1 вариант
1. Тип урока.
2. Цели и задачи урока.
3. Оборудование урока (для учителя, для ученика), его соответствие целям, задачам, содержанию урока.
4. Готовность класса к уроку.
5. Структура урока: основные этапы урока и время, выделенное для них, переход от одной части урока к другой.
6. Осуществление цели, задач урока по этапам:
а) актуализация опорных знаний; проверка домашнего задания. Приёмы проверки домашнего задания, постановка вопросов: уточнение, дополнение ответов учеников, использование наглядных пособий при проверке домашнего задания, контроль за работой учащихся по ведению «Дневника наблюдений», оценка ответов учащихся, ее обоснование;
б) постановка цели урока, определение темы урока
в) изучение нового материала и организация познавательной деятельности учащихся на этом этапе. Переход к новой теме, содержание излагаемого материала – его доступность, систематичность, связь с жизнью и практикой, вопросы духовно-нравственного воспитания, бережного отношения к природе, использование наблюдений учащихся за природой при изучении нового материала.
г) качество и разнообразие методов и приёмов, используемых на уроке, их соответствие содержанию и возрастным особенностям учащихся, сочетание беседы с элементами рассказа, формирование умений и навыков, формы работы, повышающие познавательную активность учащихся на уроке – включение ранее приобретенных знаний о природе в новые связи, использование ИКТ на уроке, проблемные вопросы, элементы занимательности, сочетание коллективной и индивидуальной работы учеников;
д) приёмы, способы, пути проверки усвоенного на уроке материала, в т.ч. разноуровневый подход.
|
7. Деятельность учителя: владение материалом, культура речи, стиль общения с классом, увлеченность работой, красноречие, артистизм.
8. Деятельность учащихся: вовлечение в работу, степень интереса, самостоятельность, активность, дисциплинированность.
9. Соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.
10. Формирование УУД, контрольно-оценочной деятельности учащегося.
11. Организация этапа подведения итога урока и рефлексии
12.Результативность урока: достижение цели урока, качество обученности учащихся.
2 вариант Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) | +Отобранное содержание соответствует дидактической задачи урока. +Дидактическая задача решена. |
Содержание урока | +Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника. |
Методы обучения | +Решению триединой образовательной цели соответствуют приемы обучения и учения. |
Формы обучения | +Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) соответствуют решению основной дидактической задачи урока. +Целесообразно использовались предложенные задания. |
Результативность урока | +Цели и решение основной дидактической задачи урока достигнуты. |
Практическая направленность урока | +Предлагаемые для выполнения школьниками упражнения и задачи имели практическую направленность вопросов. |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | +Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока +Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) + Взаимопомощь |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | +Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Формирование ИКТ-компетентности | +Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся |
Структура урока | +Соответствие структуры урока основной дидактической задаче |
Педагогический стиль | +Соблюдение норм педагогической этики |
Гигиенические требования | +Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы |
3 вариант Схема анализа личностно-ориентированного урока
|
Мотивационно-ориентировочный аспект
- Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?
- Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самосовершенствованию?
Содержательный аспект
- Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, целям, задачам и ведущим идеям урока?
- Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом учащегося? Насколько изучаемый материал является интересным и значимым для школьников?
- Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные, межпредметные и метапредметные компоненты деятельности?
- Очевидна ли практическая направленность материала? Какое значение она имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей обучающихся?
Организационный аспект
|
- Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?
- Применялись ли диалоговые формы общения в ходе учебного занятия?
- Стимулировал ли учитель школьников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы и способов его выполнения?
- Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?
- Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный стиль и темп учебной деятельности обучающихся?
- Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?
- Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?
Оценочно-результативный аспект
- Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?
- Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания?
- Привлекались ли школьники к самооценке и рефлексии собственной деятельности на разных этапах урока или в конце урока?
- Основные аспекты самоанализа и перечень вопросов для его осуществления
Аспекты самоанализа | Вопросы для самоанализа |
I. Цели и задачи урока | В чём заключается основной замысел проведенного мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие цели и задачи планировалось достичь в ходе урока? |
II. Содержание и организация учебного занятия | Насколько удачно мне удалось отобрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия с учащимися? Соответствовали ли они принципам личностно-ориентированного подхода, целям и задачам урока? |
III. Технология работы педагога | Какие технологические приёмы использовались мною для того, чтобы на уроке: - актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся; - стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности; - была создана для учеников ситуация выбора учебных заданий и форм ее выполнения; - было создано учебное взаимодействие в диалоге; учитывался индивидуальный темп и стиль учебной деятельности разных школьников? |
IV. Результативность проведённого урока | Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь поставленных мною целей и задач урока? Насколько проведённое занятие было направлено на: - становление и проявление индивидуальности учащихся; - развитие творческих способностей школьников; - формирование положительной Я-концепции личности учеников; - выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения? В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его проведении? Как в дальнейшем можно использовать недостатки этого урока? |