Выбор актива, распределение обязанностей среди его членов




Лекция 2.2 Содержание воспитательной работы

 

План лекции:

1. Компоненты содержания воспитательной работы.

2. Методы воспитания.

3. Выбор актива, распределение обязанностей среди его членов.

 

Содержание воспитания является источником и условием формирования потребностей человека, его интересов и убеждений. Сюда входят пропагандируемы и усвояемые людьми занятия в форме фактов, понятий, принципов, законов. Для формирования ценностных установок личности исполнителя системы идей, норм, правил, образцы поведения в виде примеров из реальной жизни и художественных образов, событийная информации.

Параллельно идет и регулируемое руководителем накопление личностью собственного опыта – этот опыт является компонентом содержания воспитательного процесса.

 

Компоненты содержания воспитательной работы

1. Методика воспитательной работы (метод (от гречь. методос - путь) – путь достижения заданной цели воспитания) – изучает и разрабатывает систему способов, приемов и организационных форм воспитания. Под приемом понимается единичное воздействие, под средством - совокупность приемов. Средство - это уже не прием, но еще не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы. Слово (в широком понимании) - средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение - приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно.

2. Метод воспитания – способ работы, по средствам которого достигаются воспитательные цели.

3. Духовное саморазвитие – развитие личностной активности.

 

Методы воспитания

1. Внушение – система действий и операций, с помощью которых педагог стремиться передать участникам отношение к художественному произведению, явлениям и процессам жизни, фактам.

2. Убеждение – руководитель воздействует на сознание и мышление участников. Аргументы должны быть настолько документальны, чтобы участники поняли и почувствовали их убедительность.

3. Побуждение призыв к действию.

4. Поощрение – выделить и закрепить положительные действия участников.

Формы: одобрение (правильно, молодец), похвала (более развернутое отношение к поступку).

5. Наказание – сдерживание негативных поступков. Форма: обсуждение, недовольство, замечания, предупреждение, наказание.

Желательно, чтобы поощрение и наказание как бы исходили от самих участников, его актива, а не только от руководителя (это демократический тип руководителя).

Выбор актива, распределение обязанностей среди его членов

 

Любой коллектив в своем развитии проходит стадии, которые характеризуют его качественные стороны:

- стадия первичного синтеза.

- стадия дифференциации.

- стадия синтеза.

 

Стадия первичного синтеза - начальная стадия, когда коллектив только создается, участники знакомятся друг с другом, руководителем. Начинается адаптация коллектива к условиям деятельности, к требованиям руководителя.

Руководитель знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами деятельности. Распределяет роли с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет контролю исполнения, формирует ответственное отношение к заданию. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению общих задач.

На стадии дифференцирования заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит "сближение" людей в соответствии с их интересами и общим складом характера.

Наиболее сознательные и деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других усваивают требования, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать руководителя.

 

Образуется и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но "голоса" не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить более легкий участок работы.

 

При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе относятся разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.

 

С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.

Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти требования рассматриваются как внешние, если же требования от имени актива, то они охотно принимаются и реализуются быстро. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение коллектива и личности.

Постепенно включаются в активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.

Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника достаточно хотя бы похвалить, второго переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко осудил, шестого - исключить и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда это достигается, коллектив переходит на новую качественную ступень своего развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: