ВИДЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ




Спектр учебно- и научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся: контрольные работы, доклады, тезисы, ре- фераты, курсовые и выпускные квалификационные работы, дис- сертации. Отличаются они друг от друга объемом, целями, наличием эмпирического эксперимента или его отсутствием и т.д. Вместе с тем они имеют множество моментов сходства и требуют от исследователя определенных умений и критического мышления. Ниже изложены некоторые аспекты сходства и различия определенных видов иссле- довательских работ.

 

Контрольная работа

Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвое- ния знаний, получения информации о характере познавательной дея- тельности, об уровне самостоятельности обучающихся, эффективно- сти методов, форм и способов учебной деятельности.

Различают аудиторные и домашние; текущие и экзаменацион- ные; письменные, графические и практические; фронтальные и инди- видуальные контрольные работы.

Отличительной чертой письменной контрольной работы явля- ется ее большая объективность по сравнению с устным опросом.

Система заданий письменных контрольных работ направлена на выявление знаний обучающихся по определенной теме (разделу) про- граммы, а также на выявление понимания ими сущности изучаемых явлений, предметов, их закономерностей; на выявление умений само- стоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки. Отсюда следует, что контрольная работа – это своеобразный исследовательский отчет о знаниях, требующий определен- ной подготовки.

При подготовке контрольной работы сначала надо четко сфор- мулировать тему, разработать план, подобрать литературу. Далее необходимо приступить к процедуре изучения подобранной лите- ратуры. При прочтении ее обязательно отмечать и выписывать на от- дельных листках материал, представляющий важность для раскрытия темы. Затем весь подготовленный материал систематизируется со- гласно плану, уточняются цитаты, составляется список ис- пользованной литературы, а затем собранный материал излагается в логической последовательности. В заключительной части работы автором делаются выводы.

Контрольная работа имеет титульный лист (см.: приложение 6), план, основную часть (перечень вопросов, заданий), заключение, библиографический список.

Требования к работе: аккуратность, логичность изложения, пол- нота раскрытия темы, ссылки на изученную и использованную лите- ратуру, наличие всех структурных элементов работы, библио- графическое описание согласно стандартам.

 

Тема 11. Доклад

Доклад – вид самостоятельной работы, способствующий фор- мированию навыков исследовательской деятельности, расширяющий познавательные интересы, развивающий критическое мышление. Подготовка доклада у многих людей вызывает затруднения. Для того чтобы избегнуть затруднений, необходимо придерживаться некото- рых рекомендаций:

– определить цель доклада;


– четко сформулировать тему, ибо название темы выполняет ряд функций (навести на мысль, привлечь внимание, заинтриговать, вве- сти в проблему и т.д.);

– плохо, когда тема выражена многословно, не запоминается, непонятна, непривлекательна, сформулирована штампованной фра- зой, не интригует новизной. В названии темы должно обязательно со- держаться опорное понятие, которое несет главную мысль. Начинать осмысление нового понятия нужно с его определения, с анализа раз- личных трактовок, концепций. Процесс осмысления понятия задает направления в докладе (выступлении) и служит основой для форму- лировки вопросов в план выступления.

В процессе написания доклада необходимо:

– составить план доклада (стратегический «мостик» к цели);

– по каждому пункту плана выделить стержневую мысль и оформить ее в виде тезиса, т.е. суждения, которое необходимо в даль- нейшем обосновать, доказать;

– подобрать факты и аргументы для обоснования стержневой мысли каждого пункта плана доклада (записи при отборе материала нужно делать четко, только на отдельных листах и обязательно ссы- латься на используемый источник);

– проструктурировать набранный для доклада материал, при- держиваясь логики доказательства;

– ориентироваться на интеллектуальные и другие психосоци- альные особенности тех, кому адресован доклад;

–обратить внимание на эмоциональную сторону материала. Начиная излагать материал, помните замечательные слова рус-

ского риторика М.М. Сперанского: «Во всяком сочинении есть изве- стная царствующая мысль, к сей-то мысли должно все относиться. Каждое слово, каждая буква должна идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, а все излишнее несносно... Обозревать свой предмет, раздробить его на части и, слив одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг от друга отли- вают света, приметить все сие и установить их в сим положении – есть единое правило на расположение» (цит. по [34, с. 25–26]).

По форме и содержанию можно выделить различные виды док- ладов:

теоретический (как правило, делается на научных конферен- циях);

тематический (доклад-сообщение на собрании, практической конференции, семинаре);

доклад-отчет о проделанной практической работе;

доклад-представление, целью которого является представление результатов курсового, дипломного проектов или диссертационного исследования.

Последний вид доклада (доклад-представление) имеет следую- щую структуру:

– обращение к присутствующим и комиссии (совету);

– озвучивание темы и изложение причин, побудивших автора исследовать данную тему, т.е. определение актуальности темы (ак- туальность, как правило, задается противоречиями, требующими сво- его разрешения, поэтому эти противоречия необходимо четко сфор- мулировать);

– краткий анализ разработанности исследуемой темы в науке и практике, выделение того аспекта темы, который далее будет пред- ставляться в виде исследования;

– сообщение о методологических аспектах проблемы (цель, за- дачи, объект, предмет, гипотезы);

– озвучивание структуры работы (плана) и краткое изложение содержания каждого раздела плана работы.


Материал должен излагаться логично, с ориентировкой на цели, задачи и гипотезы исследования. В процессе изложения аргумента- цию необходимо выстраивать, ссылаясь на мнение авторитетов в на- уке и практике, но обязательно делать свои суждения и умозаклю- чения.

По необходимости излагаемый материал иллюстрируется ви- зуальными средствами (таблицы, схемы, статистические данные, диа- граммы, рисунки, графики и т.д.). При изложении материала можно пользоваться вводными словами и словосочетаниями: на наш взгляд…, вместе с тем…, позвольте представить…, есть ли необхо- димость останавливаться более подробно…, общеизвестно, что…, таким образом…, вынужден(а) констатировать…, наверное…, ду- мается…, Вы согласитесь со мной, что..., нет противоречия в том, что…, чем продиктовано желание... и т.д.

В заключении доклада делаются выводы, обобщения, рекомен- дации, ставятся задачи, требующие своего разрешения в дальнейшей исследовательской работе.

– выражается благодарность за внимание, а также благодарность руководителю исследовательского проекта и другим персонам, ока- завшим помощь в процессе исследования.

 

 

 

Тема 12. Реферат

Более сложным видом исследовательской работы, чем конт- рольная работа, является реферат.

Реферат (от лат. refero – сообщаю) – краткое изложение в пись- менном виде содержания научного труда (трудов), литературы по те- ме, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит раз- личные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над рефератом:

– формулировка темы (должна быть актуальной по своему зна- чению, оригинальной и интересной по замыслу и звучанию);

– подбор и изучение основных источников (для реферата необ- ходимо изучить не менее 8–10 различных источников);

– составление библиографии;

– обработка и систематизация информации;

– разработка плана реферата;

– написание реферата (при необходимости – составление тези- сов публичного выступления).

 

Примерная структура реферата

Титульный лист (см.: приложение 7): название учреждения, где выполняется данная исследовательская работа; ниже – слово «Рефе- рат»; ниже – название темы; ниже справа – сведения об авторе и ру- ководители работы; на нижней строке – название города, год.

Оглавление (см.: приложения 8): последовательное изложение названий пунктов реферата; указание страниц, с которых начинается каждый пункт.

Введение: формулирование сути исследуемой проблемы, обо- снование выбора темы, определение ее значимости и актуальности, указание цели и задач реферата; характеристика используемой лите- ратуры.

Основная часть: каждый раздел ее, доказательно раскрывая от- дельную проблему или одну из ее сторон, логически является про- должением предыдущего; могут быть представлены графики, табли- цы, схемы.

Заключение: подведение итогов или обобщенный вывод по теме реферата; предложение рекомендаций.

Список литературы.

 

Требования к оформлению реферата:

– объем реферата может колебаться в пределах 7–15-ти печат- ных страниц; приложения в объем не входят;

– реферат должен быть изложен грамотно, научным языком;

– обязательно должны быть ссылки на используемую литера- туру;

– библиографический список должен быть составлен в соответ- ствии с требованиями (см.: глава I данного пособия).

Критерии оценки реферата:

– актуальность темы исследования;

– соответствие содержания теме;

– глубина проработки материала;

– правильность и полнота использования источников;

– соответствие оформления реферата требованиям.

 

Тема 14. Курсовая работа

Курсовая работа представляет собой более глубокое и объемное исследование избранной темы учебного курса, чем реферат, доклад, контрольная работа. К выполнению и оформлению курсовой работы предъявляются определенные требования. Эти требования зафикси- рованы в рекомендациях Министерства образования России.

В зависимости от цели курсовая работа может носить рефера- тивный, практический или опытно-экспериментальный характер. Цель, как правило, задает структуру работы. Поэтому в курсовой ра- боте реферативного характера в теоретической части дается история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и практике, исходя из сравнительного анализа изученной литературы.

В курсовой работе практического характера основная часть со- стоит из двух глав или разделов. В первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, во втором, как правило, по- мещаются практические материалы: расчеты, методики, графики, таблицы, схемы, иллюстрации и т.п.

Курсовая работа опытно-экспериментального характера пред- полагает проведение эмпирического исследования (эксперимента) или его фрагмента, анализ результатов и разработку практических рекомендаций. Описание эмпирического исследования осуществляет- ся во втором разделе основной части. В ходе описания дается харак- теристика методов экспериментальной работы и обосновывается их выбор, раскрываются основные этапы эксперимента, методы обра- ботки и анализа результатов.

Структура курсовой работы, независимо от ее характера, вклю- чает в себя следующие компоненты: титульный лист (оформление типовое, см.: приложение 9), оглавление (см.: приложение 10), введе- ние, основная часть, заключение, библиографический список, по необ- ходимости – приложение.

По объему курсовая работа должна занимать не менее 15–20 страниц печатного текста или 20–25 страниц рукописного. Прило- жения в объем курсовой работы не включаются.

Критерии оценки курсовой работы:

– актуальность темы исследования;

– соответствие содержания работы теме;

– глубина проработки материала;

– правильность и полнота разработки и описания поставленных вопросов;

– репрезентативность и валидность полученных данных эмпи- рического исследования (см. Терминологический словарь в кон- це пособия);

– значимость выборов для последующей практической деятель- ности;

– соответствие оформления работы требованиям.

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа выполняется студентами в форме дипломной работы или дипломного проекта. Дипломная ра- бота может носить практический, опытно-экспериментальный, а в отдельных случаях – и теоретический характер. Это зависит от цели, которую автор в данной работе формулирует.

Дипломная работа теоретического плана состоит из таких раз- делов:

титульный лист;

оглавление;

введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, основные характеристики работы, формулируются цели и зада- чи;

основная часть, где на основе глубокого анализа литературы раскрывается содержание работы, освещается история исследуемой проблемы, уровень ее разработанности в теории и практике, а так же дается ее обоснование с позиции той науки (дисциплины), в рам- ках которой выполняется данная квалификационная работа;

заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации по дальнейшему использованию материалов теоретического иссле- дования;

список используемой литературы;

приложение.

В структуру дипломной работы, выполняемой на практическом

уровне, входят:

титульный лист;

оглавление;

введение, где так же, как и во введении к теоретической работе, раскрываются актуальность и значение темы (проблемы), ос- новные характеристики работы, формулируются цели и задачи;

основная часть, которая, в отличие от основной части выпус- кной работы теоретического характера, состоит из теоретического и практического разделов. В первом рассматриваются теоретические основы разрабатываемой темы, дается анализ различных подходов, взгляд автора. Второй раздел посвящен проектированию средств, ме- тодов, программ, концепций, моделей и т.д., используемых в профес- сиональной деятельности, описанию их реализации в практике, оцен- ке их результативности. В данный раздел могут войти разработанные автором уроки, мероприятия, планы, тренинги и т.д., рекомендации по их применению;

заключение, в котором автор делает выводы, показывает ре- зультаты и дает рекомендации;

список используемой литературы;

приложение.

Дипломная работа, носящая опытно-экспериментальный харак- тер, отличается от предыдущих более глубокой проработкой теории вопроса; автор в ней должен показать знание теоретических и мето- дологических основ темы, историю возникновения вопроса.

При анализе парадигм, подходов необходимо сосредоточить свое внимание на более приемлемых из них для данной темы ис- следования; на этой основе разработать и провести эмпирическое ис- следование, описать его методику, этапы и результаты, разработать рекомендации к использованию результатов в практике. В этом ди- пломная работа опытно-экспериментального характера похожа на диссертационное исследование.

Отличие заключается в объеме и уровне обобщения. Объем ди- пломной работы составляет 30–50 страниц печатного текста, объем диссертационного исследования – 120–180 страниц. Кроме того, в диссертации во введении автор, наряду с обоснованием актуально- сти темы и формулировкой целей и задач исследования, выделением его объекта, предмета и гипотез, должен охарактеризовать новизну и выносимые на защиту научные положения.

Дипломный проект отличается от дипломной работы тем, что в нем роль теоретической части и введения выполняет пояснительная записка. В которой определяется актуальность темы данного проекта, формулируются цели и задачи, а также предполагаемый результат, предоставляется анализ необходимых для проектирования источни- ков информации (теоретических, технических, технологических, эко- номических и т.д.), характеризуются методы анализа и проектирова- ния, описывается методика оценки эффективности проекта. В основ- ной части дипломного проекта представляется непосредственно спроектированный автором объект. В заключительной части предла- гаются данные о внедрении проекта в практику.

В табл. 8 дан обобщенный анализ сходства и различий некоторых видов исследовательских работ.

Таблица 8

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ, ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ

 

Количе- ственные и качест- венные показатели   Курсовая рабо- та     Дипломная работа     Диссертация
Объем 0,75–1 печатный лист (15–24 стр. машинописного текста) 1,5–2 печатных ли- ста (30–48 страниц машинописного текста) 5–7,5 печатных листов (120–180 страниц ма- шинописного текста)
План Простой: выде- ление пунктов Сложный: выделе- ние глав, параг- рафов Сложный: выделение глав, параграфов
Анализ тео- ретических До 20-ти источ- ников: анализи- Более 20-ти источ- ников в рамках дан- Не менее 100 источ- ников: анализируются

источников по теме ис- следования (количество) руются источни- ки по теме из определенной области знания (дисциплины) ной дисциплины и смежных дис- циплин, а также ин- формация о практи- ческом опыте и ис- тории описываемой проблемы теории, подходы, ис- тория описываемой проблемы, литератур- ные источники отече- ственных и зарубеж- ных исследователей
Изучение проблемы Общие подходы к ее решению Характеристика об- щих подходов и разработка конкрет- ного пути разреше- ния описываемой проблемы Характеристика раз- личных концепций, парадигм, на- правлений, разработка методологии для кон- кретного пути разре- шения описываемой проблемы. Для док- торской диссертации – разработка авторской концепции разреше- ния проблемы
Выдвижение гипотез Описательная гипотеза Объяснительная ги- потеза Объяснительная гипо- теза, гипотетическая теория
Опытно-экс- перимен- тальная ра- бота Констатирующийэксперимент или фраг мент форми- рующего Констатирующий, формирующий экс- перименты. Выво- ды, рекомендации Констатирующие, формирующие экс- перименты, проек- тирование
Характер опытно-экс- перимен- тальной ра- боты Добывание фак- тов на эмпири- ческом уровне (наблюдение, описание, ана- лиз, выводы) Добывание фактов для доказательств, гипотез на теорети- ческом и эмпириче- ском уровнях Доказательство гипо- тез через теоретиче- ский анализ и резуль- таты проведенного конкретного научного исследования
Уровень обобщения Обобщения но- сят эмпириче- ский характер, обобщаются ре- зультаты непро- должительного наблюдения Обобщение более широкого теорети- ческого характера, атак же результатов более длительного наблюдения Обобщение нап- равлено на всесто- роннее познание изу- чаемой проблемы, на анализ результатов эксперимента, выде- ление закономерно- стей и связей изучае- мого явления

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что структура любой исследовательской работы, к какому бы виду она ни относи- лась, будь то: реферат, курсовая работа, дипломный проект или дис- сертация – однотипна. Отличие их друг от друга состоит в глубине и объеме проработки исследования, в используемых методах иссле- дования, в уровне обобщения результатов исследования.

При выполнении любых видов исследовательских работ следует придерживаться определенных правил и рекомендаций.

 

Тема 13. Рекомендации для выполнения исследовательских работ

1. При выборе темы исследовательской работы старайтесь руко- водствоваться Вашими возможностями, научными интересами и накопленным опытом. Тему сформулируйте конкретно.

2. Выбрав тему, определите перечень необходимой литературы для ее анализа.

3. Прочитывая литературу, выбирайте материал, который для Вашей темы представляет особую важность.

4. При работе с источниками делайте выписки с указанием на- звания источника, его автора (авторов), места издания и года. Записи должны быть точными, четкими, и вести их необходимо на от- дельных листках или в тетради, но на одной стороне.

5. Составьте список источников в алфавитном порядке по пер- вой букве фамилии автора или названия книги, если она выпущена без автора под редакцией.

6. На основе проработанной литературы и мысленного анализа собственного опыта составьте план исследовательской работы. Помните, что в зависимости от цели план может быть простым или сложным. Обдумайте формулировки глав, пунктов, параграфов пла- на. В процессе написания работы их можно уточнять, соблюдая логику исследования.

7. Начиная излагать материал теоретической главы, помните, что не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя один источник за другим. Необходимо попытаться рас- крыть существо выявленных научных подходов, выделить главные положения, ведущие идеи в соответствии с поставленными вопро- сами плана исследовательской работы. Излагать мысли необходимо литературным языком, используя общедоступные для понимания научные термины.

8. Анализируя проблему на основе источников, следует отра- жать собственное ее понимание, делать оценочные суждения.

9. Анализ научных источников, доказательство каких-либо по- ложений необходимо строить с привлечением цитат. Ссылки на авто- ра и его работу очень важны для читателя. В конце цитаты следует указывать источник высказывания. Сноски на используемую литера- туру в последнее время принято давать в квадратных скобках в соот- ветствии с нумерацией в списке литературы. Например: «Иванов И.П. [15]».

10. В тексте при ссылке на высказывания или суждения цити- руемых авторов и выражении к ним отношения приходится исполь- зовать различные глаголы, подбор которых часто вызывает затруд- нение у многих авторов исследовательских работ. И.В. Усачева, И.И. Ильясов [53] предлагают использовать следующие глаголы: ана- лизирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, на- чинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отличает, поддержи- вает, подтверждает, позволяет, полагает, принимает точку зре- ния, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует,


соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, счи- тает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

Можно также использовать следующие речевые клише:

· автор рассматривает такие аспекты проблемы, как …;

· проблема …приобретает особую актуальность в связи с …;

· весьма важной, с нашей точки зрения, является идея …;

· изучив результаты исследования данной проблемы, нами выяв- лен целый ряд нерешенных вопросов, а именно…;

· вслед за автором, под …, мы понимаем …;

· из данного определения следует …;

· многие авторы связывают это положение с необходимостью разработки и применения …;

· данные выводы сделаны на анализе следующих положений …;

· данная точка зрения позволила нам определиться с подходами к разработке …;

· из вышеупомянутого определения следует, что …;

· можно согласиться с автором в том, что …, однако …;

· полученные результаты использовались нами в процессе …;

· для подтверждения данной точки зрения необходимо сделать ряд пояснений …;

· авторская позиция весьма привлекательна, вместе с тем …;

· исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что

…;

· в совокупности все эти факторы обеспечивают …;

· ориентируясь на воззрения вышеозначенных авторов, следует

сделать вывод о том, что …;

· можно согласиться с утверждением, что данное условие может выступать как определяющее, однако ….

11. Запомните размерные показатели для оформления исследовательской работы:

работа печатается на одной стороне писчей бумаги формата А4 (210x297 мм), оттиски шрифта должны быть четкими;

размер шрифта 2 – 2,7 мм по высоте для строчных литер;

расстояние между строками – 1,5–2 интервала;

напечатанный текст имеет поля следующих размеров: верх- нее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – не менее 20 мм, нижнее – не менее 20 мм;

заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интер- валами.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме

1. Проанализируйте несколько источников информации, ре- комендуемых по теме, и попытайтесь для себя уяснить, в чем сход- ство и различие структур различных исследовательских работ (кон- трольных, курсовых, дипломных и т.д.).

2. Перечислите структурные элементы, входящие во введение к курсовой или дипломной работе. Подумайте, зависит ли набор элементов введения от характера выполняемой курсовой или ди- пломной работы. Какие структурные элементы входят во введение курсовой (дипломной) работы теоретического характера, а какие опытно-эксперементального?

3. Охарактеризуйте этапы работы при подготовке различных видов учебно- и научно-исследовательских работ, выполняемых студентами в процессе учебы.

4. Разработайте содержание курсовой (дипломной) работы, ориентируясь на задачи исследования.

5. Вспомните, из каких структурных элементов состоит до- клад-представление, напишите доклад для защиты курсовой работы,

используя речевые клише, вводные слова и глаголы, рекомендованные Вам в разделе 5.6 данного пособия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: