Воспитание через любовь (по Сухомлинскому).




I

В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспитания только как воздействия на формирующуюся личность. Воспитание законо­мерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные ценности, нравственные отношения между людьми, которые его окружают, их духовную культуру. В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания:1) заранее продуманную воспитательную работу с детьми;2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки. Важное положение Сухомлинского заключается в следующем: воспитание — не искоренение недостатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их «вытесняет бурная поросль достоинств».

Воспитание осуществляется через отношения, в основе которых должны лежать не власть и подчинение — они не вызовут взаимного доверия, податливости, — а уважение и любовь.

В. А. Сухомлинский дал глубокий анализ содержанию воспитания. Наряду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим он во всех педагогических трудах обращает особое внимание на нравственное воспитание. Главным в нравственном воспитании он считал формирование личного отношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед родителями, перед кол­лективом, перед самим собой — перед совестью.

Эта задача осуществима лишь в том случае, когда ребенка приучают к преодолению трудностей, к борьбе, к сдержанности, к самообладанию.

Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формирует способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспитанииважно возбудить желание самосовершенствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить — это искреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя — видеть воспитанни­ка лучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение воспитателя рождает у воспитанника веру в себя, в возможность своего развития.

Суть воспитанияСухомлинский видел в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулировать внутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденность человека.

Важной задачей воспитания Сухомлинский считал формирование сознания — мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступ­кам. Одна из центральных задач школы — воспитание благородных чувств: любви к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих до­стоинств каждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыстное наслаждение культурными богатствами.

Какие же методы воспитания рекомендует В. А. Сухомлинский? Он при­дает большое значение воздействию словом. Слово должно быть содер­жательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспи­танника. Сам В. А. Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, посвященных явлениям природы, чувствам, переживаниям.

Очень часто эти сочинения-миниатюры он читал на своих уроках, при­зывая своих учеников думать, размышлять. Воспитание словом осуще­ствлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлышской шко­лы было такое объявление: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют пе­ред вами красоту искусства».

 

II

 

1. Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

2. У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.

3. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

4. Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.

5. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса (добавлю от себя: считаю, что крик - это показатель слабости!)

6. Как бы серьёзен не был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

 

В течение 10 лет он исследовал причины разводов среди 200 семей. Из-за неумения понять друг друга развелись 189 пар. Также Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где появилась трещина в их взаимоотношениях.

«Пусть не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных наук. <…> Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека».

Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.

«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. <…> И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».

Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь к партнёру и детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения.

Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук.

 

III

 

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

 

IV

 

В.А.Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Систему В.А. Сухомлинского без преувеличения можно назвать универсальной относительно широты охвата системообразующих феноменов и глубины и убедительности интерпретации их причинно-следственных связей.

Обращение к сердцу и уму ребенка, а не попытки поучать, указывать ей, распоряжаться ею, является лучшим психологически совершенным инструментом, который всегда срабатывает, вызывает отклик детской души, желание стать лучше.

Гуманизм педагогической системы В.А. Сухомлинским основывается на положении о ценности человека, его праве на свободу и достоинство как неповторимой индивидуальности. Он выдвинул и развил концепцию относительной автономии конкретной личности, ее права на выбор на основе собственной совести.

В.А. Сухомлинский говорил о рождении ребенка, пробуждении отцовского и материнского чувства любви, сыновнем долге, чувстве сострадания, благодарности, о том, как поступки отражаются на душевных переживаниях других – словом, обо всем, что делает человека Человеком.

Исследуя философскую проблему человека, в своем произведении "Как воспитать настоящего человека" В.А, Сухомлинский отметил следующие черты: понимание и переживание цели и смысла жизни; богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей. Особое внимание в концепции настоящего человека педагог уделял готовности бороться за свои убеждения, отстаивать их, чувству человеческого достоинства – уважению самого себя, умению дорожить своей личной честью, своим именем; интеллектуальному богатству, творческому уму, стремлению жить в мире мысли, постоянному желанию обогащать и развивать свой разум. Завершая описание психической и духовной сущности человека, В.А. Сухомлинский отмечал эстетическое богатство личности, тонко развитую потребность в прекрасном, любовь к труду, высокую нравственность трудовых отношений, влюбленность в конкретное дело, стремление к совершенствованию трудового мастерства, физическое совершенство.

 

V

Гуманистические, ценностные идеи и взгляды В.А. Сухомлинского нашли свой отклик как у современников, так и у педагогов следующего поколения. В качестве примера, можно проследить их применение в личностно-ориентированном подходе в педагогике, получившем свое развитие в 80-90-х годах прошлого столетия. Выступая против авторитарной школы и педагогики, педагоги данного направления предлагали свой подход по преобразованию отечественного образования.

Рассмотрим более подробно использование идей В.А. Сухомлинского в современной школе. В прошлом, авторитарная педагогика базировалась на следующих принципах: педагог обязан выполнить задачи, наложенные на него обществом, а ученик, в свою очередь, соответствовать запрограммированной тем же обществом идеальной модели. Лично-ориентированный подход, напротив, направлен на решение совершенно отличных задач. Его основой является признание права каждого из участников воспитательно-образовательного процесса быть личность, способной к самовыражению, свободному выбору своего жизненного пути, к самоопределению; умеющей использовать это право на реализацию своих собственных ценностей и мотивов; правом на формирование уникального собственного отношения к другим, к окружающему миру, к себе

 

Эта современная теория личностно-ориентированного обучения, разработанная теоретически и, в принципе, уже запущенная в практику имеет основу. Это идея всестороннего развития личности в её историческом развитии В.А. Сухомлинского. Он писал: «Всесторонне развитие личности - это создание индивидуального человеческого богатства, раскрытие её творческих задатков, способностей, дарований, таланта. Это сочетание в себе идейных убеждений, нравственных качеств, эстетических ценностей, культуры материальных и духовных потребностей. Рассуждать о всестороннем развитии нельзя без исключительной оговорки: подлинное всестороннее развитие - это гармония того, что он получает, потребляет». Далее великий педагог подчеркивает, что выбор специальности на всю жизнь - одна из самых ванных задач школы и родителей. Ведь гармония личности заключается в том, чтобы каждый человек, зная свое дело, принес максимальную пользу обществу и получил при этом удовольствие от своего труда, его результатов.

Осуществление на практике этого подхода к воспитанию и образованию представляется возможным лишь в том случае, если педагог уже обладает определенным специфическим мировоззрением, которое и представляет основу его педагогической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: