ЗАНЯТИЕ 4
Тема: АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
Цель: закрепление и углубление теоретических знаний по теме, формирование
аналитических способностей, наблюдательности, изучению собственного
характера с помощью личностного опросника.
План:
- Работа с психологическими понятиями в рамках темы.
- Оценка уровня типов акцентуации характера с помощью теста «Характер и профессия» Г. Резапкиной.
- Анализ результатов, интерпретация.
Информационный блок
Согласно теории «акцентуированных личностей» (автор - Карл Леонгард – немецкий психолог, психиатр) существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. Его концепция акцентуации личности была использована и доработана А.Е. Личко и его сотрудниками для изучения характера подростков. Акцентуация характера, по Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и с возрастом сглаживаются. Однако подростковый возраст настолько важен для дальнейшего самоопределения человека, что оказывает влияние не только на стадии формирования профессиональных интересов и намерений, но и на дальнейшую профессиональную адаптацию. Тип акцентуации указывает на проблемные места, позволяя прогнозировать и предотвращать травмирующие ситуации, в том числе связанные с несоответствием типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды.
|
Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задуматься, нет ли болезни – психопатии. Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Выделяют десять основных типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест К. Леонгарда, тест Г. Резапкиной.
Методика "Характер и профессия" Г. Резапкиной позволяет молодым людям в возрасте от 14 лет уточнить свои характерологические особенности и соотнести их с видами профессиональной деятельности.
В опроснике приводятся 24 группы утверждений, затрагивающие те сферы, в которых наиболее ярко проявляется характер человека: отношение к себе, другим, работе, вещам. По результатам диагностики выявляется выраженность каждого из восьми диагностируемых типов.
Опросник "ХАРАКТЕР И ПРОФЕССИЯ"
|
Инструкция.
С помощью этой методики вы можете узнать особенности своего характера.
Прочитайте утверждения и продолжите их, выбрав один из четырех вариантов - А, Б, В или Г. Отметьте выбранный вариант, обведя его в бланке.
Образец бланка
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
А | Б | В | Г | |||||
1. Знакомясь с людьми, я ловлю себя на мысли,
что тут же забываю их имена
А) часто, Б) редко
В) нет, потому что записываю их, Г) я не думаю об этом
2. Для меня очень важно, чтобы меня окружали люди
А) душевные, Б) ответственные
В) жизнерадостные, Г) дисциплинированные
3. В большой веселой компании
А) я люблю быть в центре внимания, Б) я чувствую себя неуютно
В) я обычно скучаю, Г) я с трудом подыскиваю тему для разговора
4. Публичные выступления для меня - это
|
А) возможность показать себя и свои способности, Б) большой стресс
В) донести до слушателей свои идеи, Г) форма общения
5. В любом коллективе важнее всего
А) отсутствие конфликтов, Б) работа на результат
В) дисциплина, Г) возможность работать творчески
6. Нового человека я обычно воспринимаю
А) с доброжелательным интересом, Б) как потенциального союзника
В) как потенциального соперника, Г) нейтрально
7. Если мне нужно купить что-то из одежды, я выберу
А) самую модную вещь, Б) что-нибудь неброское
В) классический костюм, Г) удобную и практичную одежду
8. Мой любимый жанр кино
А) мелодрама, Б) документальное кино
В) боевик, Г) фэнтэзи
9. Мне хотелось бы провести каникулы или отпуск
А) в какой-нибудь экзотической стране, Б) в тихом, уединенном месте
В) вместе с близкими людьми, Г) путешествуя в компании друзей
10. Мне кажется, что я трачу слишком много времени
А) на себя, Б) на других людей
В) на работу, учебу, Г) на развлечения
11. Когда я прихожу в магазин, то я
А) долго не могу ничего выбрать из массы товаров
Б) точно знаю, что должен купить
В) сравниваю и оцениваю товар, прежде чем сделать покупку
Г) беру то, что попадается под руку
12. Если бы я был миллионером, то
А) приумножал бы свое богатство,
Б) ни в чем бы себе не отказывал
В) не стал бы сорить деньгами
Г) поддерживал бы проекты, связанные с наукой или искусством
13. Я предпочитаю работу, на которой есть возможность
А) общаться с известными людьми, Б) ни за что не отвечать
В) принимать ответственные решения, Г) решать творческие задачи
14. Меня привлекает работа, требующая
А) способности сопереживать людям, Б) точности и аккуратности в ведении дел
В) навыков общения с разными людьми, Г) силы и решительности
15. Мне ближе высказывание
А) "Лучшее - враг хорошего", Б) "Цель оправдывает средства"
В) "Доверяй, но проверяй", Г) "Хочешь жить - умей вертеться"
16. Меня привлекает работа
А) аниматора, Б) врача
В) военного, Г) ученого
17. Окружающие чаще считают меня
А) идеальным исполнителем, Б) хорошим организатором
В) душой компании, Г) генератором идей
18. Моя главная черта - это
А) стремление нравиться, Б) сочувствие
В) пунктуальность, Г) вспыльчивость
19. Главное в жизни
А) слава, Б) любовь
В) власть, Г) порядок
20. Меня часто
А) беспокоит завтрашний день, Б) переполняет энергия
В) раздражают всякие мелочи, Г) посещают интересные идеи
21. Мне трудно
А) принимать решения, Б) учитывать интересы других людей
В) отступать от инструкции, Г) контролировать свои эмоции
22. День рождения для меня - это, прежде всего, возможность
А) напомнить о себе, Б) задуматься о своей жизни
В) повеселиться с друзьями, Г) получить подарки
23. В профессиональном плане меня больше привлекает
В) контроль и оценка, Г) искусство и наука
24. При выборе одежды я, скорее
А) выберу цвета, модные в этом сезоне,
Б) предпочту темные тона или оттенки серого
В) выберу яркие, насыщенные цвета
Г) вообще не обращу внимания на ее цвет
Обработка результатов. Подсчитайте число отмеченных букв А, Б, В и Г в каждом столбце и запишите результаты в нижних клетках бланка.
Результаты из бланка переписать в тетрадь, поставив их к названиям типов акцентуаций характера (номера колонок бланка соответствуют номерам списка типов акцентуаций характера).
- Демонстративный тип=
- Тревожный тип=
- Эмотивный тип=
- Целеустремленный тип=
- Педантичный тип=
- Гипертимный тип=
- Импульсивный тип=
- Оригинальный тип=
Уровень выраженности акцентуации характера оценивается по следующей шкале:
10-12 баллов – очень ярко выраженный тип
7-9 баллов – выраженный тип
4-6 баллов – слабо выраженный тип
0-3 баллов – тип не выражен
Примечание. Отнесенность к определенному типу правомерна в случае его выраженности на фоне остальных типов (более 6 баллов). Сочетание повышенных показателей по 2-3 типам говорит о смешанных типах. Равномерное (2-4 балла) распределение баллов по всем типам может свидетельствовать об отсутствии акцентуации.
На основании данной шкалы делаются выводы:
- Какие типы акцентуации характера у вас не выражены (0-3 балла).
- Какой или какие типы акцентуаций выражены у вас наиболее ярко и на каком уровне.
Для наглядности выраженности акцентуаций характера, можно построить график, где по горизонтальной оси отложены типы акцентуаций характера, а по вертикали – баллы выраженности акцентуаций характера (можно провести дополнительные горизонтальные оси по границам уровней - 3, 6, 9, 12 баллов).
Выявленные у себя преобладающие типы акцентуаций характера необходимо описать, выделив положительные и отрицательные черты характера, которые вы осознаете у себя.
Затем, сделать анализ, какие черты характера могут вам помочь в будущей успешной деятельности (ваше будущее профессии), а какие будут мешать, затруднять ее выполнение, и с которыми вы бы хотели расстаться.
Для данного анализа вам может пригодиться информация из профессиограммы вашей профессии, которая приводится в приложении данного конспекта занятия.
ОПИСАНИЕ ТИПОВ
I. Демонстративный тип
Демонстративные личности обладают выразительной мимикой, они любят и умеют нравиться, стремятся быть в центре внимания.
Для них характерна быстрая смена настроений, поверхностность переживаний, ревность к чужим успехам, чувствительность к оценкам, нетерпимость к критике, самоуверенность, завышенный уровень притязаний, потребность в признании.
Подростки демонстративного типа способны увлечь других артистизмом, неординарностью мышления и поступков, однако они плохо прогнозируют последствия своих действий, неспособны к методичной работе, требующей терпения и усилий. Они легко устанавливают контакты, но в отношениях с другими людьми нет глубины и стремления понять другого.
Возможно, поэтому их не привлекает работа, требующая способности к искреннему сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (социальная работа); концентрации на проблеме, терпения и упорства (научная работа); устойчивости к монотонному труду и четкой регламентации (работа на производстве и в офисе).
Представители демонстративного типа при выборе профессии часто руководствуются соображениями престижа, поэтому предпочитают деятельность, связанную с выступлениями перед публикой; работу в СМИ, политику; шоу-бизнес; актерско-сценическую деятельность, а также профессии, которые в данный момент пользуются популярностью.
Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к другим людям, способность доводить начатое дело до конца.
II. Тревожный тип
Подростки тревожного типа часто боятся темноты, животных, не могут оставаться одни. Они не любят чрезмерно шумных игр со сверстниками, застенчивы настолько, что часто стесняются отвечать перед классом, а контрольная работа или экзамен являются для них стрессогенной ситуацией. Им свойственны низкая контактность, беспокойство, пониженный фон настроения, нерешительность, робость, неуверенность в себе, угрызения совести.
Люди этого типа обладают чувствительной нервной системой, способны предвидеть негативное развитие событий, однако склонны преувеличивать серьезность положения, нередко испытывают волнение и беспокойство без объективных причин. Они осторожны и предусмотрительны, не любят быть в центре внимания, избегают перемен. Обостренное чувство вины заставляет их болезненно переживать критику. Хотя у них рано формируется чувство ответственности, им трудно принимать решения и делать выбор. Они предъявляют высокие моральные требования прежде всего к себе.
Нередко подростки тревожного типа испытывают чувство собственной неполноценности на фоне более благополучных в эмоциональном плане сверстников, стараясь компенсировать его за счет успехов в комфортных для них видах деятельности, не требующих быстрого принятия решений.
Представители тревожного типа, как правило, аккуратны, исполнительны и надежны, что позволяет быть успешным, выполняя четко структурированную работу в предсказуемых, стабильных условиях, с ограниченным числом контактов: научная работа, делопроизводство, работа с текстами и объектами природы, ручная работа, требующая аккуратности, усидчивости, устойчивости к монотонной деятельности.
III. Эмотивный тип
Эмотивные подростки не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Открыты и общительны они обычно бывают только с теми, кого хорошо знают. Эмотивные подростки разборчивы в общении и постоянны в привязанностях, могут испытывать трудности адаптации среди сверстников. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. У них рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Благодаря ответственности и трудолюбию они обгоняют более способных, но менее старательных сверстников.
Самая яркая черта эмотивной личности - способность к сопереживанию, отзывчивость, великодушие.
В принятии решений эмотивы чаще руководствуются эмоциями, чем логикой. Они обладают хорошей интуицией, позволяющей чувствовать фальшь в отношениях. В отношении с другими людьми тактичны и дружелюбны, предпочитают неформальное общение.
В работе ответственны и добросовестны. Однако им бывает сложно принимать жесткие решения, затрагивающие интересы других людей. Именно поэтому ярко выраженным представителям эмотивного типа не рекомендуется управленческая работа.
Эмотивной личности наиболее подходят профессии, связанные с образованием, воспитанием, консультированием, обслуживанием, социальной работой. Эмотивы комфортно чувствуют себя в видах деятельности, связанных с искусством и природой.
IV. Целеустремленный тип
Целеустремленность традиционно считается достоинством и гарантией успеха, поэтому детям внушается, что нужно добиваться своих целей. Однако существует особый тип личности, который, кажется, и так "запрограммирован" на достижение высоких показателей в любом виде деятельности.
Люди этого типа не слишком общительны - более широким и теплым контактам препятствует обидчивость, недоверчивость, конфликтность и склонность к нравоучениям. Убеждение в своей правоте и жесткость в отстаивании своих убеждений полезны в исключительных случаях, но чаще эти качества препятствуют конструктивному решению вопросов. В конфликтных ситуациях целеустремленные личности предпочитают стратегию соперничества.
Благодаря трудолюбию и честолюбию целеустремленные личности достигают больших карьерных успехов, но с годами удовольствие от достижений часто сменяется разочарованием.
Мнение окружающих для них безразлично - они настолько убеждены в своей правоте, что сами способны многих переубедить. Сильная нервная система позволяет им добиваться поставленных целей, не взирая на средства. Однако недостаток гибкости в принятии решений, излишняя прагматичность и недооценка "человеческого фактора" может снижать их эффективность.
Многие чиновники, военачальники, политики и общественные деятели, формальные и неформальные лидеры относятся к целеустремленному типу. Люди этого типа могут быть эффективны в различных видах деятельности, так как обладают хорошими организаторскими способностями, они дисциплинированы и способны контролировать свои эмоции.
Однако целеустремленным людям может не хватать способности к сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь, творческого мышления, что препятствует успехам в творческих видах деятельности и социальной работе.
V. Педантичный тип
Подростки, относящиеся к этому типу, отличаются не свойственными их возрасту серьезностью и ответственностью, постоянством в привязанностях.
Люди это типа законопослушны, и поэтому остро реагируют на любое нарушение порядка, иногда доходя в своих требованиях до формализма. Они пунктуальны и аккуратны, много внимания уделяют чистоте, порядку и качеству работы, но сомневаются в правильности выполненной работы, часто перепроверяют себя и других. Аккуратность и предусмотрительность сочетаются с неуверенностью и постоянным самоконтролем.
Они не стремятся к лидерству, уклоняются от конфликтов, не любят авралов и неожиданностей, не умеют импровизировать, поэтому работа, требующая умения нестандартно мыслить и самостоятельно принимать решения ярким представителям этого типа не слишком подходит. Работа в условиях неопределенности людям этого типа может даваться ценой значительного психоэмоционального напряжения.
Однако их исполнительность, готовность заниматься рутинной работой, умение подчиняться установленному порядку, следовать инструкциям и директивам и требовать того же от других необходимы в планово-экономической деятельности, работе офисного работника, чиновника, сотрудника службы безопасности, военного, специалиста по работе с персоналом.
VI. Гипертимный тип
Воспитатели и учителя часто жалуются на отвлекаемость и недисциплинированность.
Гипертимы с трудом подчиняются чужой воле и плохо переносят жесткую регламентацию деятельности, а также одиночество и вынужденное безделье, невозможность применить бьющую через край энергию.
Гипертимы стремятся к неформальному лидерству среди сверстников, и это им легко удается благодаря энергии, смелости, находчивости, готовности рисковать и умению убеждать и вести за собой. Правда, авантюризм гипертима может иметь непредсказуемые последствия для него самого и его последователей.
Увлечения гипертимных подростков отличаются разнообразием, но непостоянством. При стремлении командовать роль официальных лидеров их не привлекает, так как она сопряжена с ответственностью. Они обычно с легкостью дают обещания, но не всегда их выполняют.
Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже при отсутствии к этому каких-либо оснований.
Гипертимы не выносят рутинную, однообразную работу, однако способны быть инициатором различных проектов, эффективно выполнять работу, связанную с передачей информации и организацией мероприятий, презентацией товаров и услуг.
Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к потребностям других людей, способность доводить начатое дело до конца.
VII. Импульсивный тип
Импульсивные подростки доставляют много хлопот сверстникам и взрослым вспыльчивостью и раздражительностью, которые нередко выливаются в физическую агрессию. Импульсивные подростки отличаются атлетическим телосложением и большой физической силой, поэтому показывают высокие результаты в спорте.
Импульсивные личности нетерпимы и не склонны идти на компромисс. Неуживчивость может быть причиной частой смены работы. Им трудно контролировать свои инстинкты и желания, поэтому любые препятствия на своем пути вызывают у них гнев и могут толкнуть на противоправные поступки. Хотя импульсивным людям трудно скрывать и контролировать свои негативные эмоции, особенно в тех случаях, когда ситуация выходит из-под их контроля, природный интеллект и хорошее воспитание способны сгладить эти черты характера.
Люди этого типа обычно имеют активную личностную позицию, проявляют высокую поисковую активность и мотивацию достижений, быстро принимают решения. Они смелы и решительны, в других уважают силу, умеют постоять за себя, не боятся обострения ситуации, склонны к расширению своего влияния, полностью отдаются своей работе, с трудом переключаясь на другой вид деятельности.
Все эти качества позволяют им добиваться успеха в профессиях, требующих силы, выносливости, четкого соблюдения инструкции: спорт, экстремальные виды деятельности, сельское хозяйство, производство, охранная деятельность. Однако есть виды деятельности, в которых необходимы качества, не свойственные этому типу: гибкость, способность к сопереживанию, умение слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (образование, социальная работа); нестандартное мышление (наука,искусство).
VIII.Оригинальный тип
Представители оригинального типа с детства отличаются своеобразием интересов и способностей и на всю жизнь сохраняют детскую непосредственность и непредсказуемость. Их не тяготит одиночество, а взрослая компания для них интереснее, чем компания сверстников. Их часто считают чудаками, не понимают и не принимают всерьез, поэтому они могут испытывать трудности социализации.
Интересы и способности представителей оригинального типа непостижимы для людей других типов. Нестандартное мышление, развитая интуиция и высокая работоспособность позволяет им достигать успехов в искусстве и науке, в том числе в сфере Интернет-технологий, совершать открытия, делать изобретения. Однако они не всегда понимают состояния других людей, испытывают трудности с выражением своих чувств, слабо владеют навыками общения.
Пренебрежение формальной стороной работы, индивидуализм, неприятие жесткого регламента не способствуют успехам в сфере управления, воспитания, коммуникаций и делопроизводства, требующих развитых навыков общения, умения слышать другого и ставить себя на его место, способности выполнять рутинную работы и точно следовать инструкции.
Приложение
Профессиограмма
«Атташе»
Область базовых знаний № 1 и их уровень | история, международные отношения, международное право, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний № 2 и ихуровень | иностранные языки, дипломатические отношения, архивоведение, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область | международные отношения |
Межличностное взаимодействие | частое по типу «вместе» |
Доминирующий интерес | социальный |
Дополнительный интерес | конвенциальный |
Условия работы | в помещении, мобильный |
Доминирующие виды деятельности:
♦ сбор информации по поручению вышестоящих служащих:
1) о внешнеполитических отношениях страны;
2) о внутриполитическом положении;
3) о состоянии экономического развития страны;
4) о внешнеэкономических связях и др.;
♦ встречи с людьми с целью сбора вышеизложенной информации;
♦ готовит справки по заданному кругу проблем;
♦ политический обзор и анализ печатных изданий;
♦ в зависимости от ведомства, выполнение ряда специализированных видов деятельности (поскольку в дипломатической практике существуют различные категории атташе).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности:
Способности:
1) Хорошо развитые коммуникативные способности (умение налаживать связи и взаимоотношения);
2) вербальные способности;
3) способность управлять собой (способность к саморегуляции);
4) способность контролировать свои эмоции;
5) хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию);
6) высокий уровень развития словесно-логической памяти (долговременной и кратковременной);
7) развитое внимание к деталям;
8) способность к анализу и систематизации большого количества разнородной информации;