными гражданами. Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости служит Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Согласно ст. 1 занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Безработица (ст. 3) — это сложное социально-экономическое явление, не позволяющее части экономи чески активного населения, желающего работать на условиях найма или создания собственного дела, реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишенной вследствие этого основного дохода (заработной платы).
В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) безработица рассматривается как потеря заработков в связи с тем, что человек, способный трудиться, готовый трудиться и действительно ищущий работу, не имеет возможности получить подходящую должность. Безработными являются лица в возрасте экономической активности населения (15 — 72 года), не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода и соответствующие во время обследования трем критериям: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском работы в течение четырех недель, предшествующих неделе обследования, используя разные способы; в) готовы приступить к работе в течение двух недель с момента проведения обследования.
В нашей стране безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории России, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие ее и готовые приступить к ней.
Безработными не могут быть признаны:
-граждане, не достигшие 16-летнего возраста;
-граждане, которым в соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости или инвалидности, кроме
инвалидов III группы;
-те, кто в течение 10 дней после обращения в службу занятости отказался от двух вариантов подходящей работы, а впервые
ищущие работу и не имеющие специальности (профессии) — после
двух отказов от получения профессиональной подготовки или от
предложенной работы, в том числе временного характера;
-лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения для признания их безработными;
- трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.
Методы и формы социальной работы с безработными
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно-самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власть субъектов РФ и органов местного самоуправления.
С 1996 г. регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В его задачи входят: выработка активной политики занятости, управление национальной системой службы занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы занятости и др.
Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:
-свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
-охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
-бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Безработным гражданам гарантируются:
-бесплатное получение услуг в сфере профессиональной opиентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости;
-обеспечение социальной поддержки;
-компенсация в соответствии с законодательством Российской
Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу
(обучение) в другую местность по предложению органов службы
занятости;
-бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам.
Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным:
-выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
-выплату стипендии в период профессиональной подготовки,
повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
-возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
-возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность, для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.
Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетенцию службы занятости входят:
-содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;
-повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, также организация профессионального образования безработных;
-квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на
рынке труда категорий граждан;
-информирование населения, работодателей, государственных
и негосударственных структур о состоянии рынка труда;
-территориальное перераспределение работников;
-помощь в развитии предпринимательства и самозанятости
граждан;
-обеспечение социальной поддержки безработных;
-сотрудничество с работодателями для комплексного решения
проблем клиентов службы занятости;
- совершенствование механизма финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов.
-Первичная регистрация безработных граждан осуществляется
в целях учета общей численности безработных, обратившихся в
службу занятости за консультацией. В регистрационных документах
указываются анкетные данные клиента, его профессия и причины
обращения в службу занятости.
-Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности.
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.
Для этого безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца и следующие документы: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; б) трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; в) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации.
Специалисты службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии, два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может быть предложена профессиональна) подготовка (переподготовка). На каждого клиента, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.
3. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется
на основании решения органов службы занятости населения о при
знании гражданина безработным, которое принимается не позднее
11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.
Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторное обращение. В случае несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратиться с иском в суд.
- Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже 2 раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы.
-Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется в следующих случаях: если гражданин признается занятым в соответствии с трудовым законодательством; если он проходит профессиональную подготовку или переподготовку, повышает квалификацию по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; если он не является без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в качестве безработного; при длительной (более месяца) неявке в органы службы занятости без уважительной причины; при переезде в другую местность; в случае назначения гражданину пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет; когда устанавливаются нарушения со стороны безработного.
По мнению некоторых специалистов, нормализации ситуации в области занятости населения будет способствовать развитие малого предпринимательства, особенно в небольших городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, повышает деловую активность граждан, их конкурентоспособность на рынке труда.
Другим вариантом увеличения занятости является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не получающие пособия, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий граждан:
-впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не
имеющих профессии (специальности);
-уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или
другие действия, предусмотренные законодательством Российской
Федерации;
-прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
-стремящихся возобновить трудовую деятельность после дли
тельного (более 1 года) перерыва, а также направленных органа
ми службы занятости на обучение и отчисленных по их вине;
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по
имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
-состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих;
-обратившихся в органы службы занятости после окончания
сезонных работ.
В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью:
-повышения конкурентоспособности конкретного человека
рынке труда;
-сокращения уровня безработицы;
-изменения профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;
- минимизации финансовых издержек государства.
Данный вид деятельности службы занятости — один из главных
элементов активной политики занятости, так как он способствует преодолению основной причины безработицы — несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных граждан.
В соответствии с законом эта работа ведется в тех случаях, если:
-гражданин не имеет профессии (специальности);
-невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у
гражданина необходимой профессиональной квалификации;
-необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у
гражданина профессиональным навыкам;
-гражданин утратил способность к выполнению работы по
прежней профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
Профессиональное обучение призвано решать следующие задачи:
-предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области
профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;
-содействовать трудовой активности населения, развитию
предпринимательства и самозанятости;
-повышать конкурентоспособность определенных категорий
граждан;
-формировать социальный заказ на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.
Для того чтобы все эти требования четко выполнялись, необходимо создать целостную концепцию профессионального образования безработных граждан.
Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании:
-документов об образовании;
-документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;
-записей в трудовой книжке.
Эффективность системы профессионального образования подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения.
Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется временем, в течение которого человек не может найти работу. Безработица может быть: кратковременной (до 4 месяцев); длительной (более 1 года).
В целях оказания гражданам дополнительных услуг по трудоустройству служба занятости совместно с работодателями организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в непосредственном общении с работодателем определить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежь, инвалиды, специалисты
определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированные работники и т.д.).
Работая с инвалидами, служба занятости предпринимает меры для привлечения их в сферу предпринимательства и самозанятости, ведет переговоры с работодателями по квотированию рабочих мест, осуществляет сотрудничество с общественными объединениями инвалидов.
Высокий уровень безработицы среди молодежи (граждане в возрасте до 30 лет) влияет на социальную напряженность в обществе. Для решения проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах с 1 января 1995 г. на территории РФ была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика». Эта форма работы позволяет повысить конкурентоспособность молодых людей на рынке труда, способствует их дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами службы занятости и молодежными биржами труда создаются региональные программы трудоустройства несовершеннолетних.
Важнейшие задачи в работе с данной категорией граждан:
-информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;
-проведение активной профориентационной работы;
-психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;
-обучение типовым моделям трудоустройства.
Для России актуальной остается проблема сохранения кадрового потенциала, особенно среди женщин, она требует определенных мер со стороны государства.
Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с безработными. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и психотерапию.
Таким образом, наиболее эффективен комплексный подход к решению проблем занятости и безработицы с учетом экономических
и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.