Анализ урока окружающего мира




1 вариант

1. Тип урока.

2. Цели и задачи урока.

3. Оборудование урока (для учителя, для ученика), его соответствие целям, задачам, содержанию урока.

4. Готовность класса к уроку.

5. Структура урока: основные этапы урока и время, выделенное для них, переход от одной части урока к другой.

6. Осуществление цели, задач урока по этапам:

а) актуализация опорных знаний; проверка домашнего задания. Приёмы проверки домашнего задания, постановка вопросов: уточнение, дополнение ответов учеников, использование наглядных пособий при проверке домашнего задания, контроль за работой учащихся по ведению «Дневника наблюдений», оценка ответов учащихся, ее обоснование;

б) постановка цели урока, определение темы урока

в) изучение нового материала и организация познавательной деятельности учащихся на этом этапе. Переход к новой теме, содержание излагаемого материала – его доступность, систематичность, связь с жизнью и практикой, вопросы духовно-нравственного воспитания, бережного отношения к природе, использование наблюдений учащихся за природой при изучении нового материала.

г) качество и разнообразие методов и приёмов, используемых на уроке, их соответствие содержанию и возрастным особенностям учащихся, сочетание беседы с элементами рассказа, формирование умений и навыков, формы работы, повышающие познавательную активность учащихся на уроке – включение ранее приобретенных знаний о природе в новые связи, использование ИКТ на уроке, проблемные вопросы, элементы занимательности, сочетание коллективной и индивидуальной работы учеников;

д) приёмы, способы, пути проверки усвоенного на уроке материала, в т.ч. разноуровневый подход.

7. Деятельность учителя: владение материалом, культура речи, стиль общения с классом, увлеченность работой, красноречие, артистизм.

8. Деятельность учащихся: вовлечение в работу, степень интереса, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

9. Соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

10. Формирование УУД, контрольно-оценочной деятельности учащегося.

11. Организация этапа подведения итога урока и рефлексии

12.Результативность урока: достижение цели урока, качество обученности учащихся.

2 вариант Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) +Отобранное содержание соответствует дидактической задачи урока. +Дидактическая задача решена.
Содержание урока +Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.
Методы обучения +Решению триединой образовательной цели соответствуют приемы обучения и учения.
Формы обучения +Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) соответствуют решению основной дидактической задачи урока. +Целесообразно использовались предложенные задания.
Результативность урока +Цели и решение основной дидактической задачи урока достигнуты.
Практическая направленность урока +Предлагаемые для выполнения школьниками упражнения и задачи имели практическую направленность вопросов.
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности +Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока +Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) + Взаимопомощь
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока +Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Формирование ИКТ-компетентности +Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
Структура урока +Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Педагогический стиль +Соблюдение норм педагогической этики
Гигиенические требования +Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

3 вариант Схема анализа личностно-ориентированного урока

Мотивационно-ориентировочный аспект

  1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?
  2. Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самосовершенствованию?

Содержательный аспект

  1. Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, целям, задачам и ведущим идеям урока?
  2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом учащегося? Насколько изучаемый материал является интересным и значимым для школьников?
  3. Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные, межпредметные и метапредметные компоненты деятельности?
  4. Очевидна ли практическая направленность материала? Какое значение она имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей обучающихся?

Организационный аспект

  1. Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?
  2. Применялись ли диалоговые формы общения в ходе учебного занятия?
  3. Стимулировал ли учитель школьников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы и способов его выполнения?
  4. Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?
  5. Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный стиль и темп учебной деятельности обучающихся?
  6. Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?
  7. Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?

Оценочно-результативный аспект

  1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?
  2. Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания?
  3. Привлекались ли школьники к самооценке и рефлексии собственной деятельности на разных этапах урока или в конце урока?
  4. Основные аспекты самоанализа и перечень вопросов для его осуществления
Аспекты самоанализа Вопросы для самоанализа
I. Цели и задачи урока В чём заключается основной замысел проведенного мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие цели и задачи планировалось достичь в ходе урока?
II. Содержание и организация учебного занятия Насколько удачно мне удалось отобрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия с учащимися? Соответствовали ли они принципам личностно-ориентированного подхода, целям и задачам урока?
III. Технология работы педагога Какие технологические приёмы использовались мною для того, чтобы на уроке: - актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся; - стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности; - была создана для учеников ситуация выбора учебных заданий и форм ее выполнения; - было создано учебное взаимодействие в диалоге; учитывался индивидуальный темп и стиль учебной деятельности разных школьников?
IV. Результативность проведённого урока Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь поставленных мною целей и задач урока? Насколько проведённое занятие было направлено на: - становление и проявление индивидуальности учащихся; - развитие творческих способностей школьников; - формирование положительной Я-концепции личности учеников; - выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения? В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его проведении? Как в дальнейшем можно использовать недостатки этого урока?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: