вопрос «Возникновение развитие педагогики»




Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдес» - дитя, «аго» - вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает – дето вождение. В Древней Греции педагогами были рабы, которые сопровождали ребенка на прогулку, в школу. Позже в Древней Греции педагогика понималась, как наука о воспитании и обучении.

Элементы педагогики появились с зарождением воспитания. В Античной Греции педагогика понималась, как наука о воспитании.

С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, зародилась народная педагогика. (Л.Н. Толстой создал школу для крестьян).

В начале педагогические знания являлись элементами философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделение теоретических основ давших начало педагогики как науки.

Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания – метод вопросно-ответного обучения (сократический метод). Суть этого метода состоит в последовательной постановки вопроса таким образом, чтобы давая ответ обучаемый приходил к истинным суждениям.

Сократический метод развил до совершенства ученик Сократа – Платон. В трактате о государстве Платон разработал систему образования и воспитания, которая должна была служить укреплению идеального государства. В соответствии с концепцией Платона, все люди делились на 3 сословия (касты). Задача системы обучения, воспитания состояла в том, чтобы обеспечить каждому выполнение его функций (земледельцы, воины, правители). Вершиной образования Платон считал занятия диалектикой.

Взгляды Платона нашли дальнейшее развитие в трудах Аристотеля, уделявшего большое внимание воспитанию этических добродетелей. В целом Аристотель рассматривал воспитание, как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека.

Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана.

 

Период Средневековья

Церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Основной формой воспитательного воздействия стала церковная проповедь. И хотя среди деятелей церкви был Августин Аврелий и Фома Аквинский, педагогическая теория незначительно обогатилась новыми идеями.

Эпоха Возрождения

В это время происходит переворот педагогической мысли. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановление классического образования. Задачи воспитания - воспитание гармонически развитой жизни, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.

1) Витторино де Фельтре – создал школу для подростков и юношей «Дом радостей».

2) Франсуа Рабле (франц. писатель) роман - «Гаргантюа и Пантагрюэль». Критиковал схоластическое обучение, выступает против бессмысленного зазубривания, «ЗА» сознательное усвоение знаний.

3) Сэр Томас Мор (анг. юрист) – Золотая книга «О наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия». Считал, что преподавание должно вестись на родном языке. Основные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание. В обучении должны применяться наглядные пособия.

4) Мишель Де Монтень – Книга «Опыты».

5) Эразм Роттердамский – труд «О первоначальном воспитании детей». Считал, что в воспитании должен лежать принцип активности. К воспитанию следует приступать с 1 года.

6) Вольфганг Ратке – впервые написал учебники для детей и методические пособия для учителей. В эпоху нарождающегося капиталистического производства знания рассматривались как полезные инструменты созидания и преобразование мира.

Педагогика Нового времени

Только в 17 веке педагогика выделилась в самостоятельную науку. Педагогика 17 века испытала значительное воздействие идей анг. философа Фрэнсиса Бэкона. Его афоризм «Знание сила». Акцент на опыт. Эмпирическое познание реального мира дал толчок для развития прикладных аспектов образовательных методик.
Выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Каменского, его главный труд – «Великая Дидактика». В трудах Я.А. Каменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности и впервые разработаны системы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взойти на самую высокую ступень лестницы образования. Уделил вопросы о воспитании.

«Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».

Предложенные им методы, принципы, формы обучения вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главное внимание на теории воспитания. В работе мысли о воспитании он излагает взгляды на воспитание джентльмена, человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственного убеждения с изяществом манер.

Передовые французские мыслители.

1) Дени Дидро – Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек».

2) Клод Андриан Гельвеций – «Об уме» и «О человеке», его умственных способностях и его воспитании». Раскрыл факторы формирования человека.

3) Жан-Жак Руссо - «Эмиль или о воспитании».

4) Иоган Генрих Песталоцци - соединение обучение с трудом. Цель воспитания- развить все природные силы и способности человека с помощью физического воспитания и труда.

Педагогическая мысль Киевской Руси. (зародилась в 988 году)

1) Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха «Детям».

Проблемам познания и обучения разрабатывались и другими древнерусскими мыслителями. (Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Семен Полоцкий, Михаил Васильевич Ломоносов).

2) Михаил Васильевич Ломоносов. По его инициативе и проекту был открыт Московский Университет. Выступал за обучение на родном языке. Его перу принадлежит труд о грамматике «Российская грамматика». Стал первый читать лекции на родном языке.

3) Николай Иванович Новиков – издал первый в России журнал «Детское чтение для ума и сердца». Он впервые в русской педагогической науке выделил педагогику как науку.

Так же широко известны мыслители и писатели, философы: Виссарион Григорьевич Белинский, Герцен Александр Иванович, Чернышевский Николай Гаврилович, Николай Александрович Добролюбов, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой и др.

Среди имен педагогов 20-столетия обогативших теорию обучения следует выделить: Петр Фёдорович Каптерев «Учение о педагогическом процессе», Станислав Теофилович Шацкий «Колония бодрой жизни», Надежда Константиновна Крупская «Организация внеклассной воспитательной работы пионерского движения», Антон Семенович Макаренко учение «О коллективе», Леонид Владимирович Занков и Даниил Борисович Эльконин «Теория развивающего обучения», Пётр Яковлевич Гальперин «Теория поэтапного формирования умственных действий», Исаак Яковлевич Лернер, Михаил Николаевич Скаткие «теория содержания образования и методов обучения», Юрий Константинович Бабанский «Теория оптимизации учебного процесса».

Антон Семенович Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективам. Разработал методики трудового и семейного воспитания, формирование сознательной дисциплины.

Первыми авторами учебных пособий «педагогика» в которых ставились и решались задачи социалистической школы были: Павел Петрович Блонский, Альберт Петрович Пинкевич, Борис Семенович Гершунский («философия образования»).

Михаил Петрович Щетинин основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

Игорь Павлович Волков создал механизм выявления творческих ребят.

Сергей Яковлевич Батышев – инициатор исследований по профессиональной педагогике и психологии профессионально-технического образования. Один из основателей педагогики профессионально-технического образования в СССР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: